Кожные узоры ладонной поверхности рук как маркеры повышенной агрессивности
Автор: Чистикина Т.А., Ефремов И.С., Чистикин А.Н.
Журнал: Тюменский медицинский журнал @tmjournal
Рубрика: В помощь специалисту
Статья в выпуске: 2 (87) т.25, 2023 года.
Бесплатный доступ
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о возможном существовании уклонений дерматоглифики в группах лиц с врожденной предрасположенностью к повышенной агрессивности, что в определенных условиях может быть использовано для проведения мероприятий, направленных на снижение уровня преступности.
Дерматоглифика, кожные узоры, агрессивность, мужчины, преступления
Короткий адрес: https://sciup.org/140303396
IDR: 140303396
Текст научной статьи Кожные узоры ладонной поверхности рук как маркеры повышенной агрессивности
Актуальность. В настоящее время одной из социальных проблем нашего общества стал рост агрессивных тенденций в подростковой среде, что в целом формирует устойчивое агрессивное поведение их во взрослой жизни и совершение ими различных преступлений против жизни и здоровья людей. Не случайно [4] указывают, что из людей, живущих в одинаковых социальных условиях, больше преступлений совершают лица с большей величиной криминальных задатков. Установлена связь между наследственностью и особенностями поведения, которые могут стать одними из причин совершения преступления [23]. Принятие во внимание данной связи позволит создать более эффективные методики предотвращения преступности и борьбы с ней.
Число детей с агрессивным поведением стремительно растет [19]. Агрессивность у младших школьников одна из основных социальных, педагогических и психологических проблем на данный момент [1]. Проблемы преступности среди несовершеннолетних изучаются в современном обществе, а криминологическая наука уделяет им большое внимание [7]. В ряде исследований приводятся возможные пути, обеспечивающие снижение уровня агрессивного поведения с использованием психолого-педагогических средств [13]. Раннее выявление риска девиантного поведения и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, в значительной степени снижает возможность формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение каких-либо преступлений в дальнейшем.
Различия в агрессивности, как онтогенетически устойчивой индивидуальной характеристики, детерминированы не только внешними условиями развития, но и, в большей степени, наследственными биологическими задатками. В частности, по результатам исследований делается вывод, что наряду со средовыми детерминантами преступного поведения существенную роль оказывает генетика индивида. Высказано мнение о возможности дальнейших исследований рассматриваемого вопроса с применением современных научных достижений при совместной работе представителей медицины и права [18]. Рассмотрен биологический подход, определяющий возможности использования достижений генетики в объяснении склонности индивида к преступному поведению, приведены аргументы необходимости применения комплексного подхода в объяснении преступности [11]. По мнению многих авторов, наследственность играет важную роль в формировании агрессивного поведения человека [3, 5, 16]. Изучена связь полиморфизмов гена МАОА с такими психологическими особенностями, как враждебность и виды агрессивного поведения. Проведено междисциплинарное молекулярно-генетическое и психологическое исследование лиц в возрасте 12-19 лет. При этом выявлено, что среди генетических полиморфизмов, определяющих риск агрессивного и враждебного поведения, наибольшую роль играет низкоактивный вариант гена фермента моноаминооксидазы A (MАОА, LPR) у лиц подросткового и молодого возраста [9].
В то же время в нашей стране, как и в мире в целом, отмечается рост таких тяжких правонарушений как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования и пр. Несомненно, что эти преступления совершают люди с повышенной агрессивностью, которая может иметь взаимосвязь с генетическими особенностями организма человека, в том числе узорами гребешковой кожи кистей рук.
Цель исследования. Выявление комплекса признаков гребешковой кожи, характерных для лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья человека -умышленные убийство и причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 105 УК РФ, ст. 111 УК РФ).
Материал и методы. Исследование проведено на отпечатках кожных узоров двух групп: опытной и контрольной. В экспериментальной группе изучены обезличенные стандартные отпечатки осужденных, находившихся в местах лишения свободы. Общее количество обследованных мужчин в этой группе - 231. В контрольной группе обработаны отпечатки кожных узоров кистей рук, полученных методом типографской краски по стандартным методикам [2]. В этой группе были материалы от 101 мужчины. Все обследованные относились к I и II периодам зрелого возраста. Методика исследования заключалась в сравнении признаков гребешковой кожи кистей рук у лиц, отбывающих наказание за преступления, в сравнении с лицами на момент исследования не имевшими судимости. Статистическая обработка проведена на персональном компьютере с применением программ пакета «Statistika 10». По каждому исследуемому количественному признаку определялась медиана (Me) и стандартная ошибка среднего (σₓ). Для сравнения средних в двух независимых выборках использован непараметрический критерий Манна-Уитни. Для оценки качественных признаков определялись процент от общего количества (p) и стандартная ошибка доли (σр). Для сравнения средних использовали точный критерий Фишера. Различия в обоих случаях оценивали как достоверные при вероятности нулевой гипотезы (p) менее 5% (p<0,05).
