Криминалистическое обеспечение расследования гибели гражданского населения в результате применения авиационных средств поражения в районах вооруженного конфликта
Автор: Маликов Денис Сергеевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 10, 2014 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время продолжается неуклонный рост удельного веса жертв среди гражданского населения в периоды вооруженных конфликтов. При этом наибольшие потери гражданского населения отмечаются в процессе использования современных видов вооружения, в том числе из-за ошибок, допущенных в ходе планирования и нанесения авиационных ракетно-бомбовых ударов.
Криминалистическое обеспечение, гибель гражданского населения, авиационные средства поражения, район вооруженного конфликта
Короткий адрес: https://sciup.org/170167203
IDR: 170167203
Текст научной статьи Криминалистическое обеспечение расследования гибели гражданского населения в результате применения авиационных средств поражения в районах вооруженного конфликта
П роблема защиты гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов вызывает все большую обеспокоенность международного сообщества, т.к., несмотря на разработку и ратификацию мировым сообществом конвенций по международному гуманитарному праву, продолжается неуклонный рост удельного веса жертв среди гражданского населения в периоды вооруженных конфликтов: в Первой мировой войне они составляли 5% всех погибших, во Второй мировой войне – 50%, в войнах в Корее – 84%, во Вьетнаме – 90% и т.д. [Винокуров 2005: 4]. При этом наибольшие потери среди гражданского населения отмечаются в процессе использования современных видов вооружения, в т.ч. из-за ошибок, допущенных в ходе планирования и нанесения авиационных ракетно-бомбовых ударов.
В настоящее время для России, ведущей борьбу с международным терроризмом, проблема защиты прав и жизни гражданского населения в районах вооруженного конфликта или в ходе проведения контртеррористических операций также является актуальной, т.к. от ошибок в процессе боевого применения современных средств вооружения, в т.ч. и по причине человеческого фактора, никто не может быть застрахован.
Так, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассмотрев дело, возбужденное в соответствии со ст. 34 конвенции «О защите прав человека и основных свобод» по искам граждан России Исаевой, Юсуповой и Базаевой, признал законность использования Россией авиационных средств поражения. Вместе с тем он посчитал, что Российской Федерацией были нарушены положения ст. 2, 13 вышеуказанной конвенции (о праве на жизнь и защиту частной собственности) и обязал Россию произвести истцам установленные судом денежные выплаты. Наряду с критической оценкой действий военного командования по вопросам планирования и проведения вышеуказанных операций, суд обратил внимание и на то обстоятельство что со стороны России не было обеспечено надлежащее расследование авиаударов по причине волокиты и «многочисленных упущений со стороны следственных органов», при этом «следствие было неэффективным, страдало недостатком объективности и доскональности» [Винокуров. 2010: 57-58].
По мнению А.Ю. Винокурова, объективные трудности расследования авиаударов, повлекших жертвы среди гражданского населения, вызваны условиями боевой обстановки в районах вооруженного конфликта и заключаются в большом количестве авиационной техники, привлекаемой для выполнения боевых задач, в использовании широкого спектра авиационных средств поражения, скоротечности огневого воздействия, наличии значительных жертв и разрушений и др. [Винокуров 2011: 423].
В случае гибели гражданского населения от применения авиационных средств поражения в ходе вооруженного конфликта международного характера, когда есть основания полагать, что противником в результате применения боевой авиации были грубо нарушены нормы международного гуманитарного права, одной из основных задач, стоящих перед военными следственными органами, является фиксация в ходе осмотра места происшествия следов нанесенных авиаударов на местности, допрос очевидцев, а при наличии сбитых самолетов — и допрос пленных летчиков.
Полученные при этом доказательства могут быть в дальнейшем использованы при рассмотрении вопроса об ответственности виновных воинских должностных лиц на основе международно-правовых норм, которые не конкурируют с национальным уголовно-процессуальным законодательством, а применяются субсидиарно. Поэтому все доказательства, полученные в ходе расследования, могут быть рассмотрены только в качестве документов.
