Критерии права на марджа'ят (религиозное наставничество) в шиитском исламе
Автор: Филин Никита Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Религия, общество, государство
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
Современная иснаашаритская версия шиитского ислама (последователи которой составляют большинство населения в Иране и Ираке, а также значительную часть жителей Ливана, Бахрейна, Саудовской Аравии и других арабских стран) предполагает, что каждый верующий должен выбрать себе религиозного наставника из числа наиболее праведных и сведущих в мусульманском праве богословов и полностью следовать его наставлениям в своей религиозной, а в некоторых случаях и политической жизни. Важно понять, каковы современные критерии права на это религиозное наставничество.
Шиизм, религиозное наставничество, иран, верующие, духовенство
Короткий адрес: https://sciup.org/170168575
IDR: 170168575
Текст научной статьи Критерии права на марджа'ят (религиозное наставничество) в шиитском исламе
Последний пункт представляет определенные сложности для верующих, поскольку в мире существуют десятки авторитетных марджа’, из которых нужно выбрать наиболее компетентного. Причем на важность выбора именно самого знающего шиитского религиозного деятеля указывают все религиозные наставники. Например, один из самых известных современных марджа’ Али Систани пишет следующее: «Если правоверный шиит увидит различия в интерпретации различными муджтахидами повседневных вопросов, то он должен следовать наставлениям самого знающего, который лучше других современных муджтахидов может понять божественные законы» [Sistani]. Данная традиция идет еще с середины XIX в., когда в определенные пери- оды в шиитском мире был только один признанный религиозный наставник [Kazemi Moussavi 1996: 36-37]. Обычно верующий шиит выбирает его исходя из религиозной традиции своей семьи, однако в последнее время наметилась тенденция следования наставлениям сразу нескольких марджа’ в различных религиозных вопросах.
В соответствии с исторической традицией вне зависимости от политических взглядов муджтахида и того, как он воспринимает свою роль в обществе, чтобы стать марджа’ и получить право иметь последователей, ему нужно написать юридическое руководство ( рисала ), в котором он излагает свои суждения по религиозным вопросам. Однако ему не надо приводить детальные доказательства правоты своих убеждений, что необходимо при написании правовых инструкций для шиитского духовенства. Получается, что если муджтахид не напишет рисала , то он не может быть подходящим кандидатом для марджа’ята . Были случаи, когда тот или иной муджтахид обладал всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы стать марджа’ , однако не написал рисала , тем самым показывая, что он не заинтересован в получении этого статуса [Walbridge 2014: 17]. Простые верующие в большинстве своем ожидают, что у марджа’ должна быть рисала .
История широкого распространения рисала началась в 1918 г. с книги ал-‘Урва ал-Вуска (араб. – наипрочнейшая связь [человека и Бога]), которую написал Мухаммад Казим Табатабаи Йазди. Именно его работа стала образцом для всех остальных рисала . Более того, по традиции все кандидаты в марджа’ высказывают свои мнения об этом труде.
По структуре рисала разных авторов мало отличаются друг от друга. Начиная со времени Йазди, она делится на две части. В первой затрагиваются особенности ритуала, в т.ч. виды молитвы (например, что необходимо сделать, чтобы молитвы были приняты Богом: скромность, пост и ритуальная чистота). Это та часть, которой, как правило, больше всего интересуются люди. У шиитов ритуалы играют куда более важную роль в жизни, чем у суннитов. Их большое внимание к ритуалам и ритуальной чистоте во многом объясняется тем обстоятельством, что они большую часть своей истории находились в положении преследуемой или же маргинализованной группы на периферии мусульманской общины. Только в Иране они смогли занять ведущие позиции. Вторая часть рисала посвящена торговым отношениям между людьми, а также правилам, касающимся брачных отношений и разводов.
Несмотря на то что рисала предназначена для простых шиитов, ее язык весьма далек от разговорно-бытового. Однако ее не обязательно писать на арабском языке – можно, например, и на персидском, если это родной язык муджтахида. Рисала говорит верующему о том, какие действия являются дозволенными ( халал ), рекомендованными, безразличными, неодобрительными и запрещенными ( харам ). Различия во мнениях между муджтахидами не очень значительны: один марджа’ может утверждать, что такая-то еда – харам , в то время как другой говорит, что она дозволена, хотя и не рекомендуется к употреблению. В целом, основные споры в рисала между муджтахидами сводятся к тому, до каких пределов женщина должна покрывать свое тело одеждой, как необходимо совершать ритуальное омовение ( вуду’ ) перед молитвой, как определить время захода солнца во время поста в месяц Рамадан, после которого можно принимать пищу, следует ли ждать 15 минут после заката в качестве обязательной предосторожности и т.д.
Обычно рисала является единственным текстом марджа’, который читают его последователи. Вопросы, которые в ней не затрагиваются, разбираются религиозным наставником отдельно. В последнее время их выкладывают на личном сайте мудждахида. Помимо рисала, он должен заметную часть своего времени уделить написанию сочинений по религиозно-правовым вопросам. Иногда это могут быть десятки томов. Темы – те же, что и в рисала, однако сопровождаются доказательствами и аргументами.
В последнее время в шиитской среде участились дискуссии по поводу обязательности написания рисала для того, чтобы религиозный наставник мог иметь последователей . Например, Али Хаменеи пишет, что наличие сборника обязательных религиозных предписаний ( рисала ) и последователей у марджа’ не являются обязательным условием для следования его мнению, отвечающему всем прочим требованиям [Хаменеи 2010: 14].
Еще одним вопросом, который в последнее время приобрел дискуссионный характер, является спор по поводу следования умершим марджа’ . Исторически считалось, что после смерти своего религиозного наставника верующий шиит не продолжает следовать его наставлениям, а находит другого, живущего. Однако среди марджа’ существуют различные точки зрения на данный вопрос. В настоящее время стала преобладать точка зрения, в соответствии с которой верующий может следовать учению умершего марджа’ , пока он не столкнется с новыми религиозными вопросами. Тогда ему нужно обратиться к новому религиозному наставнику.
В целом, можно прийти к выводу, что, несмотря на некоторые проявившиеся в последнее время дискуссионные моменты, критерии отбора марджа’ остаются крайне строгими и ограничивают институт религиозного наставничества в шиизме несколькими десятками человек.
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-03-00656).
Список литературы Критерии права на марджа'ят (религиозное наставничество) в шиитском исламе
- Хаменеи А. 2010. Исламское право: учебное пособие (пер. с фарси, предисл. и коммент. Н.А. Зейналова). М.: Исток. 400 с
- Kazemi Moussavi A. 1996. Religious Authority in Shi'ite Islam: from the Office of Mufti to the Institution of Marja'. Kuala Lumpur: International Institute of Islamic Thoughts and Ci. 338 p
- Sistani A. Following a Mujtahid (Taqlid)» Taqlid: Following a Mujtahid. -Islamic Laws. URL: http://www.sistani.org/english/book/48/2116/(accessed 12.12.2016)
- Walbridge S.L. 2014. The Thread of Muawiya: The Making of a Marja Taqlid. Bloomington, Indiana: The Ramsay Press. 165 p