Результаты и обсуждение. Основные результаты работы показали, что в частотах ключевых признаков гребешковой кожи лиц, осужденных за преступления против жизни и здоровья человека, имеются некоторые уклонения, отличающие их от лиц с отсутствием судимости. Эти уклонения заключались в достоверном увеличении частот завитковых узоров на II, III и IV левой руки (на правой руке- выявлены лишь тенденциями к таким изменениям) и соответствующим снижением частот ульнарных петель. Наблюдались также некоторые особенности ладонной дерматоглифики, выразившиеся в изменении топографии окончаний главных ладонных линий.
Поэтому для выявления существования маркеров агрессивности нам представляется целесообразным исследовать дерматоглифические особенности строения гребешковой кожи, у лиц, умышленно совершивших преступления против жизни и здоровья человека в сравнении с дерматоглификой, не привлекавшихся к уголовной ответственности.
Нами проведено дерматоглифическое исследование кистей рук мужчин, осужденных за умышленное убийство и за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Поскольку относительно уровня причинения вреда здоровью нет существенных различий между указанными преступлениями, мы рассматриваем совершивших такие преступления в качестве носителей заведомо повышенной агрессивности. В контрольной группе исследованы отпечатки рук мужчин зрелого возраста, не привлекавшихся к уголовной ответственности.
При сравнении полученных результатов в группе мужчин, осужденных за умышленное убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, выявлен ряд достоверных различий пальцевой дерматоглифики от контрольной группы. Касались они преимущественно узорности на дистальных фалангах пальцев левой руки. Так, на II пальце была увеличена частота завитков до 34,07 ± 3,80% при частоте 18,80 ±3,09% в контроле. На III пальце частота завитков была увеличена до 23,74±3,90% при 7,92±3,70% в контроле. На этом пальце была уменьшена частота ульнарных петель до 68,29 ±4,20%. В контроле их частота достигала 81,19 ± 3,90. На правой руке отмечено лишь увеличение частоты завитков до 54,11±4,59%. При этом в контроле частота узора была равна 36,63 ±4,80%. При оценке величин гребневого счета на дистальных фалангах пальцев выявлено увеличение гребневого счета на IV пальце в исследованной группе до 15,73±0,51. В контрольной группе его величина была равна 13,39 ± 0,63 (р < 0,01). Это привело к различиям в формулах распределения величин гребневого счета по пальцам. В опытной группе она имела вид I>IV> V>II > III, в контроле - I>IV>II> V>III.
В ладонной дерматоглифике уклонения заключались в особенностях топографии главных ладонных линий. Так, в группе осужденных не наблюдалось редукции главной ладонной линии C, тогда как в контрольной группе это имело место в 17,82±3,80% случаев. Была увеличена частота окончаний главной ладонной линии C на левой руке в поле 8 у осужденных до 15,46 ± 1,30, при этом в контроле было лишь одно такое окончание (р < 0,01). В исследованной группе осужденных было выявлено снижение частоты окончаний главной ладонной линии B в поле 7 на левой руке до 7,69 ±2,40% при частоте окончаний линии B в контрольной группе достигающей 30,69 ±4,60% (р < 0,05). Также имело место отсутствие редукции главной ладонной линии C на левой руке осужденных. B контрольной группе редукция этой линии наблюдалось с частотой 18,81 ±3,9%. В исследованной группе осужденных было выявлено достоверное уменьшение частоты окончаний главной ладонной линии D в поле 11 до 6,25±6,1% при частоте таких окончаний в контроле - 28,71 ± 4,5% (р < 0,01).
