Краш-синдром. Футлярные озоново-новокаиновые блокады

Автор: Князев В.Н., Мирошин С.И., Королев С.Б., Фаттяхудинова Э.С., Лосева Е.А.

Журнал: Кафедра травматологии и ортопедии @jkto

Рубрика: Клинические исследования

Статья в выпуске: 1 (13), 2015 года.

Бесплатный доступ

В процессе длительной компрессии тканей конечности и ишемии существенное значение приобретают нарушение микроциркуляции, ми­кробный фактор и метаболический ацидоз. Накоплен материал применения методов озонотерапии в лечении раненых и больных хирургиче­ской инфекцией. Изучением динамики раневого процесса, показана эффективность озона. Представленные результаты дают правомочность использования озона и при синдроме длительного сдавления, с целью блокирования раневого эндотоксикоза. По принципам и тактике военно­полевой хирургии наряду с выполнением новокаиновых блокад поперечного сечения тканей сдавленной конечности предлагается адъювантная озонотерапия в виде методики футлярных озоновых блокад.

Еще

Краш-синдром, раневой эндотоксикоз, озоновые блокады

Короткий адрес: https://sciup.org/142211377

IDR: 142211377

Текст научной статьи Краш-синдром. Футлярные озоново-новокаиновые блокады

CRUSH SYNDROME. CIRCULAR OZONE BLOCKS

  • V. N. KNYAZEV1, S. I. MIROSHIN2, S. B. KOROLEV2, E. S. FATTYAKHUDINOVA3,4, E. A. LOSEVA3,4

1Municipal Budget Health Care Institution Dolgoprudnyi Central Town Hospital, Polyclinic No.4 (Vodniki), Town of Dolgoprudnyi, Moscow region

2Nizhny Novgorod State Medical Academy named M.V. Kolokoltsev, Nizhny Novgorod

  • 3State Budget Educational Institution of Secondary Professional Education Medical School No.17, Moscow

4Ambulance Attendants Unit, Moscow

Синдром длительного сдавления, именуемый краш-синдромом, исторически сложившийся и прошедший путь изучения через многочисленные жертвы и разрушения мировых войн и стихийных бедствий минувшего XX столетия [1, 2]. Это особенный вид тяжелой травмы, когда происходит массивное раздавливание тканей и магистральных сосудистых стволов, чаще всего в сегментах конечностей. Люди, оказавшиеся под завалами, и не имея возможности самостоятельно выбраться, выживали в надежде на спасение, но даже будучи доставлены в госпитали многие погибали, несмотря на лечение и кажущееся внешнее благополучие. Так и зародилась загадочность краш-синдрома, заключающаяся в том, что спасенные умирали не до, а после освобождения от погребения [3]. В настоящее время таинственность синдрома длительного сдавления осталась в прошлом, достаточно полно изучены звенья патогенеза и в соответствии им созданы специализированные центры, где применяются основные принципы хирургического лечения и методы экстракорпоральной детоксикации.

Вопросы же оказания неотложной помощи непосредственно в очагах санитарных потерь догоспитального этапа по-прежнему остаются важными и представляют клинический интерес. В этом плане нельзя не вспомнить и вклад отечественных хирургов военно-медицинской службы с последующей разработкой лечебной тактики таким пострадавшим и раненым, как при катастрофах мирного времени на войне [4].

Что же происходит? В процессе длительной компрессии тканей конечности существенное значение приобретают нарушения микроциркуляции, микробный фактор и метаболический ацидоз, определяющие тяжесть состояния и прогноз. Постепенно наступает тяжелая ишемия, в виде признаков «артериального ступора», описанных в свое время основоположником военно-полевой хирургии Николаем Ивановичем Пироговым при тупой травме и контузии сосудистых стволов конечности у раненых в осажденном Севастополе (1854-1855) [5]. Эти признаки травматической окоченелости или «местного торпора» по Пирогову, благодаря современному учению об иннервации сосудов и профилактики их спазма, в последующем легли в основу новокаиновых блокад военно-полевой хирургии [6].

Следует отметить, что основной причиной осложнений и летальных исходов синдрома длительного сдавления остается прогрессирующая ишемия и травматический токсикоз с исходом в миоренальную почечную недостаточность, патогенетически обусловленной рабдомиолизом тканей.

