Коррупция как непосредственная угроза национальной безопасности Российской Федерации

Автор: Кучма М.В., Толстогузов А.С.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 5 (35), 2018 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена исследованию одной из основных угроз национальной безопасности России - коррупции; исследовано содержание данного феномена, проанализированы статистические данные, отражающие уровень восприятия коррупции, оценены угрозы, формируемые коррупционными проявлениями.

Коррупция, законодательство, чиновники, контроль, государственная служба, органы государственной власти

Короткий адрес: https://sciup.org/140273311

IDR: 140273311

Текст научной статьи Коррупция как непосредственная угроза национальной безопасности Российской Федерации

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1] коррупция указана в числе основных угроз государственной, экономической, экологической и общественной безопасности формирующих совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [2].

В этой связи возникает ряд вопросов:

— настолько ли проблема коррупции серьезна, что мы осмелились поставить ее наравне с терроризмом?

— каким образом коррупция может угрожать государственной безопасности?

Исследованию этих вопросов и посвящена статья.

Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая — во всех центрах древневосточных цивилизаций[3]. В «Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (Египет, XXII в. до н.э.) указывается: «Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается[4].

Насколько серьезно вопрос коррупции стоит в современной России, чтобы о ней говорить? Насколько сильно проблема коррупции затрагивает российское общество, причины ее существования, а также направления борьбы и противодействия коррупции?

Для выяснения этих вопросов, обратимся к социологическим исследованиям, которые помогут проиллюстрировать остроту проблемы. Статистические данные Левада — Центра, указывают на то, что социальная оценка коррупции воспринимается населением как господствующего феномена в современно российском обществе. Это подтверждает укоренение коррупции в сознании современного общества. Каждый третий россиянин обеспокоен современным уровнем коррупции и масштабами взяточничества в стране [5].

При этом, сопоставление оценок о вызовах, угрозах, приоритетах в защите интересов национальной безопасности с личным опытом респондентов по этому поводу показало, что наиболее низкие оценки выставлены населением решению вопросов по антикоррупционной безопасности (свыше 76% респондентов) [6].

В ходе исследования общественного мнения «…о масштабах коррупции» эксперты Левада – центра отметили, что более половины россиян полагают, что органы власти в значительной степени подвержены коррупции, а треть россиян уверены, что коррупция полностью поразила современную систему управления в стране. Подавляющее большинство респондентов (более 80%) высказали свое мнение касаемо того, что, по сравнению с «лихими девяностыми и криминальными двухтысячными» коррупция не уменьшилась. Каждый второй россиянин считает, что ее невозможно искоренить, а наибольшее, чего можно достигнуть, так это лишь снизить ее масштабы [7].

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в число наиболее коррумпированных сфер жизнедеятельности входит медицина — так считают 21% респондентов, участвовавших в опросе. По коррумпированности медицина уступила лидерство только

ГИБДД (32%), разделив второе место с полицией (тоже 21%). За последние несколько лет отношение к взяточничеству в медицине у россиян только ухудшилось[8].

По информации Центра антикоррупционных исследований и инициатив наиболее коррупционной сферой, в которой гражданам чаще всего приходится использовать такие формы коррупции как взятка или подношение, признана сфера высшего образования — 60 %. Здравоохранение и судебная система поставлены в данном исследовании на второе место (по 55 %) [9].

Исследования указывают на то, что человек сталкивается с необходимостью дать взятку, как правило, в периоды особых жизни обстоятельств — и начинается все это в центрах акушерства (это тот самый случай, когда «человек сталкивается с коррупцией еще до своего рождения»), далее мы сталкиваемся с коррупцией уже при устройстве детей в сад, школу, вуз, при необходимости получить медицинские услуги, при получении справок в госучреждениях и этот перечень «коррупционных услуг» можно продолжать очень долго.

Итак, на основе изложенного следует заключить: подход к изучению и выработке методов борьбы с коррупцией необходимо выстроить на междисциплинарном и межведомственном уровне, и поскольку данная проблема затрагивает практически все сферы общества, одна только проработка антикорупционного законодательства не решает проблемы в целом, мы просто в некоторой сфере создаем эффект ремиссии на относительный период времени [10].

