Критерии комплексной оценки избыточной массы тела у женщин различных функциональных типов конституции
Автор: Райлян Александра Ливиевна, Томилова Евгения Александровна, Сапоженкова Екатерина Валерьевна, Галиева Гузель Дарвиновна
Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu
Рубрика: Физиология
Статья в выпуске: 1, 2021 года.
Бесплатный доступ
Цель работы - изучить антропометрические и липометрические показатели у женщин с нормальной и избыточной массой тела различных функциональных типов конституции. Материалы и методы. На базе клинического госпиталя «Мать и дитя» (г. Тюмень) нами был исследован уровень ПДА у 250 женщин в возрасте 18-35 лет, I-II групп здоровья, в период прегравидарной подготовки. Использован комплекс методик: определение привычной двигательной активности в течение суточного цикла (шагометрия, мобильные приложения «Здоровье» на платформах Android и Apple), определение антропометрических (длина тела, масса тела, окружность талии, объем бедер, индекс массы тела) и липометрических показателей (аппарат ультразвуковой диагностики LOGIQS8 (General Electric Co, США)), статистическая обработка. Результаты. Применение математических методов позволило охарактеризовать уровень ПДА как типовой индивидуальный признак и определить три группы женщин: с низкой, средней и высокой ПДА. В данных группах на основании определения индекса массы тела и липометрии выделены две группы женщин с нормальной и избыточной массой тела. В каждой исследуемой группе в целом сохранялись индивидуально-типологические особенности уровня ПДА, у женщин с избыточной массой тела отмечалось снижение суточного объема двигательной активности. Выводы. Установление типового признака является основой для разработки программы коррекции двигательной активности для женщин с избыточной массой тела в период прегравидарной подготовки.
Функциональные типы конституции, прегравидарная подготовка, избыточная масса тела
Короткий адрес: https://sciup.org/14121191
IDR: 14121191 | DOI: 10.34014/2227-1848-2021-1-105-113
Текст научной статьи Критерии комплексной оценки избыточной массы тела у женщин различных функциональных типов конституции
Введение. Ведущей в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» является «Концепция предиктивной, превентивной и персонализированной медицины», которая направлена на разработку новых методов профилактики, основанных на индивидуализированном подходе. Согласно данной концепции приоритетным направлением становится определение состояния биомаркеров, выявление которых позволит дать индивидуальный прогноз развития заболевания, осуществить доклиническую минимиза- цию его проявления и подобрать методы коррекции или лечения в соответствии с индивидуальными особенностями пациента (приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.04.2018 № 186 «Об утверждении Концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины»).
В последнее время врачи различных специальностей отмечают существенные отклонения в показателях уровня здоровья женщин репродуктивного возраста [1–3]. Распространенность избыточной массы тела у них в настоя- щее время является одной из глобальных проблем современной медицины. Согласно статистическим данным в России около 50 % женщин имеют избыточную массу тела. Показатель по Тюмени и Тюменской области составляет 41 % [4].
Доказано, что при наличии у женщин репродуктивного возраста ожирения в 45 % случаев развиваются нарушения репродуктивной функции. У женщин с ожирением в 2–5 раз чаще возникают различные формы нарушений менструального цикла, повышается частота маточных кровотечений, патологии эндометрия, бесплодие у таких пациенток обнаруживается в 33,6 % случаев [5–7]. Повышается риск развития ряда заболеваний: чаще отмечаются нарушения жирового обмена, увеличивается вероятность развития сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, холецистита и холелитиаза, остеоартрита. Избыток ароматазы в жировой ткани ведет к гиперэст-рогенемии и увеличению частоты эстрогенза-висимых заболеваний (рака молочных желез, рака эндометрия, миомы матки) [8, 9].
