Кризис власти в Чечено-Ингушской АССР в начале 90-х годов ХХ века
Автор: Исакиева З.С., Хадалов Б.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 12-2 (75), 2022 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются причины конфликтных ситуаций в Чечено- Ингушетии в начале 90-х. прошлого столетия. Актуальность темы представляется анализом взаимосвязи государственной политики СССР в Чечено-Ингушской АССР с внутриреспубликанской обстановкой, а также ее влиянием на формирование политических процессов в 1990 гг. в республике.
Съезд чеченского народа, государственный суверенитет, чечено-ингушская республика, оппозиционные партии, выборы, общенациональный конгресс
Короткий адрес: https://sciup.org/170196997
IDR: 170196997 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-2-33-37
Текст научной статьи Кризис власти в Чечено-Ингушской АССР в начале 90-х годов ХХ века
В период 23-25 ноября 1990 г. на территории городского цирка был организован и проведен I общенациональный Съезд чеченского народа. В состав делегатов входили гости, а также представители организаций Кавказа и чеченской диаспоры из стран: Россия, Казахстан, США, Иордания, Турция. Среди упомянутых выше представителей также присутствовал и генерал-майор авиации Советской Армии Д. Дудаев. Стоит отметить, что Д. Дудаев выступил на проводимом съезде довольно эмоционально и резко, и в некоторых местах от него звучали экстремистские призывы. При этом целью данного мероприятия выступала идея суверенитета. В связи с этим, основные доклады представителей из разных стран и республик были посвящены проблемам исторического, экономического, политического обоснования независимости Республики Чечни [1, с. 49].
На упомянутом съезде с докладом выступил и Д. Завгаев. Он, в свою очередь выразил искреннюю надежду на то, что собравшиеся представители спокойно обсудят все насущные вопросы и актуальные проблемы, и по завершении примут те решения, которые будут направлены на последующее эффективное укрепление межнационального мира и гражданского согласия на территории исследуемой республики.
По окончанию программы съезда и довольно бурных обсуждений, представите- ли приняли Декларацию о государственном суверенитете Чеченской Республики Нохчийчоь от 25 ноября 1990 г. [2, с. 721]. После этого свою работу начала внеочередная 4-я сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР 9-го созыва. На повестке дня значилось рассмотрение различных актуальных вопросов, однако наиболее значимым среди них стал вопрос об упомянутой Декларации.
В данном мероприятии участие приняли порядка 141 из 175 депутатов исследуемой республики. Открывал сессию Председатель ВС ЧИАССР Д.Г. Завгаев. Стоит отметить, что в своем выступлении Председатель особо подчеркнул важность и значимость рассмотрения проектов такого документа, как Декларация о государственном суверенитете ЧИАССР, поскольку это является историческим моментом. В качестве основного докладчика по упомянутому вопросу был выдвинут А.М. Бугаев, поскольку он являлся не только председателем постоянной комиссии ВС ЧИАССР по национальной политике и межнациональным отношениям, членом Президиума ВС ЧИАССР, но также он является и одним из авторов официальной версии предложенного проекта документа.
Народный депутат Л.С. Умхаев выступил с докладом, в рамках которого проинформировал участников проводимой сессии об основных итогах, принятых на национальном съезде по вопросу Деклара- ции о государственном суверенитете ЧР Нохчийчоь. Стоит отметить, что именно упомянутая Декларация была предложена, как один из вариантов и возможно альтернативный, согласно резолюции данного форума. После бурных дискуссий по отдельно взятым вопросам, народные депутаты сошлись во мнении и приняли решение, что в виде основного варианта проекта следует обсуждать именно ту Декларацию, которая была предложена представителями постоянной комиссией ВС ЧИ-АССР по национальной политике и межнациональным отношениям.
Принятое депутатами решение вызвало некоторое негодование среди участников несанкционированного митинга. Следует отметить, что данный митинг был организован активистами ВДП на уд. Красных фронтовиков. Следовательно, рассматриваемый митинг был организован достаточно близко от здания Дома политического просвещения Чечено-Ингушского обкома КПСС, на территории которого в тот момент и проходила сессия.
Несмотря на проводимый митинг, какого-либо беспокойства со стороны участников сессии не наблюдалось. Напротив, участники с довольно большим интересом и рвением приступили к своей работе над рядом статей предложенного проекта Декларации. Подчеркивается, что после того, как начался этап Дискуссий, из проекта почти сразу были исключены такие слова, как: «автономная», «советская» и «социалистическая».
Следует отметить, что довольно неоднозначная дискуссия состоялась в рамках обсуждения основной 14-й статьи. В рамках данной статьи основная речь шла о статусе исследуемой республики. При этом возникли даже некоторые коллизии. Они, в свою очередь, поставили под существенную угрозу легитимность будущих принимаемых решений. Упомянутая опасность связана с демаршем депутатов ЧИ-АССР ингушкой национальности. Они в ультимативной форме заявили, что полностью откажутся от дальнейшего участия в обсуждении проекта документа в том случае, если упомянутая статья не будет принята с учетом тех решений, которые ранее были приняты на П-ем съезде ингушского народа. В частности, речь шла о справедливом решении по вопросу о Пригородном районе, который начиная с 1944 г. был включен в состав Северо-Осетинского АССР.