Российская коррупция это многоаспектное, многоуровневое, системно организованное социальное явление, органически интегрирующее в себе экономическую, юридическую, социальную, управленческую, этическую и политическую составляющие. Коррупция распространена как на элитарном, так и на среднем и на низовом уровнях; она проникает во все сферы и подсистемы общественного бытия, затрагивает интересы всех социальных групп, слоев и классов общества, поражает экономику и политику, социальную сферу и культуру. Негативные социокультурные процессы вызвали снижение значения нравственных начал, утрату духовности, девальвацию ценности права», «…если не принять должные меры, в конечном счете неминуемо приведет к падению власти» [11].

Основная проблема в противодействии коррупции связана с тем, что граждане, которые слышали, видели, сталкивались с этим явлением, молчат и делают вид, что ничего противозаконного не происходит. Данная позиция содействует сохранению и развитию коррупции.

В нашем государстве существует определенная практика борьбы с коррупционной составляющей. Но, как правило, все действия направленные на борьбу с коррупцией обращены к ужесточению меры наказания. Бесспорно это весьма существенный и результативный метод борьбы. Но создается такое впечатление, что иных методов, и методов сопутствующих не существует.

Рассматривая проблему коррупции на этапе зарождения можно заметить следующую закономерность: существенная часть претендентов на должности в органах власти изначально мотивирована именно возможностью конвертации административного ресурса в материальные блага. Следовало бы отметить, что такое понимание смысла поступления на службу государственные структуры зачастую возникает еще на стадии обучения в вузах.

Таким образом, еще на этапе выбора профессии молодые люди отдают предпочтение той или иной профессии, основываясь на возможности конвертации административного ресурса в материальные блага. И эта ситуация в корне ломает фундаментальные основы и принципы, которые определяют направления деятельности практически всех государственных органов, идея которых заключается в установлении законности и справедливости.

Из этого и вытекает формирование недоверия и негативного отношения к государственной власти, системе здравоохранения, судебной и надзорной системы, правоохранительным органам и органам исполнительной власти. Прогрессирует уровень социальной несправедливости, беззащитности общества перед сложившимися обстоятельствами. Это наносит ущерб конституционным основам государственной власти, что в свою очередь, создает плодотворную почву для пропаганды идей экстремизма и терроризма.

Государственная политика в области противодействия коррупции прорабатывается весьма интенсивно, издаются методические рекомендации, наряду с этим никто не стремиться разобраться в деталях, и при всем при этом оплата труда «бюджетникам» складывается каким то, весьма загадочным путем в условиях запрета заниматься иной деятельностью. Вопрос напрашивается сам собой: — задумывался бы рядовой врач или представитель системы государственных органов о коррупционных схемах в условиях достойной оплаты труда или все же в достойных условиях он дорожил бы своей работой? Пожалуй, стоит задуматься: возможно, мы ищем истоки проблемы не там, или вообще только делам вид, что ищем эти истоки.

Для полноты описанной картины приведем несколько примеров:

  • a)    инспектор ДПС получает определенный коэффициент денежного поощрения, надбавки, в качестве стимулирования, за каждое оформленное надлежащим образом правонарушение. Задумаемся на секунду, имела бы коррупционная составляющая в данной сфере такой широкий спектр проблем, задумывался ли бы наш инспектор о коррупционной составляющей и разменивал бы законное поощрение на противоправную прибыль?

  • б)    данный пример позволит перейти нам от каких-то частных примеров коррупционной составляющей рядовых сотрудников, к масштабному пониманию коррупционеров. Сотрудница департамента «У» является собственником квартиры, при этом живет у родителей, официально она не может сдавать в аренду свою квартиру, поскольку этот вид дохода запрещен ей как госслужащему законодательством РФ. Проблема здесь коренится не только в том, что она вынуждена сдавать свою квартиру в аренду не официально и не выплачивает за это налоги, а в том, что если допустить возможность такого дохода, то спустя короткий период найдутся такие нечестивые чиновники, которые будут спокойно сдавать в аренду 30 квартир и получать из этого прибыль в рамках правового поля.

И это уже совершенной иной масштаб коррупции, и если причины коррупционной составляющей с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни и пути искоренения этих причин - одни, то причины коррупционной составляющей в крупных масштабах, а также пути искоренения этих причин совершенно другие.

