Криоглобулины при ревматоидном артритеу детей, связь с возрастом и изменениями в анализах мочи

Автор: Гребенникова И.В., Настаушева Т.Л., Ситникова В.П., Константинова Н.А., Пашков А.Н., Андреева С.Т.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Педиатрия

Статья в выпуске: 4 т.4, 2008 года.

Бесплатный доступ

Были обследованы 33 здоровых ребенка и 39 больных ювенильным ревматоидным артритом. Криоглобулины у здоровых детей определялись до 80 мкг/мл, в среднем 43,5+28,3 мкг/мл, уменьшаясь с возрастом. При юве-нильном ревматоидном артрите у детей уровень криоглобулинов установлен до 651 мкг/мл, всреднем91,2+110,2 мкг/мл, увеличиваясь с возрастом. Выявлена связь уровня криобелков с активностью заболевания. Значения криобелков практически не различались при системном и суставном вариантах артрита, также каку больных с измененными и нормальными анализами мочи.

Криоглобулины, ювенильный ревматоидный артрит, протеинурия, гематурия

Короткий адрес: https://sciup.org/14916825

IDR: 14916825

Текст научной статьи Криоглобулины при ревматоидном артритеу детей, связь с возрастом и изменениями в анализах мочи

Известно, что ревматичес^ие болезни представляют большое разнообразие форм ор^анной пато-ло^ии, ^оторые ассоциир^ются с ^иперпрод^^цией различных по тип^ а^тоантител, реа^ир^ющих с ДНК, РНК и др^^ими ядерными ^омпонентами. При этом возни^ают цитоплазматичес^ие и мембранные изменения, с нар^шением рецепторно^о звена имм^но-^омпетентных ^лето^, с появлением дополнительных сывороточных бел^ов в ^ровото^е [3]. Одним из типов та^их бел^ов мо^^т быть имм^нные ^омпле^сы , обладающие криоактивностью. В литературе дискутируется роль криоглобулинов (КГ) для патогенеза ревматоидного артрита [3, 14, 17, 22]. Некоторые авторы указывают на связь криоглобулинемии (КГМ) с поражением почек при данной патологии [27, 29]. Но эти сведения существуют только для взрослого контингента больных. Не исключено, что криобелки имеют диа^ностичес^ое и про^ностичес^ое значение при ЮРАудетей. Изучение КГ у детей при ювенильном ревматоидном артрите (ЮРА) ранее не проводилось, за исключением единичных работ [4, 24]. Представляется интересным из^чение связи КГ с возрастом как у больных, так и у здоровых детей. Поражение поче^ при ЮРА ^ детей может быть ле^арственной природы, а также проявлением системного варианта заболевания [10, 23, 26, 28]. В обоих случаях изменения проявляются протеинурией и/или гематурией. В связи с этим повышение КГ ^ детей с ЮРА может сл^жить дифференциальным ^ритерием вовлечения почек в патологический процесс. Целью работы явилось изучение уровня КГ у здоровых детей и при ЮРА.

Материалы и методы. Контрольную группу составили 33 ребенка, в возрасте от 8 до 17 лет (в среднем 13,0±3,7 года) без какой-либо патологии со стороны внутренних органов, не болевших вирусной инфекцией в течение месяца до исследования, не имевших хронических очагов инфекции, с нормальными анализами крови и мочи. При изучении КГ были выделены следующие возрастные группы: 1 - до 10 лет (7 детей), 2 - старше 10 (26 детей). Группу больных составили 39 детей в возрасте от 2 до 17 лет (в среднем 11,5±3,8 года) с ЮРА. Диагноз ЮРА соответствовал восточно-европейским диагностическим критериям [8], степень активности оценивалась поданным М.Г. Астапенко [1]. Критериями исключения из исследования явились: ювенильный анкилозирующий спондилит, реактивный или псориатический артрит. С суставно-висцеральной формой артрита наблюдались 6 (15,4%) детей и с суставной - 33 (84,6%). Возрастные группы больных детей были аналогичны группам здоровых. Давность заболевания ЮРА в группе детей до 10 лет была достоверно меньше, чем у детей старше 10 лет (3,4±2,0 и 5,9±4,3 года, p<0,02). Изменения в анализах мочи выявлены у 9 детей (23%) и заключались в следующем: изолированная транзиторная протеинурия -у 7 пациентов, сочетание гематурии и протеинурии -у двух. Критерием исключения из этой группы явилось наличие первичной или врожденной патологии со стороны мочевой системы.

