Кулики в антропогенных ландшафтах Татарстана

Автор: Рахимов И.И.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 78 т.8, 1999 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140148993

IDR: 140148993

Текст статьи Кулики в антропогенных ландшафтах Татарстана

Антропогенные изменения ландшафтов и расширение интенсивно используемой человеком территории приводят к вытеснению одних и изменению экологии других птиц. Влияние антропогенных факторов сказывается и на тех видах, которые изначально избегали человека и предпочитали селиться в слабо затронутых хозяйственной деятельностью местообитаниях. К таковым и относится большинство видов Charadriidae.

Анализ работ по птицам антропогенных ландшафтов свидетельствует о том, что кулики относительно бедно представлены в населении антропогенно-трансформированных территорий (Денисов 1990; Зиновьев 1990). Основная причина этого заключается в том, что кулики, за редким исключением, размещают свои гнёзда на земле, и успешность их размножения значительно снижается в условиях антропогенного ландшафта.

Наблюдения за орнитофауной городов и посёлков Татарстана ведутся на протяжении более 20 лет. Исследованиями охвачены города Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга и др. Всего в урбанизированном ландшафте встречаются 19 видов куликов, что составляет 48.7% от общего числа видов семейства, отмеченных в Татарстане (см. таблицу). Из перечисленных 19 видов 10 регулярно встречаются в весенне-летний период, 6 из них отмечены на гнездовании, 9 видов —только на пролёте.

Многих куликов можно встретить в весенне-летний период на кормёжке по берегам водоёмов. Так, в Казани протяжённые береговые линии Волги и Казанки, нескольких озёр и множества мелких водоёмов привлекательны для них. В пойме Казанки сохранились болотистые участки, заросли прибрежной растительности, сырые луга. Представляют интерес факты гнездования некоторых видов куликов в черте города. Найдено гнездо малого зуйка Charadrius dubius с кладкой. Наиболее регулярно и повсеместно здесь гнездятся чибис Vanellus vanellus, черныш Tringa ochropus и перевозчик Actitis hypoleucos. Эти три вида являются обычными и многочисленными куликами фауны Волжско-Камского края (Попов, Лукин 1988). Есть основания предполагать, что у них происходит формирование популяций, адаптированных к антропогенному ландшафту.

Чибис предпочитает открытые стации: луга, пустыри, окраины полей. Литературные данные подтверждают факт постоянного его пребывания и гнездования в антропогеном ландшафте (Гладков, Рустамов 1975; Лысенков, Кильдяев 1988). Перевозчик придерживается небольших водоёмов с сохранившейся прибрежной зоной с песчаными отмелями. Во всех городах, где есть такие условия, он встречается регулярно.

Видовой состав и характер пребывания куликов в городах и посёлках Татарстана

Вид*

Характер пребывания

Гнездование

Pluvialis apricaria

На пролёте

Charadrius dubius*

Весенне-летний период

+

Vanellus vanellus

Весенне-летний период

+

Recurvirostra avosetta

На пролёте

Haematopus ostralegus*

На пролёте

Tringa ochropus

Весенне-летний период

+

Tringa glareola

Весенне-летний период

Tringa nebularia*

На пролёте

Tringa totanus*

Весенне-летний период

+

Tringa stagnatilis*

Весенне-летний период

Actitis hypoleucos

Весенне-летний период

+

Xenus cinereus

Весенне-летний период

+

Philomachus pugnax

На пролёте

Calidris minuta

На пролёте

Calidris alpina

На пролёте

Lymnocryptes minimus

На пролёте

Gallinago gallinago

Весенне-летний период

Gallinago media

На пролёте

Scolopax rusticola

Весенне-летний период

* —Виды, внесённые в Красную книгу Татарстана (Красная книга ... 1995).

Черныш в урбанизированном ландшафте встречается реже. В основном он связан с прудами в парках и озёрами в лесопарковых зонах. Гнездование мородунки Xenus cinereus и травника Tringa tetanus связано с наличием значительных по площади естественных биотопов, включённых в черту города, но пока не освоенных.