У военнослужащих противника, захваченных в ходе ведения боевых действий (в т.ч. у пилотов, покинувших сбитые самолеты при нанесении ими ракетно-бомбовых ударов), необходимо получить информацию о возможных нарушениях ими норм международного гуманитарного права в результате боевого применения авиации в отношении гражданского населения. В этих целях у них выясняется:
-
— кем и когда отдавались приказы о применении боевой авиации для уничтожения населенных пунктов, гражданского населения, гражданских и военных объектов, их характер, последовательность выполнения;
-
— какие модификации боевых самолетов использовались в т.ч. для уничтожения гражданских объектов, гражданского населения и иных объектов социальной инфраструктуры, объектов культурного наследия: памятников культуры, исторического наследия, церквей, храмов;
-
— использовались ли при ведении боевых действий авиационные средства поражения, применение которых допускает причинение поражений неизбирательного характера, в т.ч. поражение объектов (целей), которое могло повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;
-
— что им известно о нанесении ракетно-бомбовых ударов по медицинским пунктам и санитарным транспортным средствам, находящимся в зоне вооруженного конфликта и имеющим отличительные знаки (эмблемы);
-
— были ли они свидетелями приказов командования об уничтожении посредством использования авиации гражданского населения, гражданских объектов, медицинских и социально значимых объектов, предназначенных для существования и выживания гражданского населения.
Одним из важных источников информации при расследовании уголовных дел о военных преступлениях являются гражданские лица, находившиеся в зоне ведения боевых действий, в ходе допросов которых выясняется:
-
— по каким объектам наносились авиационные ракетно-бомбовые удары противником и в какой период времени, что именно уничтожалось, объявлялось ли о начале боевых действий — бомбардировках населенных пунктов, предоставлялся ли коридор для вывода гражданского населения, раненых и больных;
-
— производилось ли нанесение авиационных ракетно-бомбовых ударов по медицинским пунктам и санитарным транспортным средствам, находящимся в зоне вооруженного конфликта и имевшим отличительные знаки (эмблемы);
-
— имеются ли у них данные о применении запрещенных средств ведения боевых
действий, в частности ковровых бомбардировок (кто именно пострадал при этом, и какие разрушения были причинены).
В случае если гибель гражданского населения имела место в результате боевого применения авиации Вооруженных сил или ФСБ Российской Федерации в период вооруженного конфликта немеждународного характера или проведения контртеррористических операций, то возможности получения доказательств несоизмеримо увеличиваются, что в определенной степени упрощает решение вопроса о наличии состава преступления в действиях конкретных воинских должностных лиц, т.к. авиационные удары наносятся на основании разведывательной информации (данных спецслужб, полученных по агентурным каналам; сведений, добытых подразделениями войск специального назначения в ходе выполнения боевых операций; данных радиоперехвата и результатов, полученных с использованием возможностей современной техники, и т.п.), которая позволяет более тщательно производить выбор средств авиационного поражения для уничтожения разведанных целей, добиваться при этом минимизации возможных потерь среди гражданского населения, а также необоснованного разрушения объектов гражданского назначения.
Для успешного расследования уголовных дел данной категории следует правильно организовать работу на месте происшествия — с очевидцами преступления, потерпевшими, а также с документацией и лицами, участвовавшими в разработке и непосредственном нанесении авиационных ракетно-бомбовых ударов.
В первую очередь необходимо выяснить, не изменена ли обстановка на месте нанесения авиаудара, оказана ли помощь пострадавшим и в какие лечебные учреждения они доставлены, их анкетные данные и адреса; принять меры к осмотру тел погибших с участием специалистов и назначением судебно-медицинских экспертиз; выявить лиц, которые видели самолеты, наносившие ракетно-бомбовый удар.
