Костяные предметы из могильника бронзового века Аршалы в Казахстане

Бесплатный доступ

В настоящее время накоплен огромный материал по изучению ремесла и культуры населения Казахстана эпохи бронзы. В связи с этим остро встал вопрос об осмыслении и систематизации данных материалов, включая косторезное дело, особенно в свете последних открытий. В предлагаемой статье рассматривается коллекция костяных предметов из могильника Аршалы (материалы З. С. Самашева), датируемого концом XIV - началом XIII в. до н. э. На памятнике в 1983-1984 гг. В. С. Волошиным были проведены плановые раскопочные работы. С 2012 г. могильник снова стал объектом исследования. Несмотря на то что комплекс был ограблен, в процессе раскопочных работ найдены многочисленные фрагменты керамики, бронзовые и пастовые бусы, кости животных, каменные и костяные предметы и одна подвеска из клыка хищника. В этой коллекции особого внимания заслуживают предметы из кости: пряжка, накосное украшение и несколько подвесок. Находки дают возможность предполагать, что у населения, оставившего данный могильник, косторезное дело было одной из хорошо развитых отраслей хозяйства. Костяные предметы, найденные на могильнике, сделаны из плоских и трубчатых костей мелких животных и тщательно отполированы (в некоторых случаях представляют особую художественную ценность). Ранее уже отмечалось наличие подобных предметов среди женских украшений позднеалакульского времени. Результаты исследований позволяют убедиться в том, что данный памятник является частью культуры населения бронзового века Центрального и Северного Казахстана.

Еще

Казахстан, бронзовый век, могильник, костяные предметы

Короткий адрес: https://sciup.org/147219411

IDR: 147219411

Текст научной статьи Костяные предметы из могильника бронзового века Аршалы в Казахстане

В настоящее время накоплен огромный материал по изучению ремесла и культуры населения Казахстана эпохи бронзы. В связи с этим остро встал вопрос об осмыслении и систематизации данных материалов, включая косторезное дело, особенно в свете последних открытий. Целью предлагаемой статьи является характеристика коллекции костяных предметов из могильника Аршалы (материалы З. С. Самашева), датируемого концом XIV – началом XIII в. до н. э.

Могильник Аршалы согласно постановлению акимата Акмолинской области от 1 июня 2010 г. № А - 5/197 «Об утверждении Государственного списка памятников истории и культуры местного значения» внесен в данный список под № 50 и под названием

Ижевский І. Памятник после плановых рас-копочных работ, проведенных в 1983–1984 гг. В. С. Волошиным, через 18 лет снова стал объектом исследования для сотрудников филиала Института археологии им. А. Х. Маргу-лана (начиная с лета 2012 г.) [Байтлеу, Ахметов, 2012]. В процессе возобновившихся работ изучаемая площадь могильника была расширена к востоку и к юго-востоку от прежнего раскопа.

Несмотря на то что могильник в свое время был ограблен, в ходе раскопочных работ найдены многочисленные фрагменты керамики, бронзовые и пастовые бусы, кости животных, каменные и костяные предметы и одна подвеска из клыка хищника. В этой коллекции особого внимания заслу-

Сиражева Б. А. Костяные предметы из могильника бронзового века Аршалы в Казахстане // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 7: Археология и этнография. С. 58–63.

ISSN 1818-7919

Вестник НГ”. Серия: История, филология. 2015. Том 14, выпуск 7: Археология и этнография

Рис. 1. Костяные предметы из могильника Аршалы: 1–2 – пряжка; 3 – накосное украшение; 4–6 – подвески (фото Д. А. Байтлеу; с увеличением)

живают предметы из кости. Они представляют собой малочисленные, но интересные изделия: пряжка, накосное украшение и несколько подвесок (рис. 1).

Наличие подобных предметов среди женских украшений позднеалакульского времени отмечалось и ранее. Находки дают нам возможность предполагать, что у населения, оставившего данный могильник, косторезное дело было одной из хорошо развитых отраслей хозяйства. Костяные предметы сделаны из плоских и трубчатых костей мелких животных и тщательно отполированы. В некоторых случаях они представляют особую художественную ценность.

