Кризис рынка труда в 2020-2021 гг. и структурные изменения

Автор: Афонина К.В., Кашепов А.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 4-1 (83), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье производится анализ последствий воздействия пандемии COVID-19 на экономику и рынок труда в мире и в Российской Федерации. В статье обосновывается связь политики вынужденных ограничений экономической деятельности с безработицей и структурными изменениями на рынке труда, включая развитие дистанционной занятости и рост спроса на профессии, связанные с развитием интернета, связи и коммуникаций.

Рецессия, рынок труда, безработица, структура спроса на труд

Короткий адрес: https://sciup.org/140259131

IDR: 140259131

Текст научной статьи Кризис рынка труда в 2020-2021 гг. и структурные изменения

Пандемия коронавируса COVID-19 драматически повлияла на жизнь миллионов людей, которые заразились этой болезнью, на образ жизни и условия существования миллиардов людей, попавших под влияние ограничительных мер, которые были введены в большинстве стран мира, и на экономику, вызвав глобальную рецессию. Согласно оценкам доклада МВФ «Перспективы мировой экономики, январь 2021» мировой ВВП сократился в 2020 году на 3,5%, прямые экономические потери составили более 3 трлн. долларов. Компенсирующий рост в 2021 году ожидается в пределах 5,5% и 4,2% в 2022 г. Темпы восстановительного роста будут зависеть как от динамики и структуры экономики стран мира в 2019-2020 гг., структуры их взаимодействий (внешнеэкономических связей) так и от темпов и эффективности глобальной вакцинации. По оценкам МВФ, экономика США сократится за 2020 год на 3,4%, с последующим ростом в 2021 году на 5,1%, в Еврозоне эти показатели составят -7,2% и 4,2%, в Китае +2,3% и 8,1%, в России -3,6% и 3,0%1.

Изменения в сфере труда, в том числе на рынке труда, происшедшие, или испытавшие ускорение в 2020 году, касаются макроэкономических параметров спроса и предложения рабочей силы, занятости и безработицы, микроэкономических сдвигов в структуре спроса и предложения, особенно по отраслевому и профессиональному признакам, динамики реальной заработной платы, расширения практик дистанционного труда и цифровизации.

Согласно докладу Международной организации труда «Мониторинг МОТ: COVID-19 и мир труда. Седьмое издание» от 25.01.2021 г. численность потерянных рабочих часов в эквиваленте полной занятости, составлявшая в 2019 году 188 млн. человек, в 2020 г. составила 255 млн. человек (рабочих мест, в расчете на 48 часов в неделю) и это составляет 8,8% от общей мировой занятости. Согласно этому докладу, в период наиболее жесткого глобального локдауна (во II квартале) потери рабочего времени достигали в пересчете на год 18,2% или 525 млн. человек (рабочих мест). Потери доходов от труда, по оценке МОТ, составили в 2020 году 3,7 трлн. долл., что сопоставимо с приведенной выше оценкой МВФ глобальных потерь ВВП2.

Как следует из доклада МОТ, наибольшее падение занятости в 2020 году в мире испытали гостиницы и рестораны – то есть те отрасли которые специализировались на обслуживании туристов и других категорий населения, которые перестали свободно перемещаться между странами и регионами, сократилась также занятость в других отраслях услуг, деятельность которых также была ограничена во время локдаунов, в торговле, в некоторых отраслях промышленности, естественно – на транспорте, особенно в пассажирских перевозках. Из промышленного сектора наиболее полезной обществу (и одновременно размещенной вне крупных городов, то есть за пределами зоны локдаунов) – и устойчивой, оказалась горнодобывающая промышленность. В связи с массовым переходом многих видов деятельности в виртуальное пространство, значительно возросла занятость в сфере коммуникаций. Достаточно стабильную занятость в большинстве стран обеспечили образование, здравоохранение, финансы, страхование, социальная работа, государственное управление и оборона.

