Критика жанрового изучения живописи в трудах А. В. Михайлова

Автор: А. В. Марков

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Философия и культурология

Статья в выпуске: 1 (43), 2021 года.

Бесплатный доступ

Михайлов А. В. был известен как ведущий советский филолог-германист, толковавший явления немецкой литературы XIX века в культурологической перспективе. Но он был и оригинальным теоретиком живописи, создавшим собственную теорию живописных жанров, основанную не на предмете репрезентации, стиле или обычае, а обособляющую разные жанры как разные попытки преодолеть кризис репрезентации и стиля. Работы А. В. Михайлова из-за множества культурных контекстов требуют специальной интерпретации: так, для понимания натюрморта привлечен анализ связи натюрморта, портрета и средневековой метафизики, предпринятый его коллегой и другом С. С. Аверинцевым. Также устанавливается его близость к М. А. Лифшицу по вопросу о недостаточности принципа удовольствия для создания репрезентации. Реконструируется общая схема теории жанров живописи А. В. Михайлова, который настаивал на корреляции классического принципа мимесиса и «хоры» как понимания пространства и на существовании альтернативных и взаимодополнительных логик интерпретации отдельных произведений искусства после распада классического мимесиса. Эти логики подчиняются метаязыку, который Михайлов понимает в противоположность структурализму не как статическую, а как динамическую конструкцию. Индивидуальные черты жанров оказываются результатом не мимесиса, но, напротив, уклонения от чрезмерно поспешного миметического решения в пользу социальной рефлексии, которая не принадлежит только художнику или произведению, но возникает как коммуникативная ситуация в ходе историзации самого живописного искусства

Еще

Живопись, жанры живописи, герменевтика, портрет, пейзаж, натюрморт, Ренессанс, романтизм, реализм, Аверинцев, Лифшиц, А. В. Михайлов.

Короткий адрес: https://sciup.org/14119690

IDR: 14119690

Список литературы Критика жанрового изучения живописи в трудах А. В. Михайлова

  • Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики / С. С. Аверинцев // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. — М. : Наука, 1975. — С. 371—382.
  • Андреюшкина Т. Н. Восприятие и развитие идей А. В. Михайлова российскими учеными / Т. Н. Андреюшкина // Филологический класс. — 2019. — № 2(56). — С. 220—224.
  • Лифшиц М. А. Дневник Мариэтты Шагинян / М. А. Лифшиц // Контекст 1989. — М. : Наука, 1989. — С. 129—167.
  • Михайлов А. В. Судьба вещей и натюрморт / А. В. Михайлов // Вещь в искусстве. — М., 1986. — С. 125—139.
  • Михайлов А. В. [Послесловие к публикации] / А. В. Михайлов // Контекст 1989. — М. : Наука, 1989. — С. 168—169.
  • Михайлов A. B. A. A. Фет и Боги Греции / А. В. Михайлов // Михайлов A. B. Обратный перевод. — М., 2000. — С. 422—443.
  • Сечин А. Г. Иконическая риторика в картине Александра Иванова «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» / А. Г. Сечин // Искусствознание. — 2015. — Т. 1 , № 1 -2. — С. 278—307.
  • Чигарева Е. И. Слово и музыка в трудах А. В. Михайлова / Е. И. Чигарева // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. — М., 2016. — С. 403—412.
  • Юрченко Т. Г. «Историческое движение подчиняет искусство своему языку...»: новый историзм А. В. Михайлова и проблемы науки о литературе / Т. Г. Юрченко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. — 2020. — № 1. — С. 28—35.
  • Юстина К. Роль А. Ф. Лосева в формировании взглядов С. С. Аверинцева на русско-византийские культурные связи / К. Юстина // Соловьевские исследования. — 2017. — № 3(55). — С. 78—87.
Еще
Статья научная