Критический анализ системы целепологания государственной программы "Информационное общество Свердловской области до 2024 года"

Автор: Ждановских К.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 5-1 (72), 2020 года.

Бесплатный доступ

В рамках настоящего научного исследования автором будет осуществлена попытка критического анализа системы целеполагания основного документа программно - целевого управления в сфере реализации и развития механизмов электронного правительства на территории Свердловской области - государственной программы «Информационное общество Свердловской области до 2024 года».

Государственное управление, электронное правительство, механизмы электронного правительства, государственная политика, государственная программа, электронные услуги, портал государственных услуг

Короткий адрес: https://sciup.org/140252169

IDR: 140252169

Текст научной статьи Критический анализ системы целепологания государственной программы "Информационное общество Свердловской области до 2024 года"

Как следует из названия, рассматриваемая государственная программа является комплексной и предполагает развитие информационного общества в субъектном и целевом многообразии, а не только инструментов электронного правительства. Более того, ни в паспорте программы, ни в её тексте не содержится поименованных упоминаний «электронного правительства» как направления развития системы государственного управления.

Осуществим анализ блока целей государственной программы, в первичном приближении, без соответствующего анализа задач, мероприятий и целевых показателей государственной программы.

Учитывая отсутствие поименованных упоминаний электронного правительства, выборка целей будет осуществляться исходя из авторской позиции и анализа научных публикаций, характеризующий структурный состав механизмов электронного правительства.

Так, согласно авторской позиции, к числу задач рассматриваемой государственной программы, отражающих механизмы электронного правительства, следует отнести:

  • 1)    создание условий для комфортной жизни и самореализации населения Свердловской области;

  • 2)    формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

  • 3)    создание информационно–телекоммуникационной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам и требованиям, существующим на время организации и проведения мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года;

  • 4)    совершенствование государственного и муниципального управления.

Считаем, что совокупность представленных целей позволяет полноценно отразить сущность электронного правительства, как инструмента взаимодействия между гражданами и органами власти, а равно между органами власти и внутри каждого из органов.

На следующем этапе проанализируем соответствие авторской позиции и позиции разработчиков рассматриваемой государственной программы.

С целью выявления закономерностей обратимся к задачам государственной программы, в которых были конкретизированы цели государственной власти и целевым показателям, характеризующих уровень достижения указанных целей.

Согласно позиции разработчиков государственной программы, цель – создание условий для комфортной жизни и самореализации населения Свердловской области, в части развития информационного общества, достигается посредством обеспечения условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь пожилых людей.

Уровень достижения указанной цели оценивается через целевой показатель «Количество пожилых граждан и инвалидов, охваченных проводимыми мероприятиями по выработке навыков пользования персональным компьютером и ресурсами информационно– телекоммуникационной сети Интернет».

Исходя из текста рассматриваемой государственной программы, единственный показатель, свидетельствующий о создании условий для комфортной жизни и самореализации населения Свердловской области ограничивается узкой возрастной группой граждан и лишь одной из возможных форм коммуникации.

Считаем, что тем самым разработчики государственной программы значительно ограничивают социальный потенциал использования механизмов электронного правительства.

Как следствие, указанная цель не может являться релевантной для оценки реализации и развития механизмов электронного правительства.

Следующая цель реализации рассматриваемой государственной программы – формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, оценивается через систему показателей, включающую оценку доли автоматизированных рабочих мест государственных муниципальных служащих, оценку деятельности по обслуживанию указанных рабочих мест, а также долю рабочих мест находящихся на комплексном обслуживании.

В ходе проведенного анализа нами были выявлены следующие пробелы в формировании системы целевых показателей. Во–первых показатель характеризующий долю автоматизированных рабочих мест охватывает лишь государственных служащих органов исполнительной власти, исключая органы законодательной власти, а также организации подведомственные органам власти. Тем самым разработчики исключили указанные органы и организации из системы межведомственного взаимодействия. Во–вторых, за весь период планируемой реализации рассматриваемой государственной программы отсутствует рост доли автоматизированных рабочих мест. В–третьих, один из показателей, характеризующий длительность комплексного обслуживания сервисов единой информационно–коммуникационной инфраструктуры, не может являться целевым, так как не предусматривает роста показателей. В– четвертых, разработчики программы не поясняют почему целевой показатель, характеризующий долю ведомственных и межведомственных информационных систем, находящихся на комплексной технической поддержке зафиксирован на уровне 45% на намомент начала реализации государственной программы, а в последующие периоды в соответствующих графах программы стоят пропуски.

Еще одна цель реализации рассматриваемой государственной программы, сформулирована следующим образом – создание информационно–телекоммуникационной инфраструктуры, соответствующей требованиям чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Считаем, что закрепление указанной цели в рамках комплексной государственной программы, является недопустимым, так как указанная цель имеет ограниченный по времени и субъектному составу характер. При этом, при оценке совокупного уровня реализации указанной государственной программы, уровень достижения данного показателя также будет учтен.

В качестве ещё одной цели, которая могла бы отражать развитие механизмов электронного правительства, нами была определена – «совершенствование государственного и муниципального управления». Данная цель могла отражать использование различных информационно – коммуникационных инструментов, включая портал «Открытое правительство Свердловской области», а также внедрение различных информационно-коммуникационных инструментов, например системы ГАС «Управление» в ходе разработки и реализации государственной политики.

Однако, по результатам проведенного анализа, мы выявили, что указанная цель оценивается через показатель «Доля граждан Свердловской области, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"». Мы считаем, что включение данного целевого показателя в рассматриваемую государственную программу, является некорректным, так как он, фактически, не отражает уровень развития информационное общества. Возможно, закрепляя данный целевой показатель, разработчики государственной программы планировали оценить уровень реализации мероприятий по популяризации «Портала государственных услуг Российской Федерации», однако, из-за некорректной формулировки и необоснованного объединения механизмов получения государственных услуг через единый портал и через многофункциональные центры, целевой показатель утратил свою релевантность.

Подводя итого проведенному анализу, мы приходим к выводу о том, что системы целеполагания государственной программы «Информационное общество Свердловской области до 2024 года не отражает уровня развития механизмов электронного правительства на территории региона. Как следствие, указанная государственная программа не может выступать в качестве эффективного документа программно-целевого управления в рассматриваемой сфере.

"Экономика и социум" №5(72) 2020

Статья научная