Во время осеннего и весеннего пролёта кулики охотно останавливаются на водоёмах городов и пригородов для отдыха и кормёжки. Таких видов зарегистрировано 9 (см. таблицу), однако их число требует уточнения. Возможно, оно больше, поскольку миграционные пути многих северных видов через Татарстан проходят в районах крупных городов.

Особое значение для региона имеет строительство гидроузлов и создание водохранилищ (Липин и др. 1968; Булахов и др. 1990). По данным А.С.Аюпова (1980) и В.А.Попова с соавторами (1954), затопление прибрежных зон Волги и Камы привело к сокращению численности ряда гнездящихся куликов. Так, сократилась численность малого зуйка, кулика-сороки Haematopus ostralegus, большого кроншнепа Numenius arquata, большого веретенника Limosa limosa. При этом создание водохранилищ способствовало увеличению численности других видов: перевозчика, мо-родуни, круглоносого плавунчика Phalaropus lobatus, и появлению новых, ранее не отмечавшихся в регионе: ходулочника Himantopus himantopus, ши-локлювки Recurvirostra avosetta. Численность некоторых обитающих на побережье куликов зависит от искусственно вызываемых подъёмов и спа- дов воды. Резкий подъём уровня воды в водохранилищах в начале лета приводит к уничтожению гнёзд в прибрежной зоне, а спуск воды во второй половине лета привлекает многочисленные стаи куликов, добывающих корм на обнажившихся участках дна.

Антропогенный ландшафт представляет собой мозаику самых разных стаций. Заселяющие его птицы занимают порой необычные для них местообитания. В 1998 мы отметили гнездование около фермы на краю села нескольких пар куликов, в том числе 2 пар кулика-сороки, 3 пар травника и 1 пары чибисов. Их гнёзда располагались на “сплавине” из мусора и кочках травы посреди “озера” навозной жижи. По нашим и литературным данным, отстойники, пруды фильтрации городских очистных сооружений служат местом обитания многих видов куликов (Титов 1990).

По Волжске-Камскому краю проходит граница ареала нескольких видов куликов: северная — шилоклювки, травника, поручейника Tringa stag-natilis, большого веретенника; южная — мородунки, большого улита Tringa nebularia, турухтана Philomachus pugnax, гаршнепа Lymnocryptes minimus. Известно, что на краю ареала виды могут вселяться в несвойственные им в центральных частях области распространения местообитания, в том числе и антропогенные. Так, в Татарстане для семи из названных видов отмечено пребывание в антропогенных ландшафтах. В последние годы для ряда видов куликов отмечено вселение на окраины населённых пунктов, сельскохозяйственные поля, пастбища (Зубакин и др. 1986; Липин и др. 1988; Барабашин, Корольков 1997; Карякин 1998). В рассматриваемом регионе это характерно для большого кроншнепа и большого веретенника. Эти кулики, длительное время избегавшие контакта с человеком, в последние десятилетия приспосабливаются к обитанию по сеседству с ним (Гарушянц, Морозов, Мищенко 1990).

В Татарстане на очистных сооружениях, где вода не замерзает, осенью скапливаются поручейники. Тяга вальдшнепа Scolopax rusticola наблюдалась над старым городским кладбищем, а токование бекаса — в одном из прибрежных парков Казани (можно предполагать и гнездование последних двух видов). Чибисы отмечены на городской свалке и аэродромах, где режим охраны обеспечивает защиту гнёзд. Малые зуйки охотно заселяют карьеры при наличии даже небольшого водоёма.

Подводя итог проведённым исследованиям следует отметить, что в условиях возрастающего антропогенного влияния на ландшафты птицы вовлекаются в процесс синантропизации. Кулики очень консервативны в выборе мест обитания и гнездования, но и они изменяют своё поведение и приспосабливаются к антропогенному ландшафту.

Статья