Критерии для назначения выездных налоговых проверок. Взыскание налоговой задолженности с аффилированных организаций
Автор: Нечаев М.А.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 3 (9), 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена особенностям проведения проверок инспекцией федеральной налоговой службой в отношении налогоплательщиков. В частности рассматривается вопрос о взыскании налоговой недоимки с аффилированных лиц, что в свою очередь является новой практикой право применения. В статье рассматриваются понятие аффилированных лиц, правовые акты на которых основано взыскание налоговой недоимки с аффилированных лиц, приводится статистика по подобного рода спорам.
Аффилированное лицо, налоговая недоимка, взыскание налогов
Короткий адрес: https://sciup.org/140289319
IDR: 140289319
Текст научной статьи Критерии для назначения выездных налоговых проверок. Взыскание налоговой задолженности с аффилированных организаций
В настоящее время наблюдается увеличение количества налоговых дел возбужденных в отношении граждан и организаций. Не удивительно, что в условиях экономического спада, каждая организация пытается минимизировать расходы по уплате налогов, налоговые органы в свою очередь тоже не сидят на месте и, в стремлении пополнить казну государства, проводят налоговые проверки с целью выявления недобросовестных налогоплательщиков.
Процесс налоговой оптимизации один из наиболее интересных и сложных сфер деятельности юристов компаний, ведь способов уменьшить размер налоговых выплат существует огромное количество, но не все они эффективны, не все безопасны с точки зрения законодательства РФ.
Во многих «Схемах» оптимизации налогов применяются аффилированные организации, под которыми понимаются физические или юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.1
Каким образом необходимо вести политику компании в отношении аффилированных лиц? Какой аффилированности следует опасаться и о какой можно не беспокоиться? Каковы последствия взаимодействия с аффилированными организациями с целью налоговой оптимизации? Для разъяснения этих вопросов, рассмотрим 2 основных практических момента:
-
- критерии назначения выездных налоговых проверок, ведь именно в результате таких проверок чаще всего выявляются нарушения;
-
- механизм взыскания налоговой задолженности с аффилированных организаций.
В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.Ни для кого сегодня не является секретом, что выездные налоговые проверки планируются, исходя из степени налоговых рисков и возможных объемов доначислений. Согласитесь, никому не интересна мелкая рыба, когда можно поймать кита, получить премию, а возможно и повышение. Поиском таких вот «Китов», с плохой налоговой занимаются отделы предпроверочной подготовки, существующие при каждом областном ИФНС. Поэтому можно быть уверенными, что на проверку налоговые инспекции выходят уже подготовленными.
По данным представленным Федеральной службы государственной статистики средний объем доначислений по итогам 2015 года составляет 10,5 млн. руб.2
В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.
Во многом, это следствие принятой в 2007 году концепции планировании ВНП, которую разработала всеми любимая Федеральная налоговая служба. Самым важным элементов данной концепции являются 12 критериев, которые налоговый орган использует при планировании ВНП.
Особое внимание уделяется такому критерию, как ведение финансовохозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Под этим критерием понимается работа с контрагентами, не выполняющими своих налоговых обязанностей (иначе говоря – недобросовестными налогоплательщиками).3
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Сегодня для контроля организации начиная с момента государственной регистрации и заканчивая налоговым контролем налоговая по-прежнему руководствуется признаками неблагонадежности компаний. Сюда относятся: массовые директор и учредитель, массовый адрес регистрации, постоянные миграции компании по налоговым инспекциям, непредоставление компанией отчетности либо предоставление нулевой отчетности, отсутствие работников и активов, отсутствие расходов у организации, опосредующих обычную хозяйственную деятельность (на аренду, заработную плату и т.д.) 4
В начале 2014 года Федеральная налоговая служба обозначила новые критерии для назначения ВНП – была введена бальная оценка показателей в отношении показателей деятельности компании в разрезе отдельных налогов. Особое внимание уделяется показателям по таким налогам как налог на прибыль и НДС.
Кроме того, важен и такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, в отношении которого предусматривается единый порог в определенном субъекте РФ.