Макроэкономические пропорции российского рынка труда в 2020 году формировались под влиянием повышения пенсионного возраста3, при этом менялось качество происходящих структурных сдвигов4. Под влиянием экономического кризиса в 2020 году произошел резкий рост безработицы5.

Рассмотрим, как выглядит ситуация на микроуровне с точки зрения различных экспертных организаций и кадровых агентств. На основе одного из самых популярных каналов поиска работы в России было выявлено, что ситуация на рынке постепенно начинает восстанавливаться. Прирост вакансий в январе-ноябре 2020 года к январю-ноябре 2019 года составил 3%, прирост резюме в тот же период составил 12%.

Несмотря на данный прирост, дефицит специалистов высокой квалификации во многих отраслях сохраняется. Хотя на рынке появилось больше кандидатов, активно ищущих работу, и подающих заявки на новую должность, некоторые рабочие места по-прежнему сложно заполнить, и подходящих кандидатов мало.

С другой стороны, наблюдается и обратная тенденция. Хотя квалифицированные кадры на данный момент ищут новое место работы, они также стали более избирательными в своём следующем карьерном движении из-за неопределённой глобальной ситуации. Работники хотят быть уверены, что присоединяются к стабильному бизнесу.

Наибольший дефицит в специалистах в ноябре 2020 года оказался в сферах (по hh.индексу, который рассчитывается через отношение количества активных резюме к вакансиям)6:

  • 1.    инсталляция и сервис - 1;

  • 2.    консультирование - 1,1;

  • 3.    рабочий персонал - 1,3;

  • 4.    страхование - 1,6;

  • 5.    медицина и фармацевтика - 1,7;

  • 6.    автомобильный бизнес - 2,2;

  • 7.    строительство и недвижимость - 2,5;

  • 8.     IT - 2,6.

При этом, если рассматривать наиболее дефицитных специалистов в ноябре 2019, мы увидим те же профессиональные области с небольшим перемещением в данном рейтинге.

  • 1.    консультирования - 1,1;

  • 2.    инсталляция и сервис - 1,2;

  • 3.    рабочий персонал - 1,7;

  • 4.    страхования - 1,8;

  • 5.   медицины и фармацевтики - 2,2;

  • 6.    автомобильного бизнеса - 2,5;

  • 7.     IT - 2,9;

  • 8.    строительства и недвижимости - 3,2.

Важно обратить внимание не только на абсолютные значения данных показателей, но и выявить наибольшую разницу в значениях данного индекса по профессиональным областям в этот же период. Так, мы видим, что самые значимые изменения произошли в следующих областях:

  • •     государственная служба, некоммерческие организации (-3,1);

  • •     транспорт, логистика (-0,8);

  • •     строительство, недвижимость (-0,7).

Так как данный индекс показывает соотношения количества резюме к вакансиям, то данные изменения могли произойти по двум причинам: увеличение спроса или уменьшение предложение. Рассматривая детализацию изменений отдельно по изменению спроса и предложения на рынке труда, мы обнаруживаем, что все перечисленные выше изменения связаны конкретно с увеличением предложения.

Спрос в области государственной службы в ноябре 2020 года по сравнению с ноябрём 2019 года увеличился почти в 3 раза (предложение увеличилось при этом только на 50%), в сфере транспорта и логистики – на 30% (предложение на 7%), в строительстве – на 34% (предложение только на 2%). В этих областях конкуренция на рынке труда среде работодателей (в пользу работников) увеличилась.

Наибольший положительный прирост hh-индекса в этот же период произошёл в следующих направлениях:

  •    искусство, развлечения, масс-медиа (+2,2);

  •    добыча сырья (+0,8);

  •    наука, образование (+0,7).

Это означает, что в данных профессиональных областях в конце 2020 года конкуренция среди соискателей увеличилась в пользу работодателей. Предложение на рынке труда в сфере развлечений увеличилось на 12% (спрос при этом упал на 8%), в области добычи сырья - на 21% (спрос увеличился только на 6%), в науке и образовании - на 18% (спрос вырос при этом на 5%).