Известно, что особое место в обосновании индивидуальной нормы занимает конституциональный подход [10, 11]. В результате проведенных лонгитюдных исследований доказано, что уровень привычной двигательной активности (ПДА) является стабильным индивидуальным признаком в каждой возрастной группе, а его суточная величина остается постоянной при длительных измерениях. Данный факт стал основополагающим для разработки концепции типологической вариабельности физиологической индивидуальности [12]. В современной литературе мы не встретили работ по изучению уровня двигательной активности у женщин репродуктивного возраста. В работах Е.М. Гиршевой и соавт. [13, 14] изучалась суточная динамика двигательной активности и психофизиологического статуса родильниц и беременных, но индивидуальных критериев по уровню двигательной активности выделено не было. В предыдущих работах нами было подтверждено, что в течение суточного и недельного циклов уровень ПДА имеет индивидуальные различия и является стабильным типовым признаком [15].
Таким образом, с целью повышения эффективности мер, направленных на поддержание репродуктивного здоровья женщин в рамках национального проекта «Демография» и «Политики преконцепционной подготовки» [16, 17], прегравидарное консультирование обязательно для всех женщин репродуктивного возраста, особенно для женщин с избыточной массой тела.
Цель исследования . Изучить антропометрические и липометрические показатели женщин с нормальной и избыточной массой тела различных функциональных типов конституции (ФТК).
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе клинического госпиталя «Мать и дитя» (г. Тюмень). Обследовано 250 женщин репродуктивного возраста (18–35 лет) . Критерии включения: возраст 18–35 лет, период прегравидарной подготовки к первой беременности, диспансерная группа ДI–ДII, индекс массы тела (ИМТ) не более 29,9 кг/м2, отсутствие бесплодия в анамнезе, наличие информированного согласия на проведение исследования.
Методологической основой проводимых исследований явилась концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности [12]. Для достижения поставленной цели использован комплекс методик.
Оценку уровня ПДА проводили при помощи шагометрии (мобильные приложения «Здоровье» на платформах Android и Apple). Определение функционального типа конституции осуществляли на основе показателей индивидуального объема суточного количества локомоций (СКЛ). Распределение на группы реализовывали согласно трехкомпонентной схеме на основании показателей СКЛ для данной возрастной группы [10–12]: низкая ПДА (ФТК-1) – до 6999 локомоций, средняя (ФТК-2) - от 7000 до 12 999 локомоций, высокая ПДА (ФТК-3) – свыше 13 000 локомоций в сутки.
Комплексная оценка здоровья женщин включала сбор анамнеза, определение диспансерной группы, антропометрию. Изучали следующие антропометрические параметры: длина тела (Дт, см), масса тела (Мт, кг), окруж- ность талии (ОТ, см), объем бедер (ОБ, см), индекс массы тела – отношение веса к квадрату роста (ИМТ, кг/м2).
Измерение толщины подкожно-жировой клетчатки (ПЖК, см) методом липометрии проводили на аппарате ультразвуковой диагностики LOGIQS8 (General Electric Co, США) при помощи высокочастотного линейного датчика (12–15 МГц) в правой боковой области живота на 3 см правее и 1 см ниже пупка.
Статистическую обработку полученных данных осуществляли с использованием программы SPSS Statistics 17.0, рассчитывали параметрические (M±σ, t-критерий Стьюдента) и непараметрические показатели (критерий Шапиро–Уилка, H-критерий Краскела–Уол-лиса). Критический уровень значимости был принят как р=0,05.
Результаты и обсуждение. На первом этапе исследований по данным шагометрии был изучен индивидуальный объем суточного количества локомоций. Согласно ранее проведенным исследованиям были определены нормативные величины для каждой группы обследуемых с низким, средним и высоким уровнем ПДА [12]. Результаты суточного мониторинга локомоций и применение математических методов послужили основой для выделения трех групп женщин: с низкой (ФТК-1), средней (ФТК-2) и высокой ПДА (ФТК-3). Таким образом, согласно поставленным задачам был выделен индивидуальный признак, который является основой проведения дальнейших исследований.
По данным антропометрии были определены две группы женщин: I группа (121 женщина, 52,6 %) – женщины с нормальной массой тела (ИМТ – 18,5–24,9 кг/м2), II группа (109 женщин, 47,4 %) – с избыточной (ИМТ – 25,0–29,9 кг/м2). По данным современной литературы степень ожирения оценивается по ИМТ (ВОЗ). Кроме того, есть установленные антропометрические нормы обхвата талии у мужчин и женщин (до 94 и 80 см соответственно). В полной мере оценить абсолютные и относительные значения параметров тела можно с помощью биоимпедансной диагностической методики. Однако она является достаточно трудоемкой в плане проведения и оценки полученных результатов.
