Ксенофан и пифагорейцы (D.L. IX, 20 = 21 A 1 DK)

Бесплатный доступ

Согласно книге Диогена Лаэртского «Жизни выдающихся философов», Ксенофан Колофонский, поэт и философ VI – V веков до нашей эры, был продан в рабство пифагорейцами Пармениском и Орестадом (D.L. IX, 20 = 21 A 1 DK). Это свидетельство долгое время беспокоило эллинистов, учитывая высокую репутацию Пифагора и его школы в истории европейской культуры и философии. В статье дается критический обзор всех предлагаемых исправлений рассматриваемого фрагмента. В первой части рассматриваются догадки и поправки, сделанные редакторами и переводчиками текста Диогена Лаэртского со времен Возрождения. Особое внимание уделяется Амброджо Траверсари (1386–1439), первому переводчику Vitae Философского общества, перевод которого уже показывает нежелание следовать буквальному значению свидетельства. Во второй части статьи исследуется реставрация текста, предложенная Германом Дильсом, которая до сих пор остается наиболее влиятельной. В третьей части обсуждается позиция некоторых современных ученых, которые, отказываясь исправлять текст Диогена Лаэртского, продолжают подозревать его в заблуждении. В результате в документе показано, что все исправления показаний Диогена, согласно которым Ксенофан был продан в рабство пифагорейцами, уязвимы для критики, и, следовательно, его буквальное прочтение может быть правильным.

Еще

Древняя биография, Диоген Лаэртский, Ксенофан, пифагорейцы, рабство в древность.

Короткий адрес: https://sciup.org/147234442

IDR: 147234442   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2021-15-2-643-667

Список литературы Ксенофан и пифагорейцы (D.L. IX, 20 = 21 A 1 DK)