Рассмотрим пряжку из кости (рис. 2) 1. Место находки – раскоп I. Пряжка находилась на глубине 247 см от нулевой отметки и в 37 см к центру от борта могильной ямы, в правом углу каменного ящика, расположенного внутри могильной ямы круговой ограды. Она представляет собой круглый предмет в виде двух крышек диаметром 35 мм и толщиной 9 мм, некогда соединенных. На лицевой части крышки, которая считается нижней стороной, есть крестообразный вырез размером 1–2 мм. Соответственно на лицевой части крышки, с дистальной сторо-

б

Рис. 2. Разлом пряжки по слою кости ( а ), тыльная сторона пряжки из кости ( б ) (фото Д. А. Байтлеу; с увеличением)

1 Автор выражает глубокую признательность З. С. Самашеву за предоставленную возможность работы с материалами.

Рис. 3. Накосное украшение (фото Д. А. Байтлеу; с увеличением)

ны, имеется крестообразный выступ размером 5 мм, в центре присутствует отверстие диаметром 1,1 см.

Рис. 4. Подвеска из раковины (фото Д. А. Байтлеу; с увеличением)

Дистальная сторона пряжки сломана в трех местах. Фрагментация предмета была допущена во время раскопок. Верхняя сторона предмета состоит из двух более крупных обломков и множественных мелких частей, чрезвычайно хрупких и неустойчивых к любому внешнему воздействию. Возможно, при изготовлении они были выполнены отдельно, а затем склеены. Обычно цельные изделия разрушаются, расслаиваясь, но в данном случае пряжка не расслоилась, а разошлась ровно (по швам). Общее число отверстий для ремня – четыре, сделаны с четырех боковых сторон изделия. Это отверстия в виде четырехугольника с размером стен 5 мм и 1 см, с периметром 3 см. Хотя данное изделие мы предварительно именуем пряжкой, учитывая его изящность, нельзя исключить возможность того, что оно также могло быть деталью одежды либо украшением.

Рис. 5. Подвеска из просверленных клыков хищников (фото Д. А. Байтлеу; с увеличением)

Второй предмет – накосное украшение (?) (рис. 3). Место находки – каменный ящик, расположенный на южной стороне раскопа I. Оно было обнаружено на северо-восточной стороне могильной ямы на глубине 94 см и в 63 см от северного борта к югу. Данное изделие в виде гофрированной трубочки изготовлено из трубчатой кости мелкого животного, длина его 25 мм, диаметр 5 мм. С нижней стороны изделия имеется продольная трещина, один конец отломлен, длина обломка 11 мм.

Рис. 6. Украшение, выполненное в виде казахской «айсырға» (серьга в форме луны) (фото Д. А. Байтлеу; с увеличением)

Как отмечал А. А. Ткачев, среди артефактов, относящихся к алакульской культуре Центрального Казахстана, имеются накос-ные украшения [1987. С. 25–35]. Однако автором не представлены ни подробные описания, ни фотографии этих предметов, поэтому нам не удалось определить схожесть с ними нашей находки. В. В. Ткачевым приводилось описание и анализ схожей с нашей находкой вещи, но имевшей гладкую поверхность – предмет автор определял как «пронизь» [2006. С. 67]. В описаниях украшений, найденных в могильниках Шет, М. К. Кадырбаев и Ж. К. Курманкулов аналогичным предметам дали название «височные подвески» [1992. С. 101]. Изучаемое нами изделие было повреждено еще в древности, поэтому определение его точных размеров затруднено, не исключено также, что указанный предмет является орнаментированным игольником.