Не менее важным является и показатель общего размера налоговой нагрузки налогоплательщика, который устанавливается для определенных отраслей и видов деятельности.5
Необходимо заметить, что ведение деятельности с учетом всех критериев, к сожалению, не всегда может гарантировать налогоплательщику отсутствие внимания со стороны налоговых органов.
Рассмотрим вопрос о получении налоговой задолженности с аффилированной организации.
В предыдущие годы складывалась ситуация, при которой налоговый орган даже доначислив значительные суммы недоимки и отстояв на них право в судебных инстанциях, не мог получить возмещение налога за счет компании.
В 2013 году были внесены изменения в Налоговый кодекс, положения которого теперь позволили налоговым органам активно работать в направлении взыскания задолженности с аффилированных организаций.
Самым известным и знаковым прецедентом взыскания недоимки, возникшей по итогам налоговой проверки, с аффилированной организации является дело компании «Королевская вода». В данном деле налоговикам удалось доказать суду, что одноименные организации (ООО «Королевская вода» и ЗАО «Королевская вода») являются взаимозависимыми лицами, и в связи с этим с ООО «Королевская вода» взысканы налоговые претензии в сумме более 330 млн. руб., которые были предъявлены ЗАО «Королевская вода» по результатам ВНП.
Основанием признания компаний взаимозависимыми послужили следующие обстоятельства:
-
1) ЗАО фактически перевело свою деятельности на вновь созданное лицо, зарегистрированное в период проведения проверки с тем же фактическим
адресом, контактными телефонами, сайтом, видами деятельности, товарным знаком;
-
2) Уменьшение ЗАО с начала проведения проверки своих активов;
-
3) Перевод клиентов и сотрудников на новую компанию.
Такая практика, явившись полной неожиданностью в 2014 году, в 2015 году получила закрепление.
После дела компании «Королевкая вода» было распространено заблуждение о том, что если в отношении проверяемого лица будет введена процедура банкротства, то налоговый орган не в праве взыскивать сумму недоимки по итогам ВНП с аффилированных лиц, так как должен ожидать в реестре кредиторов окончания процедуры банкротства.
Судебная практика развеяла данное заблуждение, сделав следующие выводы:
-
1) Включение в реестр кредиторов и взыскание задолженности с
аффилированной организации может осуществляться параллельно.
-
2) Возможность рассмотрения заявления о признании организаций
взаимозависимыми и взыскании налоговых претензий с взаимозависимого лица даже после окончания процедуры банкротства должника. Налоговому органу лишь необходимо соблюсти сроки и подать заявление до окончания процедуры банкротства проверяемого лица.
Причины ужесточения политика государства в части взыскания налогов с одной стороны понятны, ведь таким образом обеспечивается поступление средств в бюджет, но с другой стороны все не так просто. Зажимая в тиски коммерческую сферу, государство само вынуждает предпринимателей нарушать законодательство, ведь иначе просто не будет прибыли или она будет минимальной, ради которой никто работать не будет.
Проблема на самом деле кроется куда глубже, в самом отношении к предпринимательству. В настоящее время политика государства направлена на выживание из бизнеса всего, что можно и бизнес выступает в рои дойной коровы. Данная стратегия может помочь государству в краткосрочный период поправить ситуацию, но в долгосрочной перспективе это может привести к отрицательным последствиям. Снизится предпринимательская инициатива, иностранный капитал, который итак бежит из России, не будет рассматривать ее как страну для надежных вложений, не стоит забывать о рабочих местах. В итоге, при выходе из дома мы можем не увидеть привычных нам магазинов, где мы могли купить все необходимое в шаговой доступности, частных детских садов, школ и т.д. Необходимо думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем.
Список литературы Критерии для назначения выездных налоговых проверок. Взыскание налоговой задолженности с аффилированных организаций
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Российская газета, 1998.06 августа.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Парламентская, 2000.10 августа.
- Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991. 18 апреля.
- Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // "Документы и комментарии", 2007. 13 июня.
- Савин Д.О. Практика взыскания налоговой задолженности с аффилированных организаций // Закон. 2016. № 2.