  • Егорочкин, М.В. (2020) “Шутка Ксенофана,” Историко-философский ежегодник 35, 5–30.
  • Жмудь, Л.Я. (2012) Пифагор и ранние пифагорейцы. Москва.
  • Лебедев, А.В., пер. (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Москва.
  • Aldobrandini, T. (1594) Laertii Diogenis de vitis dogmatis et apophthegmatis eorum qui in philosophia claruerunt Libri X, interprete Thoma Aldobrandino cum adnotationibus eiusdem. Romae.
  • Amato, E. (2010) Favorinos d’Arles, OEuvres, III, texte établi, trad. et comm. E. Amato. Paris.
  • Apelt, O. (1921) Diogenes Laertius, Leben und Meinungen berühmter Philosophen, I–II, übers. und erläut. von O. Apelt. Leipzig.
  • Barigazzi, A. (1966) Favorino di Arelate, Opere, Ιntr., testo crit. e comm. a cura di A. Barigazzi. Florence.
  • Brunschwig, J. (2009) “Livre IX. Introduction, traduction et notes,” Diogène Laërce, Vies et doctrines des philosophers illustres, trad. sous la dir. de M.-O. Goulet-Cazé, 4e éd. Paris, 1025–1145.
  • Burnet, J. (1930) Early Greek Philosophy, 4th ed. London.
  • Casaubonus, M. (1664) “In Diogenem Laertium notae et emendationes,” Laertii Diogenis de vitis dogmatis et apophthegmatis eorum qui in philosophia claruerunt Libri X, [cur. J. Pearson]. Londini, 1–26.
  • Cobet, C.G. (1850) Diogenis Laertii de clarorum philosophorum vitis, dogmatibus et apophthegmatibus libri decem, ex Ital. codd. nunc primum excussis rec. C.G. Cobet. Parisiis.
  • Del Basso, E. (1975) “Sull’antipitagorismo di Senofane,” Logos 7, 163–176.
  • Diels, H. (1887) “Über die ältesten Philosophenschulen der Griechen,” Philosophische Aufsätze: Eduard Zeller zu seinem fünfzigjährigen Doctor-Jubiläum gewidmet. Leipzig, 239–260.
  • Diels, H. (1897) Parmenides, Lehrgedicht. Berlin.
  • Diels, H. (1901) Poetarum philosophorum fragmenta. Berolini.
  • Dorandi, T. (2009) Laertiana: Capitoli sulla tradizione manoscritta e sulla storia del testo delle Vite dei filosofi di Diogene Laerzio. Berlin, New York.
  • Dorandi, T., ed. (2013) Diogenes Laertius, Lives of Eminent Philosophers. Cambridge.
  • Egorochkin, M. (2020) “Shutka Ksenofana [The Joke of Xenophanes],” History of Philosophy Yearbook 35, 5–30. (In Russian)
  • Fairweather, J. (1974) “Fiction in the Biographies of Ancient Writers,” Ancient Society 5, 231–275.
  • Fritz, K. von (1939) “Orestadas,” RE XVIII, 1, 960.
  • Gigante, M., a c. di. (1962) Diogene Laerzio, Vite del filosofi. Bari.
  • Gigante, M. (1986) “Biografia e dossografia in Diogene Laerzio,” Elenchos VII, 1–2, 7–102.
  • Gigante, M. (1988) “Ambrogio Traversari interprete di Diogene Laerzio,” Ambrogio Traversari nel VI centenario della nascita. Convegno internazionale di studi (Camaldoli – Firenze, 15–18 settembre 1986), a cura di G.C. Garfagnini. Firenze, 367–459.
  • Gigon, O. (1945) Der Ursprung der griechischen Philosophie von Hesiod bis Parmenides. Basel.
  • Grau, S. (2009) La imatge del filòsof i de l'activitat filosòfica a la Grècia antiga: Anàlisi dels tòpics biografics presents a les Vides i doctrines dels filòsofs més il·lustres de Diògenes Laerci. Barcelona.
  • Grau, S. (2014–2018) Diògenes Laerci, Vides i doctrines dels filòsofs més il·lustres, intr. general, notes preliminars, text revisat, trad. i notes de S. Grau, I–II (llibres 1–3). Barcelona.
  • Grau, S. (2019) “Xenòfanes i els pitagòrics: un сomentari a Diògenes Laerci 9, 20,” Liburna 14, 185–199.
  • Helm, R., ed. (1959) Apulei Florida. Lipsiae.
  • Hicks, R.D., ed. (1925) Diogenes Laertius, Lives of Eminent Philosophers, I–II. Cambridge, Mass.; London.
  • Hope, R. (1930) The Book of Diogenes Laertius, its Spirit and its Method. New York.
  • Huebnerus, H.G., ed. (1828–1831) Diogenis Laertii de vitis, dogmatibus et apophthegmatibus clarorum philosophorum libri decem, I–II. Lipsiae.
  • Huffman, C.A. (2005) Archytas of Tarentum: Pythagorean, Philosopher and Mathematician King. Cambridge.
  • Hunink, V. (2001) Apuleius of Madauros, Florida, ed. with a comm. by V. Hunink. Amsterdam.
