Креативная рецепция произведений Льва Толстого в новейшей драматургии

Автор: Журчева О.В.

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Культура и текст

Статья в выпуске: 3 (13), 2023 года.

Бесплатный доступ

Для новейшей драмы рубежа ХХ-ХХI вв. одной из ведущих авторских стратегий стала креативная рецепция. В творчестве драматургов разных «школ» и направлений возникают произведения, вступающие прямо или косвенно в диалог с текстами предшественников, что становится продуктивной или креативной рецепцией классических сюжетов русской литературы. Творчество Льва Толстого не стало исключением, толстовское наследие и сама его личность неоднократно волновали современных авторов. В статье рассматриваются некоторые примеры восприятия произведений Льва Толстого в современной драматургии и театре на предмет того, предполагает ли поэтика писателя создание текстов, предназначенных для игры воображения, пародирования, игры с читателем.

Еще

Новейшая драматургия, креативная рецепция, лев толстой, диалог с предшественниками, классические сюжеты

Короткий адрес: https://sciup.org/170200537

IDR: 170200537   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2023_13_25

Список литературы Креативная рецепция произведений Льва Толстого в новейшей драматургии

  • Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. Москва: РОССПЭН, 2004. 656 с.
  • Вербицкая М.В. К обоснованию теории «вторичных текстов» // Филологические науки. 1989. № 1. С. 29-36.
  • Петрова Н.В. «Вторичный текст» - термин парадигматической интертекстуальности [Электронный ресурс]. URL: http://library.isu.ru/ru/resources/e-library/conf_works_ ISU/ech2_soderzhanie/Ech-2-22.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
  • Вторичный текст // Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. С. 62-63.
  • Эко У. Роль читателя. Исследование по семиотике текста / пер. с англ. и итал. С. Серебряного. Санкт-Петербург: Симпозиум, 1998. 502 с.
  • Журчева О.В. Искусство преодоления страха: мотив смерти в «гоголевской трилогии» Николая Коляды // Русская литература конца Х1Х-ХХ1 века: диалог с традицией: коллективная моногр. Жежув: Изд-во Жежув. ун-та, 2014. С. 100-128.
  • Изер В. Рецептивная эстетика. Проблема переводимости: герменевтика и современное гуманитарное знание: пер. с англ. // Академические тетради: альманах. Москва: Изд-во МГУ, 1999. Вып. 6. С. 59-96.
  • Чернец Л.В. Функционирование литературных произведений как теоретическая проблема: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 1992. 45 с.
  • Дранов А.В. Рецептивная эстетика // Западное литературоведение ХХ века: энциклопедия. Москва: Intrada, 2004. С. 350-353.
  • Гадамер Х.-Г. О круге понимания // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного / пер. с нем. Ал.В. Михайлова и др. Москва: Искусство, 1991. С. 72-91.
  • Абрамовских Е.В. Феномен креативных рецепций незаконченных произведений. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2006. 280 с.
  • Абрамовских Е.В. Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема: на материале дописываний незаконченных отрывков А.С. Пушкина: дис. ... д-ра филол. наук. Москва: РГГУ, 2007. 453 с.
  • Журчева О.В. Игры с классиком: рецепции Шекспира в новейшей драме // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 174-182.
  • Набоков В. Лев Толстой // Набоков В. Лекции по русской литературе / пер. с англ., предисл. Ив. Толстого. Москва: Независимая газета, 1998. С. 221-315.
  • Эко У. Открытое произведение / пер. с итал. А. Шурбелева. Санкт-Петербург: Симпозиум, 2006. 412 с.
Еще
Статья научная