В связи с этим распределение женщин на две группы было дополнительно подтверждено методом ультразвуковой липометрии. Данный диагностический метод обладает наибольшей точностью и позволяет визуализировать измеряемые ткани. Кроме того, ультразвуковая диагностика не относится к инвазивным и дорогостоящим методикам, поэтому является доступной в клинической практике [18].
В изученной нами литературе отсутствуют данные о точных нормативных значениях толщины ПЖК. Известно, что степень выраженности ПЖК имеет гендерные особенности и у женщин составляет от 0,5 до 3,5 см и более [19]. В ходе исследования было установлено, что в I группе толщина ПЖК по данным ультразвуковой диагностики составила 0,7–2,3 см, во II группе – 2,4–3,6 см. В среднем у женщин с нормальной массой тела толщина ПЖК по данным ультразвуковой диагностики колебалась в пределах 1,2–2,3 см, а в группе с избыточной массой тела – от 2,5 до 3,2 см. Полученные данные подтвердили распределение на группы женщин с нормальной и избыточной массой тела по ИМТ. Необходимо отметить увеличение толщины ПЖК во II группе женщин по сравнению с I группой. Таким образом, данный показатель можно выделить как критерий ранней диагностики развития ожирения.
Далее согласно поставленной цели были изучены индивидуально-типологические различия суточного количества локомоций ПДА у женщин I и II групп (табл. 1).
В I группе женщин распределение по уровню ПДА выглядело следующим образом: низкая ПДА – 28,9 %, средняя ПДА – 52,1 %, высокая ПДА – 19,0 %. В группе с избыточной массой тела 33,3 % составили женщины с низкой, 50 % со средней и 16,7 % с высокой ПДА.
Таблица 1
Table 1
Индивидуально-типологические различия суточных показателей ПДА у женщин с нормальной (I) и избыточной массой тела (II)
Individual and typological differences in HMA parameters in standard weight (I) and overweight (II) women
Группа Group |
Показатель Parameter |
Уровень ПДА HMA level |
Общая выборка Sample |
||
Низкая ПДА Low HMA |
Средняя ПДА Medium HMA |
Высокая ПДА High HMA |
|||
I |
n |
35 |
63 |
23 |
121 |
СКЛ Average number of locomotions |
5375±107** |
8741±132* |
13467±167*/** |
9076±157 |
|
t 1 ; t 2 |
-; 4,7 |
5,8; 1,2 |
9,6; 4,3 |
||
MR |
60,4 |
31,7 |
20,9 |
||
II |
n |
38 |
57 |
19 |
114 |
СКЛ Average number of locomotions |
4354± 123** |
6945 ± 145* |
10563±122*/** |
7087±113 |
|
t 1 ; t 2 |
-; 3,9 |
5,3; 1,5 |
10,6; 3,9 |
||
MR |
62,0 |
28,4 |
23,9 |
Список литературы Критерии комплексной оценки избыточной массы тела у женщин различных функциональных типов конституции
- Баймусаева А.М., Демеева Н.М., Cepиккызы С., Хасенова А.К. Течение беременности и родов, перинатальные исходы у женщин с ожирением. Научный аспект. 2019; 8 (1): 940-947.
- Cметанина С.А., Суплотова Л.А., Храмова Е.Б., Гирш Я.В. Ожирение у матери и метаболические нарушения у потомства: возможные влияния. Бюллетень сибирской медицины. 2018; 17 (2): 93-99.
- Демидова Т.Ю., Кузнецова А.Г. Изучение взаимосвязи исходной массы тела с гестационным увеличением у родильниц и ее влияние на течение беременности, исходы родов и риски для плода. Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2019; 8 (32); (27): 103-106.
- Баланова Ю.А., Шальнова С.А., Деев А.Д., Имаева А.Э. Ожирение в российской популяции - распространенность и ассоциации с факторами риска хронических неинфекционных заболеваний. Российский кардиологический журнал. 2018; 23 (6): 123-130.