Подчеркнём, что в период проведения технических и рабочих перерывов некоторые депутаты отправились на встречу с участниками проводимого митинга, а также с лидерами неформальных общественных организаций и представителями русскоязычного населения. По итогам довольно длительных и бурных обсуждений, сторонам удалось достичь договоренности и наконец, принять основную 14-ю статью Декларации.
Верховный совет ЧИАССР замыкал «парад суверенитетов» на территории РФ. В связи с этим, в рамках принятия рассматриваемого документа в особое внимание были приняты различные важные аспекты из практической работы других республик страны. Помимо этого, были приняты во внимание и республиканские отличия исторического опыта национально -государственного строительства, которые связаны с упразднением (1944 г.) и восстановлением (1957 г.) советской автономии чечено-ингушского народов. На основании вышеуказанного в рассматриваемый документ была внедрена 17-я статья. В рамках нее закреплялось, что ЧИР подтверждает требование ингушского народа о восстановлении национальной государственности, а также потребности в решении вопроса возврата территорий, которые ранее принадлежали ингушам, однако были отторгнуты в результате проведения репрессий. Отмечается, что речь шла о Пригородном и некоторой части Малгобекского районов, а также правобережной части г. Орджоникидзе. В итоговом варианте рассматриваемой статьи депутаты заявили, что Союзный договор будет подписан ЧИР исключительно после того, как решиться вопрос возврата упомянутых территорий. При всем при этом, особо было отмечено, что существующие территориальные споры могут решаться исключительно посредством проведения переговоров.
За то, чтобы принять рассматриваемую Декларацию проголосовали порядка 140 народных депутатов. Однако один депутат все же воздержался и это был В. Богачев [2 c. 724].
В конце 1990 г. оппозиционные партии, которые в тот момент действовали в ЧИР, приняли ряд мер. Данные меры были направлены на согласование собственных тактических планов, а также и на достижение реальной консолидации. В качестве лидеров указанных организаций выступали: «Вайнахская демократическая партия» - 3. Яндарбиев, «Зеленое движение» -Р.Г. Гойтемиров, «Исламская партия возрождения» - А. Дениев, партия «Исламский путь» - Б. Гантемиров, общество «Кавказ» - В. Межидов. Данные лидеры согласились сформировать единый оппозиционный блок. Данный блок получил название «Общенациональное движение чеченского народа». Основная его цель состояла в реализации идей народного суверенитета ЧР. В упомянутый период также был воссоздан Грозненский отдел Терского казачества с избранием атаманского совета. Такие же собрания проходили на территории Сунженского, Шелковского и Наурского района. При этом стоит отметить, что казачество и русскоязычное население данной территории никак не смогли оказать значимой и существенной роли в политических процессах периода 1990-х гг. Начиная с весны 1991 г. Исполком съезда чеченского народа, который возглавлял Д. Дудаев, стал основным оппонентом действующей власти. В рамках своего первого выступления он потребовал распустить ВС ЧИР, как органа, который посредством принятия Декларации о суверенитете полностью выполнил собственную задачу и отныне не соответствует статусу парламента нового государства. Однако со стороны официальных представительств республики, заявление Д. Дудаева не было воспринято всерьез. Это обуславливается тем, что Д. Завгаев был занят актуальными проблемами более большой политики, в рамках которой он довольно открыто подыгрывал М. Горбачеву в его активном стремлении разыграть карту ав- тономии в противостоянии против сепаратизма нового руководства страны [3].
11 марта 1991 г. ВС исследуемой республики в результате проведения довольно бурных дискуссий принял окончательное решение о том, чтобы не принимать никакого участия в референдуме по введению в РСФСР поста президента. Но, органами власти таких районов, как Назрановский, Сунженский и Малгобекский все же было принято решение о его проведении. Они объяснили это надежной на дальнейшее благоприятное решение российскими властями вопроса, связанного с возвращением ранее отторгнутых у них территорий. В результате, в нем приняли участие порядка 84,4% граждан указанных районов. Из этого числа порядка 89,3% граждан проголосовали за то, чтобы ввести в РСФСР президентский пост [4].
В начале 1991 г. Б.Н. Ельцин на территории Владикавказа встретился с руководством Северной Осетии. Когда он прибыл в г. Назрань на проходимый в тот момент митинг ингушей, он безапелляционно заверил всех митингующих о том, что примет все необходимые и соответствующие меры, направленные на возвращение Пригородного района народу Ингушетии.
Однако в период март-апрель 1991 г. на территории г. Назрань были организованы многотысячные митинги с участием ингушей. Они требовали возвращения Пригородного района. Стоит отметить, что ситуация на границе с Северной Осетией существенно обострилась по причине активных призывов к ингушам «идти мирным походом на Владикавказ», озвучиваемые со стороны лидеров такой партии, как «Нийсо».