Заключение. В биологии, антропологии и медицине большое распространение получили исследования генетических особенностей организма человека. Однако, классические методы определения наследственных свойств организма дорогостоящи, сложны и длительны. Это в значительной степени затрудняет их использование в отношении больших по объему групп населения. Между тем, дерматоглифический метод, являясь генетическим методом, достаточно прост, не требует специального оборудования и серьезных финансовых затрат. Поэтому он представляется предпочтительным для исследования генетических особенностей больших групп населения. Не случайно, дерматоглифические методы исследования все более широко применяются в судебно-медицинской практике, особенно в случаях идентификации личности и установлении степени родства, а исследования в области биологии преступника ведутся наряду и в дермато-глифическом направлении [6, 12, 15].
Таким образом, у мужчин, совершивших умышленные тяжкие преступления против жизни и здоровья человека, выявлены достоверные уклонения признаков дерматоглифики, выражавшиеся в усложнении узорности на II-IV пальцах, в смещении мест окончаний главных ладонных линий в сторону номиналов с меньшей величиной. Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможном существовании уклонений дерматоглифики в группах лиц с врожденной предрасположенностью к повышенной агрессивности, что в определенных условиях может быть использовано для проведения мероприятий, направленных на снижение уровня преступности.
Список литературы Кожные узоры ладонной поверхности рук как маркеры повышенной агрессивности
- Вавилова А.Ю., Иванова И. П. Проблема изучения детской агрессивности в зарубежной и отечественной литературе. Психология и педагогика образования: проблемы, современное состояние. Сб. статей. Чебоксары, 2023. С. 32-37.
- Гладкова Т.Д. /Кожные узоры кисти и стопы обезьян и человека // М.: Наука, 1966. 151 с.
- Горбунова В.Ю., Новокович Ю. С., Воробьева Е. В. Обзор генетических основ формирования девиантного поведения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: естественные и технические науки. Уфа. 2021, № 3. С. 20-27.
- Губанов Н.И., Губанов Н. Н., Волков А. Э. О природной, социальной и личностной обусловленности криминального поведения // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. Тюмень. 2014. № 2 (3). С. 143-152.
- Гулиева Д. А. Анормальное поведение подростков и генетика // Вектор науки Тольяттинского ГУ. Серия: педагогика, психология. 2014, № 1 (16). С. 111-114.
- Клак Н.Н., Горбунов Н. С., Чикун В. И. Перспективы применения дерматоглифики в медицине// Сибирское медицинское обозрение. 2012. № 3. С. 10-14.
- Коновалова А. А. Генетические и социальные причины совершения преступлений несовершеннолетними// Правовая система и вызовы современности: Сб. материалов. Уфа, 2021. С. 209-213.
- Крючкова А.С., Ермаков П. Н., Абакумова И. В. Анализ ассоциаций полиморфизма гена МАОА с агрессивными и враждебными стратегиями в поведении у подростков и молодых людей // Российский психологический журнал. 2016. Том 13. № 1. С. 115-124.
- Крючкова А.С. и др. Психогенетические особенности агрессивных и враждебных стратегий поведения у подростков и молодых людей разной этнической принадлежности// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 1. С. 77-83.
- Ларин В. Н. Рецепция наследственной теории преступности // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 2(21). С. 113-119.
- Лунин Д. Н. Социальная обусловленность и биологическая предрасположенность преступного (девиантного) поведения// Правопорядок: история, теория, практика. Тюмень, 2022. № 1 (32). С. 62-69.
- Мазур Е.С. и др. Дерматоглифика ладоней: новые данные и перспективы исследования в плане идентификации личности// журнал Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312. С. 105-109.
- Обносов В. Н. Анализ детской агрессивности в отечественной психологической и педагогической науке// Наука и образование. Мичуринск, 2021. Т. 4. № 2. 522.
- Пирожков Д.В., Мазур Е. С. Значение дерматоглифики в медицинской криминалистике// Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 137-140.
- Пономарев С. Б. Биологический фактор в этиологии преступного поведения. Трансформация научной парадигмы// Научный вестник Омской академии МВД. 2022. Том 28. № 4 (87). С. 290-297.
- Прошина Д.С., Данилкина Д. И. Ген «преступности»: современный научный взгляд// Развитие профессионализма. 2019. № 1. С. 7-8.
- Семенака С. И. Гнев как эмоциональный компонент детской агрессивности и возможности ее социализации// Образование в России: истории, опыт, перспективы. Армавир. 2021. № 1 (14). С. 44-50.
- Ситникова М. П. Влияние генетики на преступное поведение личности// Медицинское право, 2021. № 1. С. 49-54.
- Шерстнева О.В., Пазухина С. В. Профилактика детской агрессивности// Вестник науки и образования. Тула. 2020, № 19-1 (97). С. 111-114.