Ожерелье из раковины и из просверленных клыков хищников (рис. 4–5) было найдено на груди у женщины, захороненной в каменном ящике, расположенном на южной стороне раскопа I. Находилось на глубине 253 см от нулевой отметки. Раковина и клыки не подвергались особой обработке, были лишь просверлены для нанизывания. В этом комплекте наиболее интересным предметом является украшение, выполненное в виде казахской «айсырға» (серьга в форме луны). Отличается от нее наличием зигзагообразных краев и отверстия для нанизывания в верхней части. Само изделие достигает 34 мм в высоту и 28 мм в ширину в самом широком месте (рис. 6). Аналоги данной вещи нам пока не известны. Следует отметить, что в настоящее время невозможно сопоставить все источники, относящиеся к позднему бронзовому веку. Надеемся, что в будущем среди материалов данного периода найдутся аналогичные предметы, пригодные для более тщательного и подробного анализа. Возможно, в целом найденный комплект выполнял функцию амулета (?).

Найдены также два предмета неопределенного назначения, предположительно украшения из кости. Место находки – круговая ограда раскопа I. Первый предмет находился в северной части могильной ямы на глубине 315 см от нулевой отметки. Представляет собой трапециевидную трубочку длиной 13 мм и диаметром 8 мм. В верхней части сделан округлым, похожим на место на сосуде, где плечо плавно переходит в горловину. Имеется продольная трещина. Аналогичные изделия встречаются среди находок, относящихся к бронзовому веку Центрального Казахстана [Маргулан и др., 1966. С. 435].

Место находки второго предмета (рис. 7) – могильная яма 2, расположенная в северной части раскопа ІІ. Указанный предмет находился на глубине 203 см от нулевой отметки, в 3 см от дна могильной ямы и в 2 см от северо-восточного борта. Изделие длиной в 9 мм и диаметром 12 мм сделано в виде кольца из трубчатой кости мелкого животного. Похожий предмет найден в комплексе Бегазы эпохи бронзы [Маргулан, 1979. С. 85, 220].

В каменном ящике в южной части раскопа І, в могильной яме I, обнаружен клык

Рис. 7. Украшение из кости (фото Д. А. Байтлеу; с увеличением)

крупного хищника. Лежал в северо-восточном углу могильной ямы на глубине 110 см от нулевой отметки и в 30 см от северного борта ямы по направлению к южному борту.

Рассмотрев каждую вещь из коллекции костяных изделий могильника Аршалы, можно подтвердить предшествующие выводы об отнесении данного памятника к кругу культур бронзового века Центрального и Северного Казахстана.

После работ К. В. Сальникова «Бронзовый век Южного Зауралья» [1951] в изучении истории андроновцев накопилось множество вопросов [Габдулина, 2012. С. 46]. В основном они касаются времени возникновения алакульской культуры, установления связей между алакульскими и федоровскими культурными традициями (параллельность или преемственность?), общей хронологии культуры и т. д. В связи с этим мы считаем, что использование костяных предметов из могильника Аршалы в качестве источников может помочь в ответе на указанные вопросы в ходе дальнейших исследований.

Список литературы Костяные предметы из могильника бронзового века Аршалы в Казахстане

  • Байтлеу Д. А., Ахметов М. Г. Предварительные результаты исследований могильника Аршалы в Акмолинской области в 2012 г. // Труды филиала Института археологии им. А. Х. Маргулана в г. Астана. Астана, 2012. Т. 1. С. 20-23
  • Габдулина А. Ж. Исторические памятники эпохи бронзы (XVII-IX веков до н. э.) в Казахстане: параллелизм между алакульской, федоровской и петровской культурами // Badania naukowe. Teoria i praktyka. Sekcja 9. Nauk historycznych. Wroclaw, 2012. С. 46-61.
  • Ткачев А. А. Периодизация и хронология алакульских памятников Центрального Казахстана // Вопросы периодизации археологических памятников Центрального и Северного Казахстана. Караганда: Изд-во КарГУ, 1987. 129 с.
  • Ткачев В. В. Степное Приуралье на рубеже эпох средней и поздней бронзы. Челябинск: Рифей, 2006. 137 с.
  • Кадырбаев М. К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки (по материалам Северной Бетпак-Далы). Алма-Ата: Гылым, 1992. 247 с.
  • Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука КазССР, 1966. 435 с.
  • Маргулан А. Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1979. 360 с.
  • Сальников К. В. Бронзовый век Южного Зауралья // МИА. М., 1951. № 21. С. 51-59.
Еще
Статья научная