КГ исследованы спектрофотометрическим методом [3, 25] в период 2005-2007 гг. Для определения криобелков сыворотку инкубировали в течение 7 суток при температуре 4о С, после этого центрифугировали со скоростью 1500 об/мин 20 минут при температуре 4оС. Осадок 3 раза отмывали в веронал -мединаловом буфере (pH 8,6), с последующим центрифугированием со скоростью 1500 об/мин в течение 20 минут при температуре 40С после каждого отмывания. Затем инкубировали в течение 2 часов при температуре 370С до полного растворения. В полученном материале определяли концентрацию криопреципитата по оптической плотности при длине волны 280 нм спектрофотометрически на «SF-46». Всего проведено 108 анализов у 72 здоровых и больных детей. Полученные данные были обработаны с помощью программной системы STATISTICA for Windows (версия 6.0). Использовались параметрические и не параметрические методы: t-критерием Стьюдента, критерием Манна-Уитни, ч2. Связь между количественными призна^ами проводилась методом ран^овой корреляции Спирмана. Критерием статистической достоверности различий считали общепринят^ю в медико-биологических исследованиях величину р<0,05.

Результаты и их обсуждение. При обследовании здоровых детей КГ выявлены в количестве от 0 до 80 мкг/мл (в среднем 43,5±28,3 мкг/мл, медиана 43, интерквартильный размах 20, 69), поэтому за условную верхнюю границу нормы мы приняли значение криобелков, равное 80 мкг/мл. Значения >80 мкг/ мл оценивали как КГМ. Распределение КГ в сыворот-^е ^рови больных ЮРА и здоровых детей с ^четом возраста представлено на рисунке. У здоровых детей в возрасте до 10 лет средние значения криобелков составили 49,0±22,6 мкг/мл, медиана 49 (24; 70), старше 10 лет - несколько меньше 35,0±25,7 мкг/мл, медиана 35 (18; 64).

У детей с ЮРА средний уровень КГ был 91,2±110,2 мкг/мл, медиана 80 (24,6;117). В группе младше 10 лет криобелки в среднем составили 77,9±109,3 мкг/ мл, медиана 58,0 мкг/мл (24,6; 87), а старше 10 лет -108,9±125,7 мкг/мл, медиана 103,6 (32;121) (см. рисунок). Уровень КГ у больных превышал значения здоровых детей в обеих возрастных группах, достоверно в старшей группе. КГМ выявлена практически у половины детей с ЮРА. КГ в зависимости от активности ЮРА представлены в табл. 1. Максимальные цифры КГ зарегистрированы при III степени активности выше, чем при II, и достоверно выше по сравнению с I. Установлена достоверная положительная корреляционная связь между степенью активности заболевания и уровнем КГ (r=0,43, p<0,006). КГ при суставной и суставно-висцеральной форме заболевания представлены в табл. 2. Необходимо отметить, что у 6 детей с суставно-висцеральной формой наблюдались: лихорадка, гепатомегалия, кожный васкулит (3), лимфаденопатия (3), спленомегалия (2), потеря массы тела (2), висцериты (2), ревматоидные узелки (1). При суставно-висцеральной форме ЮРА КГ были выше более чем в 2 раза, по сравнению с суставной, но без достоверных различий (табл.2).