Ишемический рабдомиолиз при краш-синдроме развивается достаточно быстро, в течение 60 минут, и захватывает целые группы мышц, заключенных в почти ригидные фасциальные футляры конечностей. Наступает секвестрация внеклеточной жидкости, которая интенсивно нарастает после декомпрессии, возобновляющей поступление крови в массивы некробиотиче-ски измененных мышц. Мышечные массивы, испытывающие длительное сдавление, задерживают объем внеклеточной жидкости, до травмы заполнявший весь внеклеточный жидкостный спектр [7]. После извлечения пострадавших из завалов и прекращения длительного раздавливания, у части больных шок быстро прогрессирует в результате высвобождения в кровь эндогенных токсинов из поврежденных тканей [8].

В этом и актуальность проблемы, которая несомненно затрагивает организационные и медицинские аспекты военнополевой хирургии и экстренной медицины катастроф [9, 10]. В связи с этим особую важность и приобретают неотложные мероприятия передового этапа, способные предотвратить у этой категории пострадавших прогрессирование травматического токсикоза и развитие полиорганной дисфункции. Отсюда и обоснованная необходимость поиска дополнительных средств и методов лечебного воздействия на ишемический рабдомиолиз краш-синдрома.

Практическое использование озона в медицинских целях давно и прочно заняло свою нишу в лечении многих заболеваний и травм. Имея некоторый опыт в этом направлении, а также широкое применение различных методик озонотерапии в лечении раненых и больных хирургической инфекцией, нами разработан регионарный путь введения озоно-кислородной смеси как в сосудистое русло, так и местно в пораженные ткани с оптимальной барботажной концентрацией озона 0,81,0 мг/л, учитывая основные положения озонотерапии. Изучением динамики раневого процесса, показана эффективность озона [11, 12].

Практической ценностью в исследовании послужили маркеры бактериальной инфицированности и уровня pH раны, а также анализ цитограмм. Если бактериальная обсемененность раневой полости первично составила в среднем 3,3×108 на 1 г ткани, то на 3-5 сутки у пациентов, получавших озон, количество микробов уменьшалось до 1,7×102 на 1 г ткани, тогда как контаминированность раны без озона превышала критический уровень в пределах 3,7×105 на 1 г ткани. Соответственно и кислотно-щелочные показатели при озонотерапии к 3-5 суткам отличались переходом низкого уровня рН в сторону ощелачивания. И уже к 7 суткам этот параметр с помощью озона нормализовался до 7,4, а без озона сохранял умеренный ацидоз до 7,2. На раннее стихание воспалительного процесса при использовании озона наглядно указывали и цитологические исследования.

Тем самым наш практический опыт дал основание еще раз подчеркнуть, что озон как природный антисептик в отношении бактерий пиогенной, гнилостной и анаэробной групп поливалентно способствует уменьшению тканевой гипоксии и восстановлению метаболических процессов с коррекцией уровня pH в пораженных тканях. Исходя из этого, считаем правомочным, использовать озон при синдроме длительного сдавления с целью блокирования травматического раневого эндотоксикоза.

По принципам и тактике военно-полевой хирургии наряду с выполнением новокаиновых блокад по Вишневскому Александру Васильевичу, нами рассматривается адъювантная озонотерапия в виде методик футлярных озоновых блокад. За основу взята отечественная регионарная анестезия крупных нервных стволов, разработанная еще в годы земской медицины профессором хирургии Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким (1915) и не утратившая своего практического значения до настоящих дней [13, 14]. Подтверждением тому служит прошедшая 6-7 декабря 2012 года в Национальном медикохирургическом Центре имени Н.И. Пирогова города Москвы научно-практическая конференция: «Регионарная анестезия: объединяя традиции и новые технологии», посвященная 100-летию способа проводниковой анестезии седалищного нерва, предложенного земским хирургом В.Ф. Войно-Ясенецким.

На этапах первой врачебной помощи в районе природных, военных и транспортных катастроф на извлечение и декомпрессию пострадавшего и на его транспортировку на этап квалифицированной помощи уходит в среднем от 45 до 90 минут. За этот промежуток времени освобожденным из завалов и разрушений выполняется новокаиновая блокада поперечного сечения конечности выше места наложения жгута, для купирования сосудистого «ступора» и профилактики «турникетного» шока, основываясь на учениях Н.И. Пирогова и А.В. Вишнев- ского. Аналогичным образом с целью дополнительного блокирования источника токсемии и ацидоза, какими являются ткани сдавленной конечности, мы предлагаем «пропитывать» эти ткани озонокислородной смесью в объеме 200-300 мл с концентрацией озона 0,8-1,0 мг/л. Эффект озонированного раствора реализуется путем его распространения по фасциальномышечным футлярам и параневральным пространствам.

