Культовые объекты на поселениях: терминология и идентификация

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521285

IDR: 14521285

Текст статьи Культовые объекты на поселениях: терминология и идентификация

Если ритуал являлся основой жизни и мировоззрения традиционных обществ, то на территории поселений должны фиксироваться следы совершения этих регулярных ритуалов в виде археологических объектов, имеющих определенные признаки. Но, в процессе археологического изучения возникает парадокс: большинство поселенческих объектов (постройки, ямы, очаги и т.д.) интерпретируются исследователями как жилые, хозяйственные или производственные, а объекты, имеющие аналогичные признаки и параметры, но обнаруженные на могильниках – как культовые. Происходит это оттого, что сакральность предметов и комплексов, связанных со смертью, обрядом и местом погребения практически ни у кого не вызывает сомнений. В то время, как ритуальный характер археологического объекта на поселении необходимо еще доказать, расшифровывая и иллюстрируя археологические факты посредством мифологических и этнографических источников. В свою очередь, этот корпус данных требует дополнительной процедуры критики и систематизации, иначе возникает опасность механического соединения разнородных фактов, имеющих определенное внешнее сходство, но абсолютно различную природу происхождения. Преодоление разрозненности археологических, этнографических и мифологических источников при изучении культовых объектов и реконструкции древнего мировоззрения – еще одна задача, которую можно решить, используя междисциплинарный подход, базирующийся на религиоведении [Балакин, 2004, с. 38-40].

Все перечисленные методические проблемы должны решаться целенаправленно и последовательно. В данной работе предлагается рассмотреть только один аспект, связанный с разработкой универсальной терминологии культовых объектов и их идентификации на поселениях.

Одна из развернутых терминологий для культовых памятников была предложена А.В. Тиваненко: священное место (географический объект – гора, роща, перевал и др.), святилище (культовое место), жертвенник , жертвоприношение [Тиваненко, 1989, с. 5-6]. Данная терминология отражала иерархию культовых объектов, включавшихся один в другой: жертвоприношение совершается на определенных местах – жертвенниках (очаг или ко стрище, холм, алтарь, яма), комплекс жертвенников является святилищем (культовым местом), святилище, в свою очередь, является одним из атрибутов священного места. При этом святилище и культовое место различались в зависимости от времени функционирования: святилище – долговременный комплекс, культовое место – комплекс недолговременных ритуальных объектов [Тиваненко, 1989, с 5].

Перечисленные дефиниции использовались в дальнейшем другими исследователями, хотя и были существенно дополнены. Так, было предложено разделить культовые памятники на природные или объекты естественного происхождения (священное место по терминологии А.В. Тиваненко) и рукотворные – культовые места (жертвенные ямы и площадки для непродолжительного использования) и святилища (специальные сооружения для длительного и постоянного использования) [Русанова, 1992, с. 53].

В последние годы появился целый ряд обобщающих исследований, посвященных культовым памятникам тех или иных регионов и хронологических периодов [Шутова, 2001; Русанова, 2002; Ефремова, 2005; Свирин, 2006]. Авторы предложили различные определения культового места и святилища [см. сводку: Свирин, 2006, с.6-7; Ефремова, 2005, с. 9], но все единодушны в противопоставлении этих понятий. Основания для определений и противопоставления выбраны самые разнообразные: продолжительность использования, наличие или отсутствие материального предмета поклонения, морфологические особенности, количество людей (малая или большая группа), использующих культовый объект и т.д.

В одной из работ предлагается использовать в качестве универсального термина святилище (или ритуальный археологический комплекс), под которым понимается «…совокупность (вещей и сооружений, являющихся результатом) овеществленных (опредмеченных) действий, связанных с какой-либо магической или религиозной практикой» [Свирин, 2006, с. 7]. Определение представляется достаточно универсальным, и вполне подходит для характеристики такой общей категории, как ритуальный археологический комплекс. Но вряд ли термин святилище адекватен для определения всех культовых памятников.

Таким образом, наиболее употребляемыми и универсальными, остаются термины культовое место и святилище. Если взять в качестве общей категории ритуальный археологический комплекс , то можно предложить следующую терминологическую схему:

Ритуальные археологические комплексы включают культовые объекты, культовые комплексы и культовые памятники. Культовые объекты - это отдельные культовые места (жертвенники различных типов), отдельные объекты поклонения (дерево, источник, идол и т.д.) или отдельные ритуальные предметы. Культовые комплексы - сочетание нескольких культовых объектов (жертвенников, объектов поклонения, ритуальных предметов) в рамках святилища на территории по селения или могильника. Культовые памятники - самостоятельные святилища за пределами поселений или могильников, приуроченные к природным или рукотворным объектам поклонения (священные места) или городища-святилища.

Следующей задачей является разработка универсальной типологии ритуальных археологических комплексов. На данный момент существуют различные локальные типологии, разработанные применительно к отдельным регионам и периодам, или к отдельным типам культовых объектов (типология жертвенников) [Мимоход, 2000]. Основная трудность, которую необходимо преодолеть - выбор общих критериев, поскольку каждый исследователь выбирает свои субъективные основания (социальная значимость, морфологические особенности, продолжительность использования и др.) [Свирин, 2006, с. 8-9].

Пожалуй, самая непростая задача - обоснование культового характера изученного объекта или комплекса. Перечень универсальных признаков для идентификации культовых объектов был предложен И.П. Русановой [Русанова, 1992, с. 52-53]. Основываясь на этих признаках, можно выделить следующие критерии для идентификации ритуальных комплексов на поселениях.

  • 1)    Особое расположение объекта: центр или периферия поселения, возвышенность; изолированность от обычных стандартных объектов или близость к объектам, имеющим высокую ритуальную значимо сть и семантическую нагрузку: очаг, зольник, источник, жертвенник и т.д.; дополнительная маркировка сакрального пространства (камни, столбы, рвы и др.)

  • 2)    Необычная форма или конструкция постройки, ямы, другого объекта, отличающиеся от обычных на поселении (нестандартная площадь, отсутствие очага или несколько очагов; другая планировка и.т.д.).

  • 3)    Жертвенный состав находок: костяк, череп, или отдельные кости человека; черепа, челюсти или полные скелеты животных; скопление костей многих животных, в том числе пережженных; употребление огня; наличие ритуальных и вотивных предметов, наличие сломанных предметов; большое количество целых изделий и сосудов; нестандартное положение предметов (перевернутый сосуд, помещение на глубину, сожжение).

  • 4)    Имеющиеся аналогии в уже изученных комплексах, которые достоверно были интерпретированы как культовые.

Только комплекс перечисленных признаков дает основания для обоснованной идентификации ритуального археологического комплекса на поселении.

Статья