Проведен анализ КГ в ^р^ппах с и без изменений в анализах мочи (табл. 3). Необходимо отметить, что изменения в анализах мочи ^ всех детей появились минимум на 2-м году заболевания в транзиторной форме. Значения КГ у детей с и без патологии в моче были приблизительно одинаковы, но КГМ выявлена на 20% больше среди детей с изменениями в анализах мочи.

Нами выявлен уровень КГ у здоровых детей в различных возрастных группах, который составил от 0 до 80 мкг/мл. У взрослых доноров получены аналогичные результаты [3, 15]. Французские исследователи [21] выявили несколько меньшее значение криобелков при анализе 735 сывороток здоровых доноров (до 50 мкг/мл). В нашей работе впервые установлено, что в допубертатном возрасте (группа детей до 10 лет) уровень КГ был выше, чем у подростков (старше 10 лет). Возможно, это является возрастной особенностью, хотя требуется более детальное исследование КГ для детей различного возраста. Уровень КГ при ЮРА ^ обслед^емых нами детей был значительно выше здоровых с максимальными значениями 651 мкг/мл и достоверными различиями в старшей возрастной группе. Мы выявили КГМ практически у половины детей, больных ЮРА (48%). По данным литературы, частота выявления КГМ широко варьирует от 1 до 46% [6, 11, 14, 18, 17]. Таким образом, у детей получены максимальные результаты как по частоте встречаемости КГМ, так и по их уровню. Широ^ая вариабельность ^риобел^ов ^становлена в нашем исследовании, чему свидетельствует медиана и интерквартильный размах (табл. 2). Видимо, поэтому мы не получили достоверных различий в уровне КГ у больных суставной и суставно-висцеральной формами. Но выявлена четкая связь уровня КГ с активностью ЮРА, которая подтверждается достоверной корреляцией и различиями. Подобная связь установлена у взрослых пациентов [5, 11, 13, 20]. Возможно, КГ имеют значение в патогенезе ЮРА у детей подобно полученным результатам у взрослых [2, 3, 12, 19]. У больных в отличие от здоровых нами установлен более высокий уровень криобелков в старшей возрастной группе. Возможно, это связано с большей продолжительностью заболевания в подростковом возрасте, чем удетей до 10 лет.

По данным литературы, КГМ выявляется чаще у больных ЮРА с поражением почек [3, 7, 9, 16]. Од-на^о в нашем исследовании ^ровни КГ пра^тичес^и не различались в группах с изменениями в анализах мочи и без, хотя КГМ выявлена на 20% больше у больных с патологией в моче. Обследуемые нами пациенты не имели четких диагностических критериев за счет основного заболевания, изменения мочи у всех появились при стаже минимум 2 года, имели транзиторный характер. Возможно, это связано с токсическим действием проводимой терапии, или КГ не ^частв^ют в пато^енезе поражения поче^ при ЮРА у детей.

Итак, у здоровых детей КГ в сыворотке крови определялись до 80 мкг/мл, уровень криобелков уменьшался с возрастом. При ЮРА у детей уровень КГ определялся до 651 мкг/мл, достоверно выше здоровых детей, и увеличивался с возрастом. Установлена значимая связь КГ с активностью ЮРА. Значения КГ практически не различались в группах с измененными и нормальными анализами мочи.

КГ при ЮРА ^ детей с ^четом а^тивности заболевания

Таблица 1

-              кг Группы больных n   % (КГМ) М±т (мкг/мл) Медиана, интерквартильный размах n=39 19      48 91,2±110,2 91,2±20,6 80 (24,6;117) Активность I степень, n=22 7        31,8 59,9±59,4 59,9±13,5 43 (19;87) II степень, n=13 10       76,9 89,7±48,0 89,7±13,1 105 (80;117) III степень, n=4 3        66,6 89,7±48,0 89,7±13,1 180,5 (90;447,5)* n - число больных,