На начальной стадии осмотра места происшествия на основании анализа видимых следов, взаиморасположения предметов и показаний очевидцев выясняются обстоятельства происшествия с целью установления картины происшедшего и выяснения, какие объекты следует искать.
После осмотра места нанесения авиационного удара следует, определив координаты, нанести объекты, указанные в схеме к протоколу осмотра места происшествия, на карту и в дальнейшем использовать ее при допросе воинских должностных лиц, свидетелей и потерпевших.
Кроме того, успешное раскрытие дел данной категории зависит от быстрого установления очевидцев и качественного выполнения их допросов и проведения следственных экспериментов с их участием. В ходе допросов очевидцев необходимо выяснить их местонахождение в период нанесения авиационных ударов; где находились цели, по которым применялась боевая авиация; как выглядела авиационная техника; какие следы остались на месте происшествия и т.п.
При работе с воинскими должностными лицами следует установить и допросить лиц, проводивших подготовительную работу по нанесению авиационных ударов в ОГВ(с), в штабе Управления авиации, командиров воинских частей, летчиков, технический персонал, осуществлявший подготовку самолетов, авиационных наводчиков, руководивших работой по целям. Следует произвести выемку и осмотр документации, изъять информацию со средств объективного контроля.
В ходе допросов воинских должностных лиц необходимо выяснить, какие силы и средства привлекались к нанесению авиационных ударов; кто и какие задачи ставил перед летным составом; каким образом они выполнялись; где находится документация; как осуществлялась подготовка к вылету и кто ее проводил; какое вооружение применялось для поражения целей; имели ли место сбои техники и в чем они выражались; когда были обнаружены цели, как они выглядели и какие действия предпринимались для их поражения; какие результаты были достигнуты при этом; кто из офицеров осуществлял контроль за полетом; кто из авианаводчиков руководил работой по целям.
Кроме того, необходимо изъять следующую техническую и боевую документацию в штабе группировки: план и рабочую карту операции, боевое распоряжение на нанесение авиационного удара, журнал боевых действий авиации, отчетную карту действий авиации, на которой указан состав сил, объекты и время нанесения удара. В случае отсутствия документации в штабе группировки она изымается в Главном оперативном управлении Генерального штаба (ГОУ ГШ ВС РФ). В штабе авиационной воинской части изъятию и осмотру подлежат: шифрограмма о ведении боевых действий; боевое распоряжение и боевой приказ на проведение авиационной операции; журналы боевых вылетов и боевых действий; плановая таблица полетов и отчетная карта ведения боевых действий, журнал подготовки самолетов и их формуляры, ведомости на получение авиабомб.
Как правило, в процессе расследования возникает необходимость в проведении взрывотехнической экспертизы.
Таким образом, для успешного расследования уголовных дел данной категории следователю военных следственных органов необходимо не только хорошо знать методику их расследования, но и иметь четкое представление о типах и модификациях используемых боевых самолетов и вертолетов, возможностях средств авиационного поражения, составе и месте дислокации авиационной группировки, что позволит обоснованно выдвигать и в первоочередном порядке проверять наиболее перспективные следственные версии причин гибели гражданских лиц, добиваться установления всех обстоятельств авиаудара для обоснования вывода о необходимости дальнейшего уголовного преследования как конкретных исполнителей, так и соответствующих воинских должностных лиц.
Список литературы Криминалистическое обеспечение расследования гибели гражданского населения в результате применения авиационных средств поражения в районах вооруженного конфликта
- Винокуров А.Ю. 2005. Правовое обеспечение, организация и методика расследования преступлений, совершенных военнослужащими в отношении гражданского населения в районах вооруженного конфликта: монография. М.: Спутник +. 230 с.
- Винокуров А.Ю. 2010. Расследование военных преступлений в отношении гражданского населения: монография. М.: Спутник +. 299 с.
- Винокуров А.Ю. 2011. Международно-правовые, теоретические и организационные основы уголовного преследования за совершение военных преступлений в отношении гражданского населения: монография. М.: Спутник +. 694 с.