Если рассматривать не дефицитность специалистов на рынке труда, а только спрос на работников, то мы увидим, что по сравнению с ноябрём предыдущего года, в 2020 году чаще стали искать специалистов в следующих областях: госслужба (+193%), медицина (+63%), рабочий персонал (+45%), строительство и недвижимость (34%), транспорт и логистика (30%). Отрицательная динамика в этот период проявилась в сфере искусства и развлечений (-8%), у юристов (-3%), в туризме и рестораном бизнесе (-1%).

То есть уже к середине четвёртого квартала 2020 года ситуация на рынке труда немного стабилизовалась, переизбыток специалистов оказался небольшим. Однако, если сравнить период с января по ноябрь 2020 года с январём-ноябрём 2019 года, проявится более серьезный вред пандемии, нанесённый рынку труда.

Так, спрос на специалистов в этот период упал больше всего в банковской сфере (-20%), в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе (-19%), на домашний (-19%) и административный персонал (-16%) и в сфере искусства и развлечений (-15%). Возросший спрос в это период проявился на работников госслужбы (+196%), медицины (+39%), на рабочий персонал (+20%) и сотрудников строительства и недвижимости (+19%).

Рассматривая данный вопрос не в динамике, а в абсолютных значениях, мы видим, что наиболее высокий спрос на специалистов сохраняется в следующих профессиональных сферах (топ-5): продажи, рабочий персонал, IT, производство, транспорт и логистика. Специалистов в данных профессиональных сферах чаще всего ищут работодатели. Также выявляется тенденция активного наращивания государственного аппарата России.

После рассмотрения дефицита специалистов и спроса на работников в период пандемии, предлагаем также обратить внимание на изменения в структуре уже нанятого персонала, то есть не с потенциальными величинами, а с фактическими.

Так, например, по опросу, проведённому «Kelly Services» и «Авито-работа» из-за коронавируса больше всего было нанято производственного персонала (+15%), сотрудников в сфере онлайн-продаж (+12%), логистики (курьеры) (+11%), маркетинга и рекламы (11%), административного персонала (10%), офлайн-продаж (9%) и IT-поддержки (8%)7.

Неквалифицированные рабочие сельского хозяйства

Специалисты по ИКТ

Квалифицированные работники сельского хозяйства

Неквалифицир. работники по сбору мусора и др.

Операторы промышл. установок и стацион. оборуд.

Работники сферы индивидуальных услуг

Специалисты-техники в области науки и техники

Средний персонал по эконом. и администр. дея-ти

Рабочие в металлообрабат. и машиностроит. производ.

Руководители

Специалисты в области образования

Продавцы

Специалисты в сфере бизнеса и администрирования

2000    3000    4000    5000    6000

Тысяч человек

0      1000

■ III кв. 2020 ■ 2019

Рисунок 1. Занятое население по группам занятий на основной работе / Источник: Росстат8.

Наибольший прирост в структуре занятости населения по «группам занятий на основной работе» в третьем квартале 2020 года по сравнению с 2019 годом произошёл в сфере бизнеса и администрирования (+427 тыс. чел.). Занятость также увеличилась среди квалифицированных и неквалифицированных рабочих сельского хозяйства (+225 тыс. чел.), IT специалистов (+45 тыс. чел), специалистов-техников в области науки и техники (+41 тыс. чел.) и операторов промышленных установок и стационарного оборудования (+30 тыс. чел.).

Наибольший отток произошёл в категориях среднего специального персонала по экономической и административной деятельности (-388 тыс.

чел.), руководителей (-369 тыс. чел.), продавцов (-214 тыс. чел.), неквалифицированных работников по сбору мусора и др. неквалифицированных работников (-144 тыс. чел.), рабочих в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве (-136 тыс. чел.), специалистов в области образования (-133 тыс. чел.) и работников сферы индивидуальных услуг (-131 тыс. чел.).