*р<0,05 - различия достоверны между группами с 1 и III степенью активности

КГ при ЮРА ^ детей с ^четом формы заболевания

Таблица 2

Формы заболевания КГ n % КГМ М±т (мкг/мл) Медиана, интерквартильный размах Суставновисцеральная, n = 6 3 50 183,3±243,1 183,3±106,5 71,5 (58;244) Суставная,       n = 33 16 45 74,5±57,5,4 74,5±10,2 85 (24,6;113) n - число больных

КГ при ЮРА ^ детей с ^четом изменений в анализах мочи

Таблица 3

кг Группы больных n      % КГМ М±т          Медиана, интерквартильный (мкг/мл)                   размах Наличие изменений в анализах мочи, n = 9 6 66,6 96,7±68,6 96,7±25,6 80 (57;117) Отсутствие изменений в анализах мочи, n = 30 13 43,3 89,6±120,8 89,6±29,5 72,5 (21;113) n - число больных

КГ ^ больных и здоровых детей с ^четом возраста

– достоверные различия с ^р^ппой здоровых детей (p<0,05)

Список литературы Криоглобулины при ревматоидном артритеу детей, связь с возрастом и изменениями в анализах мочи

  • Астапенко, М.Г. Актуальные вопросы диагностики и лечения ревматоидного артрита/М.Г. Астапенко//Вопр. ревматизма. -1979. -№1. -С. 3-8.
  • Баранаускайте, А.А. Криоглобулинемия при ревматических заболеваниях/А.А.Баранаускайте, Е.Л. Насонов, С.К. Соловьев//Клиническая медицина.-1991. -№6.-С.23-32.
  • Константинова, Н.А. Криоглобулины и патология/Н.А.Константинова. -М.: Медицина, 1999.-132 с.
  • Константинова, Н.А. Оценка криоглобулинов в сыворотке крови с учетом циркулирующих иммунных комплексов/Н.А.Константинова, А.Ю Кирсанов//Лаб. дело. -1989.-№11. -С. 62-65.
  • Насонов, Е.Л. Клинико-иммунологическая оценка спектрофотометрического метода определения криоглобулинов при ревматических заболеваниях/Е.Л.Насонов, Е.Б. Тимофеева, В.В. Сура//Ревматология. -1998. -№2. -С.39-43.
  • О значении криоглобулинемии в клинике ревматических болезней на примере жителей Москвы (оседлое население) и Тынды (пришлое население Сибири)/A.M. Ca-тыбалдыев, Л.Г. Сычев, СМ. Иванова и др.//Терапев-тич. архив. -1998. -№11. -С. 60-64.
  • Поражение почек, ассоциированное с вирусами гепатитов В и С/Л.В. Козловская, С.В.Тэгай, Е.Ю.Малышко и др.//Cunsilium Medicum. -Т.4. -2002. -№ 7. -С. 337-341.
  • Разработка критериев ранней диагностики ювенильного ревматоидного артрита/А.В.Долгополова, В.П. Басярина, Л.С. Алексеев и др.//Вопр. ревматизма. -1979.-№4. С. 3-7.
  • Факторы риска прогрессирования криоглобулинеми-ческого гломерулонефрита, связанного с вирусом гепатита С/Л.В.Козловская, Н.А.Мухин, Н.В.Гордовская и др./Клин. мед.-2001.-№4. -С. 32-35.
  • Шулутко, Б.И. Болезни печени и почек/Б.И. Шулут-ко. СПб.: «Гиппократ». -1993. -250 с.
  • An audit of ANCAin routine clinical practice/J.D. Edgar, S.A. McMillan, I.N. Bruce, et al.//Postgrad Med J. -1995. -№ 71. -P. 605-612.
  • Association between hepatitis В virus and essential mixed cryoglobulinemia/Y. Levo, P.D. Gorevie, H.J. Kassab etal.//N Engl J Med. -1977. -296. -P.1.501-1.504.