- Лукаш Е.Е., Джамал Х. Ожирение и репродуктивное здоровье женщины. Архив акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева. 2017; 4 (2): 84-87.
- Елагин И.Б., Оразов М.Р., Харнас С.С., Хамошина М.Б., Токтар Л.Р., Барсегян Л.К., Орехов Р.Е. Патогенез нарушений репродуктивного здоровья у женщин, страдающих морбидным ожирением. Московский хирургический журнал. 2019; 2 (66): 43-52.
- Silvestris E., de Pergola G., Rosania R. Obesity as disruptor of the female fertility. Reprod. Biol. Endocrinol. 20i8; i6: 22. DOI: D0I.org/i0.ii86/si2958-0i8-0336-z.
- Баклаева Т.Б., Василькова Т.Н., Чабанова Н.Б., Василькова Г.А. Особенности адипоцитокинового профиля у больных ожирением с различным типом депонирования жировой ткани. Медицинская наука и образование Урала. 20i9; 20 (4); (i00): ii-i4.
- Aldo Giudice, Antonio Barbieri, Sabrina Bimonte, Marco Cascella, Arturo Cuomo, Anna Crispo, Giovanni D'Arena, Massimiliano Galdiero, Maria Elena Della Pepa, Gerardo Botti, Michele Caraglia, Mario Capunzo, Claudio Arra, Maurizio Montella. Dissecting the prevention of estrogen-dependent breast carcinogenesis through Nrf2-dependent and independent mechanisms. OncoTargets and Therapy. 20i9; i2: 4937-4953.
- Kolpakov V.V., Bespalova T.V., Tomilova E.A., Larkina N.Y., Mamchits E.V., Chernogrivova M.O., Kopytov A.A. Functional reserves and adaptive capacity of subjects with different levels of habitual physical activity. Human Physiology. 20ii; 37 (i): 93-i04.
- Kolpakov V.V., Bespalova T.V., Bragin A.V. The Concept of Typological Variability of Physiological Individuality: II. Somatotype Heterogeneity of Population Groups Differing in Habitual Physical Activity. Human Physiology. 2009; 35 (i): 66-73.
- Беспалова Т.В., Корчин В.И., Колпаков В.В. Региональные особенности внутрипопуляционного разнообразия привычной двигательной активности и ее роль в оценке физиологической нормы и донозологической диагностики: монография. Ханты-Мансийск; Тюмень: Печатник; 2012. 173.
- Гиршева Е.М. Циркадианные особенности психофизиологического статуса и двигательной активности у беременных и родильниц в перинатальном периоде. Вестник Курганского государственного университета. Сер. Физиология, психология и медицина. 2016; 2 (41): 98-i02.
- Гиршева Е.М., Ерохин Е.М. Суточная динамика двигательной активности и особенности психофизиологического статуса у беременных и родильниц в перинатальном периоде. Современные проблемы науки и образования. 2015; 5: 119.
- Райлян А.Л., Гордийчук С.Н., Томилова Е.А., Самсонов Н.С. Конституциональный подход к физиологическому обоснованию двигательной активности у беременных с избыточной массой тела. Медицинская наука и образование Урала. 2018; 19 (3); (95): 63-66.
- Preconception care to reduce maternal and childhood mortality and morbidity. Meeting report and packages of interventions: WHO HQ, February 2012. URL: www.who.int/matemal_child_adolescent/documents (дата обращения: 15.03.2020).
- Бахарева И.В. Современная прегравидарная подготовка: комплексный подход. РМЖ. Мать и дитя. 2017; 25 (12): 889-894.
- Чибулаева Е.В. Применение ультразвуковой диагностики в липометрии и взаимосвязь ее показателей с объемом привычной двигательной активности. Материалы XXIII съезда Физиологического общества им. И.П. Павлова. Воронеж; 2017: 243-245.
- Сакибаев К.Ш., Джаналиев Б.Р., Джумаева Л.М., Ташматова Н.М., Пирматова А.К., Эрге-шова А.М., Ашимов У.А., Алимбекова А.А. Особенности размеров кожно-жировых складок конечностей у женщин разной конституции. Современные проблемы науки и образования. 2019; 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28736 (дата обращения: 15.03.2020).