Практически это выглядит следующим образом. Дистальнее жгута из двух уколов через апоневроз и мышцы прямо до кости озоном наполняются переднее и заднее фасциальное вместилище верхней или нижней конечностей в объеме 100-200 мл и более, в зависимости от уровня сдавления. До снятия жгута создаётся временная экспозиция и накопление раствора с пролонгированием действия озона в поражённых сегментах конечности. Это так называемый регионарный внутритканевой путь введения озона под венозным жгутом. В ситуации при ненало-женном жгуте или после его снятия озон необходимо вводить в мягкие ткани из нескольких точек на протяжении уровней поперечного сечения всей конечности. Послойно кожа с подкожной клетчаткой, подапоневротические футляры мышц постепенно насыщаются озоном вплоть до кости, используя технику «ползучего инфильтрата».

Предложенная хирургическая манипуляция как метод местной озонотерапии и будет тем самым футлярным озоновым блоком, действие которого способствует купированию ишемического токсина в тканях.

Использование данной адъювантной озонотерапии как на передовых этапах, в условиях массового поступления раненых и пострадавших, так и на последующих, наряду с хирургическим пособием и проведением инфузионной и дезинток-сикационной терапии, видится нами весьма целесообразным и перспективным. С этой целью спасательные медицинские бригады, затребованные и работающие в очагах санитарных потерь, должны, как правило, иметь определенные хирургические навыки. Наши рекомендации по применению методик озонотерапии, несомненно, потребуют и от нас дальнейших клинических и экспериментальных исследований.

Список литературы Краш-синдром. Футлярные озоново-новокаиновые блокады

  • Bywaters E.G., Beall D. Crush injuries with impairment of renal function//Brit. Med. J. 1941. Vol. 22, №4184. Р. 426-429.
  • Кузин М.И. Клиника, патогенез и лечение синдрома длительного раздавливания (Травматический токсикоз, краш-синдром). М.: Медгиз, 1959. 136 с.
  • James R. Chiles. Syndrome: A Mystery in Early Collapse Rescues. Режим доступа: http://disaster-wise.blogspot. ru/2010/09/crush-syndrome-mystery-in-early.html.
  • Нечаев Э.А., Ревской А.К., Савицкий Г.Г. Синдром длительного сдавления: руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. 208 с.
  • Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: АН СССР, 1950. 266 с.
  • Антология истории русской хирургии. Б.В. Петровский. Избранные труды. М.: изд-во Весть, 2008. Т. IV. С. 730-748.
  • Better O.S., Stein J.H. Early management of shock and prophylaxis of acute renal failure in traumatic Rhabdomyolysis//The N. Engl. J. of medicine. 1990. Vol. 322, №12. P. 825-829.
  • Odeh M. Mechanisms of disease: The role of reperfusion-induced injury in pathogenesis of the crush-syndrome.//The N. Engl. J. of medicine. 1991. Vol. 324. P. 1417-1421.
  • Шанин В.Ю., Е.К. Гуманенко Е.К. Клиническая патофизиология тяжелых ранений и травм/под ред. проф. Ю.Л. Шевченко. СПб.: ВмедА, Специальная литература, 1995. С. 6-8, 103-109.
  • Sever M.S., Vanholder R., Lameire N. Management of crush-related injuries after disasters//N. Engl. J. Med. 2006. March 9. № 354 (10). P. 1052-1063.
  • Мирошин С.И. Применение озона в хирургии. Военномедицинские аспекты: Дис..докт. мед. наук. М., 1995. 286 с.
  • Князев В.Н. Регионарная озонотерапия в комплексном лечении больных с тяжелыми формами панариция: Дис..канд. мед. наук. Нижний Новгород, 2009. 129 с.
  • Войно-Ясенецкий В.Ф. Регионарная анестезия. Пг.: Тип. А.Э. Коллинс, 1915. 228 с.
  • Рафмелл Д.П., Нил Д.М., Вискоуми К.М. Регионарная анестезия: Самое необходимое в анестезиологии (пер. с англ.)/под общ. ред. А.П. Зильберга, В.В. Мальцева. 2-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2008. 272 с.
Еще
Статья научная