  • Bloch, K.J. Cryoglobulinemia and hepatitis virus/K.J. Bloch//N Engl J Med. -1992.-№327. -P.1521-1522.
  • Chattopadhya, D. Cryoglobulins in cases of rheumatoid arthritis/D. Chattopadhya, B.Ravindran, K. Prakash//Rheumatology International. -1985. -Vol. 5. -№ 4. -P.181-184.
  • Cream, J.J. Cryoglobulins in vasculitis/J.J.Cream//Clin. exper.immunol. -1972. -Vol.10. -P. 117-126.
  • Cryoglobulinemia. Study of Etiologic Factors and Clinical and Immunologic Features in 443 Patients from a Single/O.Trejo, M.Ramos-Casals, M.Garcia-Carrasco et al.//Center. Medicine.-2001. -№ 80. -P. 252-262.
  • Cryoglobulinemias and connective tissue diseases/G. S.Siacco, F.Locci, M.Murru et al.//La Ricerca Clin. Lab. -1986. -Vol. 16. -P. 295-300.
  • Cryoglobulins and pyroglobulins: an overview/F. Dammacco, A. Miglietta, G. Lobregtio et al.//La Ricerca Clin. Lab. -1986. -Vol. 16. -P. 247-267.
  • Cryoglobulins. III. Further studies on the nature, incidence, clinical, diagnostic, prognostic, and immunopathologic significance of cryoproteins in renal disease/R.M. Mclntosh, W.R. Griswold, W.B. Chernack et al.//Q J Med.-1975. -№44(174). -P.285-307.
  • Cutaneous vasculitis and rheumatoid factor positivity as presenting signs of hepatitis С virus-induced mixed cryoglobulinemia/P.L. Karlsberg, W.M. Lee, D.L. Casey et al.//Arch Dermatol. -1995.-№ 131. -P. 1119-1123.
  • Detection and analysis of cryoglobulins: comparative study of a population of patients and one of healthy controls/J.P. Romaszko, A. Tridon, P. Jouanel et al.//Pathol Biol (Paris). -1993. -№ 41(6). -P. 525-529.
  • Erhardt, С. С Differences in immunochemical characteristics of cryoglobulins in rheumatoid arthritis and systemic lupus erythematosus and their complement binding properties/С. С Erhardt, P. Mumford, R.N. Maini//Ann. Rheum. Dis. -1984. -Vol. 43. -P. 451 -455.
  • Focal segmental necrotizing glomerulonephritis in rheumatoid arthritis/L. Harper, P. Cockwell, A.J. Howie et al.//QJM.-1997. -№ 90(2). -P.125-132.
  • Immunological changes in the course of various rheumatic diseases in children. Cryoglobulins/F. Mignone, G.F. Chiappo, A. Cordero etal.//Minerva Pediatr. -1979. -Vol. 15. -№ 31(7). -P.515-520.
  • Kalovidouris, A.E. Rapid cryoglobulin screening: an aid to the clinician/A.E. Kalovidouris, R.L. Johnson//Ann Rheum Dis.-1978. -№ 37(5). -P. 444-448.
  • Kidney involvement in rheumatoid arthritis/A. Icardi, P. Araghi, M. Ciabattoni et al.//Reumatismo. -2003. -№ 55(2). -P 76-85.
  • Maldonado, J.E. IgG cryoglobulinemia associated with amyloidosis/J.E. Maldonado, A.H. Baggenstoss, H.H. Fudenberg//Blood. -1973. -№ 41(4). -P. 569-576
  • Mesangial glomerulopathy in rheumatoid arthritis patients. Clinical follow-up and relation to antirheumatic therapy/M. Korpela, J. Mustonen, A. Pasternack, H. Helin//Nephron. -1991. -59(1). -P.46-50.
  • Terrier, B. Cryoglobulins in arthritis/B.Terrier, M.Felder, F.J.Wagenhfluser//Z Rheumatol. -1987. -№ 46(2). -P.45-52.
Еще
Статья научная