Критерии эффективности региональной физкультурно-спортивной политики
Автор: Якубов Юсуп Диганшеевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политические процессы и практики
Статья в выпуске: 4, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье затрагивается вопрос определения эффективности региональной политики в области физической культуры и спорта. В качестве основного показателя эффективности автор называет умение региональных властей своевременно реагировать на отрицательные явления внутри физкультурно-спортивного сектора с последующим исправлением недостатков. По итогам проведенного исследования автор определяет элементы, влияющие на способность региона к эффективной реализации физкультурно-спортивной политики.
Физическая культура, спорт, государство, государственная политика, региональная политика
Короткий адрес: https://sciup.org/170167434
IDR: 170167434
Текст научной статьи Критерии эффективности региональной физкультурно-спортивной политики
Э ффективность проводимой физкультурно-спортивной политики, как правило, поставлена в зависимость от результатов, запланированных на определенный период, и фактически достигнутых в данной отрасли. Оптимальное состояние физической культуры и спорта является показателем дееспособности региональной власти, ее прямой заинтересованности в реализации наиболее значимых решений, принимаемых как самостоятельно, так и в тесном сотрудничестве с федеральным центром, а также другими регионами.
Разрабатывая программу физкультурно-спортивной политики, регионы должны учитывать не только ресурсный потенциал и фактическое состояние отрасли, но и адекватность предъявляемых к ней требований, поскольку в реализации политиче- ских установок принимают участие не только властные органы и должностные лица, но и непосредственные субъекты физкультурно-спортивного сектора, положение которых на разных территориях не совпадает [Вашляев и др. 2010: 6; Сысоев и др. 2011: 31]. Исходя из этого, следует признать заведомо неэффективными мероприятия, заложенные в стратегии развития регионального физкультурно-спортивного сектора без учета данной особенности, когда участники спортивной системы не способны достигнуть определенных показателей по причине недостаточности средств и полномочий для решения поставленных задач [Андреева, Зайцева 2011: 31; Старостенко, Старостенко 2012: 179].
Подобное несоответствие возможностей программируемым результатам наблюдается в рамках реализации основополагающих задач региональной физкультурно-спортивной политики. Поэтому в любой региональной стратегии физкультурно-спортивной политики должны быть заложены как сильные, так и слабые стороны, что в теории менеджмента вкладывается в понятие SWOT-анализа [Ибрагимова 2010: 24; Воронов, Глухих 2008: 65].
В частности, подобный подход нашел отражение в стратегии Республики Татарстан по развитию физкультурноспортивной сферы, в частности в разделе III долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011–2015 годы»1. Устанавливая систему индикаторов оценки результатов проводимой политики, власти Татарстана заложили в нее положительные и отрицательные характеристики текущего состояния отрасли, что приближает большинство показателей к истинным достижениям региона в физкультурноспортивном секторе [Зазнаев, Гарипов 2012: 157].
Несмотря на удобство использования SWOT -анализа, данный метод оценки эффективности физкультурноспортивной политики не получил широкого распространения в субъектах РФ. В большинстве случаев он не востребован в силу своей исключительно экономической направленности. Поэтому если регионы используют его, то только в рамках осуществления социальноэкономической и финансовой политики, в которых, как правило, заложены основные показатели субъекта федерации в физкультурно-спортивной области [Ратушная 2013: 85; Краснов 2012: 74]. К тому же оценка эффективности, по мнению ряда исследователей, не может сводиться только к SWOT -анализу, поскольку результативность проводимой регионами физкультурноспортивной политики имеет гораздо больший масштаб [Иглин 2012: 117; Засимова, Колосницына 2011: 20].
Между тем, дифференцированный подход к эффективности региональной политики в области физической культуры и спорта, по моему мнению, носит искаженный характер. На сегодняшний день приходится констатировать, что государство выполняет функции координатора и управляющего достаточно многими вопросами физкультурноспортивной сферы, особенно на региональном уровне. Установить четкую границу между зоной вмешательства региональной власти и автономией самого физкультурно-спортивного сектора не представляется возможным. Даже непосредственные субъекты физкультурноспортивной сферы (например, федерации спорта, иные спортивные организации) выполняют в основном те управленческие функции и задачи, которые выгодны, прежде всего, для государства. Их зависимость от региона очевидна как в плане финансирования, так и в части государственного контроля за деятельностью данных организаций [Гарипов, Зазнаев 2013: 51].