Повышенный спрос на рабочую силу в 2021 году ожидается в электронной коммерции и здравоохранении. С учётом снятия ограничений, введённых из-за коронавируса, и вакцинации, ожидается восстановление деловой активности и наиболее активный рост занятости также в индустрии отдыха и гостиничного бизнеса, которая наиболее пострадала в период пандемии. По оценкам Forbes, прогноз занятости в 2021 году здесь составит +26%. Второй и третий по величине прирост на рынке труда прогнозируется для сектора транспорта и коммунальных услуг (+22%) и отрасли оптовой и розничной торговли (+20%)9.

В долгосрочной перспективе, по оценкам экспертов, из-за пандемии коронавируса, отраслевых изменений в экономике в сторону сферы услуг, цифровизации и других трендов, к 2040 году будет наблюдаться наибольшая нехватка специалистов в сферах: IT; клининга (уборки); медицины; немедицинских профессий в области здравоохранения, ухода и медицинских технологий; воспитания, социальных профессий и теологии (церковные профессии). В то время как предложение в сферах управления и организации бизнеса, финансовых услуг и бухгалтерского и налогового консультирования будет в несколько раз превышать спрос10. Перераспределение из сфер с относительно избыточным предложением могло бы покрыть недостаток в других областях, значимых для экономики и общества в целом. Однако, подобные изменения нужно совершить уже сейчас. Эта проблема могла бы решиться посредством выбора подрастающим поколением дальнейшего обучения по профилю востребованных профессий.

Для этого государство и бизнес должны сделать данную перспективу для них более привлекательной. Поспособствовать выбору будущих специалистов можно с помощью большего количества бюджетных мест в вузах в этих областях, грантов, обмена студентами, обмена передовым опытом и другими ресурсами между странами для развития глобального рынка труда, гибкости, повышения качества образования, развития данных профессиональных областей и поиска новых решений. Для работодателей также особенно важно переобучать уже готовых специалистов, своих сотрудников в соответствии с потребностями бизнеса. Компании должны выращивать свои умы и таланты самостоятельно, так как система образования в любом случае не способна быстро реагировать на изменения структуры экономики и возникающие потребности на рынке.

Список литературы Кризис рынка труда в 2020-2021 гг. и структурные изменения

  • World Economic Outlook. January 2021. IMF, 26 January 2021. Режим доступа: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2021/01/26/2021-world-economic-outlook-update
  • ILO Monitor: COVID-19 and the world of work. Seventh edition. 25 January 2021. Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@dgreports/@dcomm/documents/briefingnote/wcms_767028.pdf
  • Кашепов А.В. Прогнозирование конъюнктуры рынка труда в условиях современных институциональных реформ. Социально-трудовые исследования. 2019. № 1 (34). С. 44-56.
  • Кашепов А.В. Структура занятости в экономике по видам деятельности и основным профессиональным группам. Социально-трудовые исследования. 2020. № 1 (38). С. 19-30.
  • Кашепов А.В. Факторы и экономические последствия пандемии коронавируса. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. - № 2 - С. 38-45
  • Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Режим доступа: https://rosstat.gov.ru
  • Индекс HeadHunter. Общедоступная система для мониторинга рынка труда. Режим доступа: https://stats.hh.ru/?utm_source=hh.ru&utm_medium=article&utm_campaign=article_index
  • Рынок труда глазами работодателей. Kelly и Авито Работа. 2020. Режим доступа: https://www.kellyservices.ru/blog/2020/12/rynok-truda-ghlazami-rabotodatieliei-spros-na-sinikh-vorotnichkov-mieniaiet-rossiiskii-rynok-truda
  • Here's Where The Jobs Will Be In 2021. Forbes. 21 December 2020. Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/kristinstoller/2020/12/21/heres-where-the-jobs-will-be-in-2021/?sh=2f3742e81541
  • COVID19-Krise: Die Arbeit geht weiter, der Wohlstand macht Pause. Forschungs- und Arbeitsergebnisse aus dem Bundesinstitut für Berufsbildung. 2020. Режим доступа: https://www.bibb.de/de/pressemitteilung_131736.php
Еще
Статья научная