Критерии определения эффективности управления

Автор: Зорабян С.Э., Валитова Е.Р.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4-2 (13), 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140109230

IDR: 140109230

Текст статьи Критерии определения эффективности управления

Риск существует одновременно с опасностями, процессами их проявления и эффектами. Люди, признавая риск, должны признавать величину и неравенство распределения последствий. Риск - вероятность опасного события. Риск - более широкое (или более глубокое) понятие, чем просто вероятность: риск сочетает в себе вероятность некоторого события и некоторые характеристики этого события, делающие его опасным. Возможны и количественные, и качественные критерии опасности. При этом все один из способов регуляции риска состоит в изменении параметров каждого из элементов цепи. Вообще говоря, снижение риска зависит от модификации элементов в рассмотренной выше цепи. Другой способ минимизации риска – это изменение поведения людей. Такая модификация возможна путем поощрения выбора более безопасных или новых альтернатив действия. В этом случае, изменение возможно:

  • а)    путем предписывания обязательных стандартов и правил, снижающих риск;

  • б)    путем преобразования мотивации;

  • в)    через распространение информации о риске.

В условиях переходной экономики ущерб от рисков любого характера влияет на социально-экономический потенциал страны. В связи с этим социальные риски учитываются различными субъектами в жизнедеятельности. Особенно важен процесс определения и минимизации социального риска в производственной деятельности, которая является основой для достижения качественных сдвигов.

Чтобы преодолеть возможности возникновения социальных рисков, необходимо с большим вниманием, чем это делалось до сих пор, рассматривать особенности формирования конкурентного страхового рынка в переходной экономике страны.

В развитых странах современного мира общественное производство богатств постоянно сопровождается общественным производством рисков, причём второе нарастает. Это следствие стремительно растущих в процессе модернизации производительных сил. Риски и связанные с ними потенциалы самоуничтожения приобретают невиданный доныне размах. Социальные позиции и конфликты общества, «распределяющего богатства», рано или поздно в процессе непрерывной модернизации начинают пересекаться с позициями и конфликтами общества, «распределяющего риски». Именно благодаря отрицанию и невосприятию рисков возникает объективная общность глобальной опасности.

Общество риска - это общество науки, коммуникативных и информационных средств. В нём обнаруживаются новые противоречия между теми, кто производит риски, и теми, кто их потребляет. Большинство исследователей сходятся в том, что кризис, поразивший современное общество и его культуру, затронул все пласты человеческой жизни. В связи с этим формирующаяся модель современного мира в качестве центральной выдвигает проблему риска, с которым все чаще сталкивается человек. В последние годы ученые, осуществляющие анализ современного состояния общества и роли традиции в нем, влияния последней на процесс идентичности все чаще обращаются к проблеме риска. Оценка риска и готовность принять риск – это проблема не только ментальная, но прежде всего - социальная.Э Гидденс, в частности, считает, что именно рост человеческого знания обусловливает то, что многое в современном обществе воспринимается как лишенное своей определенности. У.Бек формулирует эту идею более определенно: не незнание, но именно знание представляет в наше время источник опасности. Э.Гидденс также считает, что в традиционных культурах концепции риска не существовало. Данная концепция предполагает наличие общества, которое активно пытается порвать со своим собственным прошлым, - а это является главной характеристикой индустриальной цивилизации нового и новейшего времени.

Сегодня риск приобретает новое, специфическое значение. Риск считался способом регулирования будущего, однако оказалось, что попытки общества поставить будущее под контроль обернулось против самого общества, заставляя его искать другие пути для того, чтобы справиться с неопределенностью. Риск глубоко внедрился в нашу повседневную жизнь. Глобализация же приводит к тому, что людям приходится иметь дело со множеством новых ситуаций, связанных с риском. Современность, отмечает он, порождает новые виды риска, параметры которого в принципе были неведомы в предыдущие эпохи. Эти параметры, включают риски, имеющие огромные последствия; риски, происходящие от глобализирующегося характера социальных систем современности. В результате ослабление влияния традиций и обычаев в мировом масштабе приводит к изменению основы самоидентификации.

В более традиционных условиях идентификация человека как личности поддерживалось за счет стабильности социального положения индивида. В наши же дни, когда традиции теряют свою силу, человек гораздо активнее, чем раньше, вынужден создавать и воссоздавать собственную идентичность. Риск и традиция становятся двумя полюсами в рассмотрении многих современных процессов, происходящих в обществе. С одной стороны, нарушение традиции, отказ от нее – это всегда риск, кроме того, риск – это то, что разрушает традицию. С другой стороны, традиция предстает как нечто стабильное, как один из неизменных ориентиров в обществе, в котором все больше господствует риск, которое все больше насыщается неопределенностью.

Глобальный экономический и финансовый кризис, ставший кризисом системным, еще более актуализировал попытки комплексного осмысления перспектив общественного развития. Происходящие в мире изменения вновь продемонстрировали, что общество, в котором мы живем – это (по определению У.Бека) общество риска, причем риска постоянного и нарастающего. Характеризуя отличия между индустриальным обществом и обществом риска, У.Бек подчеркивает, что это различие не заключается и не совпадает с различением между «логикой» производства богатства и «логикой» производства и распределения рисков, а вытекает из того, что опрокидывается соотношение приоритетов. Понятие общества риска, по его мнению, утверждает несравнимость распределения богатства и рисков, а также конкуренцию их «логик».

Системные изменения, коснувшиеся и самого общества, и человека, но, главным образом, изменения взаимоотношений между индивидом и обществом, тенденция к социальной фрагментации выделяются современной теорией в качестве главных причин, породивших «сознание риска» и его глубокую укорененность во всех областях человеческой жизнедеятельности.

Зорабян С.Э., к.ф.н.

доцент кафедра региональной социологии и моделирования социальных процессов

Фальковская Н. С.

студент направление конфликтологии институт социологии ирегионоведения ЮФУ

Россия, г. Ростов-на-Дону

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности. Чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные. Объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере.

Моделирование выявляет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. При этом многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности.

Модель должна удовлетворять требованиям, обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений и быть достаточно абстрактной , чтобы допускать варьирование. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном процессе.

Одним из важнейших процессов происходящих сегодня является процесс глобализации.

Анализ макропроцессов требует новых, нетрадиционных подходов. Процессы, как правило, взаимообратимы, подразделяются на центростремительные, внутренне ориентированные и центробежные,

"Экономика и социум" №4(13) 2014

Статья