Любые достижения в физической культуре и спорте региона необходимо рассматривать как результат совместной работы региональной власти, федерального центра и непосредственных участников физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому разделение данной области на зоны, контролируемые регионом, и зоны, имеющие полную управленческую автономию, несостоятельно. Особенно очевидным данный факт становится при ориентации ряда мероприятий на делегирование полномочий в решении отдельных вопросов физкультурно-спортивным организациям (развитие инфраструктуры, подготовка квалифицированных кадров, физическое воспитание населения), образовательным учреждениям (развитие детско-юношеского спорта, подготовка квалифицированных кадров отрасли), частным организациям (развитие профессионального спорта, учет граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, коммерческие вопросы), спортсменам (в достижении наилучших спортивных результатов) и другим лицам. Если определять эффективность региональной политики путем оценки всей сферы физической культуры и спорта на отдельно взятой территории, то возникает неразрешимый вопрос: каким образом региональная власть способна эффективно повлиять на отдельные факторы развития отрасли.
Исходя из этого, следует отметить гибкость понятия «эффективность физкультурно-спортивной политики», которое на федеральном и региональном уровне имеет разное содержание. Говоря о государственной политике в области физической культуры и спорта как целостном направлении деятельности РФ, приходится оперировать универсальными категориями. К таковым, в частности, относятся целевые ориентиры и показатели, а также определенные уровни достижений, которые заложены в федеральной стратегии развития отрасли.
На мой взгляд, эффективность физкультурно-спортивной политики региона следует определять по работе субъектов, уполномоченных ее осуществлять. Поскольку политика представляет собой, прежде всего, целенаправленную деятельность государственных органов и должностных лиц, ее эффективность зависит от результатов, которые достигнуты данными участниками. Однако простого сопоставления целей и итоговых показателей деятельности субъектов физкультурно-спортивной политики недостаточно в силу наличия ряда факторов, влияющих на состояние физкультурно-спортивного сектора. Это означает, что при оценке эффективности значение имеет не только непосредственная реализация стратегии развития физкультурно-спортивной области, но также решение проблем, напрямую не заложенных в ней. Умение региональной власти своевременно реагировать на то или иное отрицательное явление внутри физкультурно-спортивного сектора с последующим исправлением недостатков следует рассматривать как основной показатель эффективности проводимой политики в сфере физической культуры и спорта.
Думается, можно выделить ряд элементов, влияющих на эффективность осуществления физкультурноспортивной политики в регионе:
-
1) объективное представление о состоянии физкультурно-спортивной сферы на подведомственной территории с
сопоставлением позитивных и негативных тенденций внутри отрасли;
-
2) привлечение к достижению целей и задач политики субъектов с реальными механизмами воздействия на проблемные зоны физкультурно-спортивной системы, в т.ч. непосредственных участников физкультурно-спортивного сектора;
-
3) согласование точек соприкосновения физкультурно-спортивной политики с другими направлениями региональной политики с целью избежания конфликтов проводимых мероприятий, влияющих на общее состояние проблемного вопроса;
-
4) создание двухступенчатой системы контроля оценки качества проводимой работы в области наиболее острых проблем физкультурно-спортивной отрасли с учетом границ вмешательства региональной власти в данную сферу;
-
5) экономический потенциал региона, позволяющий в заданные сроки реализовать комплекс мероприятий, запланированных в физкультурно-спортивной области;
-
6) приведение отдельных направлений физкультурно-спортивной политики к общему знаменателю в виде уровня положительных результатов в решении конкретно сформулированных проблем отрасли с учетом социальноэкономической обстановки в регионе;
-
7) согласованность мер региональной физкультурно-спортивной политики с рекомендациями и требованиями федеральной политики в области физической культуры и спорта.
При оценке положительных результатов политики региона в физкультурноспортивной сфере целесообразно использовать указанный алгоритм соответствия фактических показателей данным элементам эффективности. Таким образом, можно классифицировать степень эффективности физкультурноспортивной политики по 7-балльной шкале в зависимости от достижения того или иного положительного результата в процессе реализации мероприятий.