Для того чтобы в полной мере разобраться, какие направления противодействия коррупции функционируют в современной системе обратимся к действующему законодательству, в соответствии с которым коррупция понимается как:

  • а)    злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

  • б)    совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица [12].

Согласно утвержденной Президентом РФ в конце 2015 года Стратегии национальной безопасности РФ особое внимание необходимо уделить искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию РФ и реализации стратегических национальных приоритетов [13].

Законодателем также разработаны различные методические рекомендации, призванные снизить уровень коррупции в государственных структурах. Вооружить государственных и муниципальных служащих антикоррупционным инструментарием, конечно же необходимо. Но одних этих мер недостаточно. Ибо в данном случае мы получаем возможность влиять лишь на следствие проблемы, но не на причины и факторы, ее детерминирующие, потому что необратимые последствия коррупции порождает прежде всего отсутствие культуры антикоррупционного поведения граждан. Поэтому в ряде нормативно-правовых актов законодателем уделено внимание вопросам разработки идеологии борьбы с коррупцией, правовому просвещению и методическому обеспечению данной работы» [14].

Правовое и антикоррупционное просвещение в широком плане можно рассматривать как процесс передачи информации юридического содержания. Но этот процесс не является самоцелью. Он, скорее сопровождает социализацию, получение знаний любого содержания. Элементы правового просвещения должны иметь место во всех образовательных программах: дошкольных, школьных, среднеспециальных, высших. Причем правовое просвещение должно быть направлено не только на усвоение норм антикоррупционного законодательства, но и на формирование положительных правовых установок личности, социальной группы, общества. В конечном итоге личность, обладающая правовой культурой, должна знать и понимать право, естественно воспринимать его требования, уважать нормы права в силу личного убеждения, а не принуждения, иметь привычку поступать в соответствии с законом, проявлять правовую активность по отношению к правонарушениям.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основная линия в противодействии коррупции все-таки, не усиление репрессивной составляющей, а просвещение и повышение осведомленности государственных и муниципальных служащих, а также рядовых граждан о том насколько негативно влияние коррупции для нормального функционирования социальных институтов общества, какова ответственность за коррупционные преступления, правила морали и нравственности, которыми должны обладать сотрудники госорганов, что должны делать и что неприемлемо для должностных лиц.

Список литературы Коррупция как непосредственная угроза национальной безопасности Российской Федерации

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  • Воронцов С.А., Локота О.В., Понеделков А.В. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебное пособие / Ростов-на-Дону, 2017. С. 63-64.
  • Ветхий Завет. Ам., 5:12.
  • Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под общей редакцией Н.Д. Ковалева. Ростов-на-Дону, 2012. Сер. Высшее образование (Издание 3-е, дополненное и переработанное). С. 55-56.
  • Левада - Центр. Опрос проведен 19 - 24 февраля 2016 года «Проблемы, наиболее тревожащие население». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/03/28/naibolee-trevozhashhie-problemy/.
  • Воронцов С.А., Понеделков А.В. О совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности // Власть. 2016. № 2. С. 126-132.
  • Левада - Центр. Опрос проведен 19 - 24 февраля 2016 года «Представления о масштабах коррупции и личный опыт». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/04/06/predstavleniya-o-masshtabahkorruptsii-i-lichnyj-opyt/.
  • Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. Электронный ресурс. Режим доступа http://wciom.ru/.
  • Электронный ресурс. Режим доступа http://transparency.org.ru/vrossii/sudia-po-oprosam-sfera-obrazovaniia-samaia-korrumpirovannaia.
  • Sergey Vorontsov, Alexey Mamychev, Alexander Ponedelkov, Aibulat Yanguzin and Hanif Vidanov. ELITOGENESIS IN THE POLITICAL PROCESSES OF MODERN RUSSIA, BASED ON SOCIOLOGICAL (FIELD) RESEARCH // MAN IN INDIA. Volume 97. Number 23. 2017 (23): 273-284.
  • Воронцов С.А., Понеделков А.В., Буров А.В. Основы противодействия коррупции. Учебно-методическое пособие / Ростов на Дону, 2016. С. 17.
  • О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». - 2008. - № 52 (ч. 1) - ст. 6228.
  • Воронцов С.А. О характере угроз национальной безопасности России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 3 (70). С. 92-95.
  • Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.
Еще
Статья научная