Именно существенное ухудшение, как социальной, так и межнациональной обстановки активизировало деятельность радикальной оппозиции на территории г. Грозный. В результате Исполком ОКЧН во главе с Д. Дудаевым приняли решение о захвате власти в ЧИР.
В период 8-9 июня 1991 г. состоялся второй этап съезда. На этом этапе Д. Дудаев и его сторонники активно призывали к тому, чтобы свергнуть действующую власть ВС ЧИР, поскольку они счи- тали, что она «утратила законное право» выступать от лица республики и его народа. В резолюции подчеркивалось, что в сложившейся на тот момент ситуации, в качестве единственного органа, который уполномочен народом Чечни, является Исполком съезда. Именно он может принять на себя все соответствующие функции исполнительной власти на время переходного периода.
На втором этапе съезда (в дальнейшем он был переименован в Общенациональный конгресс чеченского народа – ОКЧН) было объявлено о низложении действующей власти, и одновременно о провозглашении суверенной ЧР Нохчийчоь, которая не входила ни в состав России, ни в состав СССР. Временно исполняющим органом власти стал Исполком ОКЧН. Стоит отметить, что против радикальноэкстремистской политики, действующей в Исполкоме ОКЧН, выступили сторонники либеральной линии. Они опубликовали «заявление 26-ти». В рамках данного заявления было обнародовано свое неприятие авантюристической политики Д. Дудаева и его странников, узурпировавших и подменивших волю 1-го съезда чеченского народа. Его подписали Л. Умхаев, Г. Эльмурзаева, Ж. Гакаев, Ю. Эльмурзаев, А. Бисултанов, А. Гериханов, М. Гушакаев, М. Ибрагимов, М. Ахмадов и т.д. Однако, было уже совсем поздно. Это обуславливается тем, что на этот момент Д. Дудаев и его сторонники уже не были готовы действовать мирно и услышать голос разума [2, c. 727].
27 октября сторонники Исполкома ОКЧН провели так называемые выборы Президента и Парламента ЧР. Избиратель- ная комиссия состояла из сторонников Дудаева. Все СМИ, в первую очередь электронные, полностью контролировались Исполкомом ОКЧН. Выборы, по су- ществу, были безальтернативными. Однако избирательная комиссия, несмотря на очевидный фарс, объявила выборы Президента и Парламента ЧР состоявшимися. Президентом ЧР Нохчийчоь был провозглашен Д. Дудаев.
1 ноября Д. Дудаев издает Указ «Об объявлении суверенитета Чеченской Республики с 01.11.1991». 2 ноября внеочередной V-й съезд народных депутатов РСФСР после долгих процедур голосования избрал Р. Хасбулатова Председателем ВС РСФСР. В тот же день съезд принял постановление «Признать проведенные в ЧИР 27.10.1991 г. выборы в Верховный Совет и президента республики незаконными, а принятые ими акты не подлежащими исполнению» [5].
Итак, после прихода к власти Д. Дудаева отношения между Москвой и Грозным стали обретать тревожный характер. Встреча президентов России Б.Н. Ельцина и самопровозглашенной республики Ичкерия Д. Дудаева так и не состоялась. Ситуация обретала черты политического тупика, где ни одна из сторон не могла прийти к конкретным договоренностям. Чеченская сторона настаивала на суверенитете республики, равноправных отношениях как независимого государства. Россия же не признавала власть Д. Дудаева и продолжала вести диалог с руководством Чечни как с субъектом РФ [6].
В итоге пренебрежение национальными традициями, неравноправное положение народов Северного Кавказа привели к таким негативным последствиям как консервация традиционного образа жизни, формирование националистических идей, основанные на религии и существовании традиционных институтов, этнические процессы по размежеванию, впоследствии которых ЧИР разделилась на два субъекта РФ.
Список литературы Кризис власти в Чечено-Ингушской АССР в начале 90-х годов ХХ века
- Бугаев А.М. Некоторые вопросы новейшей политической истории Чечни // Вестник академии наук ЧР. - 2008. - № 2-2 (9). - С. 49-63.
- История Чечни с древнейших времен до наших дней. Т.2. ГУП Книжное издательство. - Грозный, 2008. - 830 с.
- Осмаев А.Д., Лысенко Ю.М. Политическое развитие Чечено-Ингушской АССР В 1989-1991 ГГ. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19435 (дата обращения: 04.12.2022).
- Ужахов Б.М. Роль ингушского национального движения в образовании Республики Ингушетия // Вестник КемГУ. - 2015. - №2-6 (62).
- Гакаев Ж.Ж. Очерки политической истории Чечни (ХХ в.). 2 Ч. - М.: ЧКЦ, 1997. - 474 с.
- Шайхаев Т.И. Начало вооруженного конфликта в Чечне в 1994 г. // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. - 2019. - №4. - С. 230-237.