  • Janáček, K. (1992) Indice delle Vite dei filosofi di Diogene Laerzio. Firenze.
  • Karsten, S. (1830) Xenophanis Colophonii carminum reliquiae. Amstelodami.
  • Knoepfler, D. (1991) La Vie de Ménédème d’Érétrie de Diogène Laërce. Contribution à l’histoire et à la critique du texte des Vies des philosophes. Basel.
  • Knust, H., ed. (1886) Gualteri Burlaei Liber de vita et moribus philosophorum. Tübingen.
  • La Rocca, A. (2005) Il filosofo e la città: сommento storico ai Florida di Apuleio. Roma.
  • Lebedev, A. (1989) Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov [The Fragments of the Early Greek Philosophers]. Moscow. (In Russian)
  • Lee, B.T. (2005) Apuleius’ Florida: A Commentary. Berlin, New York.
  • Lesher, J.H. (1992) Xenophanes of Colophon, Fragments, a text and transl. with a comm. by J.H. Lesher. Toronto, Вuffalo, London.
  • Lloyd, G.E.R. (1990) “Plato and Archytas in the Seventh Letter,” Phronesis 35, 159–174.
  • Long, H.S., ed. (1964) Diogenis Laertii Vitae philosophorum, I–II. Oxonii.
  • Lumpe, A. (1952) Die Philosophie des Xenophanes von Kolophon, Diss. München.
  • Macris, C. (2005) “Orestadas de Métaponte,” DPhA IV, 798–799.
  • Macris, C. (2012) “Parm(én)iscos de Métaponte,” DPhA Va, 161–164.
  • Macris, C. (2018a) “Xénocadès de Métaponte,” DPhA VII, 192–193.
  • Macris, C. (2018b) “Xénophantès de Métaponte,” DPhA VII, 219–220.
  • Macris, C. (2018c) “Xénophile de Chalcidique ou de Cyzique,” DPhA VII, 220–226.
  • Marcovich, M., ed. (1999) Diogenis Laertii Vitae philosophorum, I: Libri I–X. Berolini, Novi Eboraci.
  • Marres, J.L. (1853) Dissertatio de Favorini Arelatensis: vita, studiis, scriptis. Accedunt fragmenta. Trajecti ad Rhenum.
  • Mathieu, B. (1987) “Archytas de Tarente, pythagoricien et ami de Platon,” Bulletin de l’Association Guillaume Budé 3, 239–255.
  • Mehus, L., ed. (1759) Ambrosii Traversarii Generalis Camaldulensium aliorumque ad ipsum, et ad alios de eodem Ambrosio Latinae epistolae etc., I–II. Florentiae (rist. Bologna 1968).
  • Mejer, J. (1978) Diogenes Laertius and his Hellenistic Background. Wiesbaden.
  • Mensching, E. (1963) Favorin von Arelate, Fragmente, I, hrsg. und komm. von. E. Mensching. Berlin.
  • Opeku, F. (1974) A Commentary with Introduction on the Florida of Apuleius, Diss. London.
  • Pressel, J.G. (1822) Beyträge zu Joh. Gottlob Schneiders Griechischdeutschem Wörterbuch. Tübingen.
  • Puncuh, D., a c. di. (1971) Carteggio di Pileo de Marini arcivescovo di Genova (1400–1429). Genova.
  • Riginos, A.S. (1976) Platonica: The Anecdotes Concerning the Life and Writings of Plato. Leiden.
  • Ritschl, F. (1866) Opuscula philologica, I. Lipsiae.
  • Rohde, E. (1885) “Zu Apuleius,” Rheinisches Museum für Philologie 40, 66–113.
  • Schäfer, Ch. (2009) “Das Pythagorasfragment des Xenophanes und die Frage nach der Kritik der Metempsychosenlehre,” Body and Soul in Ancient Philosophy, ed. by D. Frede and B. Reis. Berlin, New York, 45–69.
  • Sottili, A. (1984) “Il Laerzio latino e greco e altri autografi di Ambrogio Traversari,” Vestigia: Studi in onore di Giuseppe Billanovich, II, a cura di R. Avesani, M. Ferrari, T. Foffano, G. Frasso, A. Sottili. Roma, 699–745.
  • Stuart, D.R. (1931) “Authors’ Lives as Revealed in their Works: A Critical Resume,” Classical Studies in Honor of John C. Rolfe, ed. by G.D. Hadzsits. Philadelphia, 285–304.
  • Thesleff, H. (1957) On Dating Xenophanes. Helsingfors.
  • Traversari, A. (1472) Diogenes Laertius, Vitae et sententiae philosophorum, interpret. lat. Ambrosius Traversarius, ed. Aelius Franciscus Marchisius. Romae.
  • Untersteiner, M. (1956) Senofane, Testimonianze e frammenti, intr., trad. e comm. a cura di M. Untersteiner. Firenze.
  • Wehrli, F. (1973) “Gnome, Anekdote und Biographie,” Museum Helveticum 30, 4, 193–208.
  • Zhmud, L. (2012) Pifagor i rannie pifagorejcy [Pythagoras and the Early Pythagoreans]. Moscow. (In Russian)
Еще
Статья научная