Культура предпринимательской деятельности и нравственный порядок в обществе

Автор: Красулина Валентина Владимировна

Журнал: Регионология @regionsar

Рубрика: Социология региона

Статья в выпуске: 2 (91), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию профессиональной этики предпринимателя. Процесс становления этического тезауруса происходит в условиях динамичной среды при отсутствии должной культуры бизнеса и традиций, обеспечивающих функционирование рынка.

Теория отставания культуры, здравый смысл, социальный контроль, практическое знание, динамика предпосылочных знаний, транзит моральных ценностей, партиципация, инверсия, медиация, этический тезаурус, предпринимательская этика

Короткий адрес: https://sciup.org/147222710

IDR: 147222710

Текст научной статьи Культура предпринимательской деятельности и нравственный порядок в обществе

В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию профессиональной этики предпринимателя. Процесс становления этического тезауруса происходит в условиях динамичной среды при отсутствии должной культуры бизнеса и традиций, обеспечивающих функционирование рынка.

The paper deals with theoretical approaches to formation of professional ethics of the entrepreneur. The process of formation of the ethical thesaurus is taking place in the context of dynamic environment in the absence of proper business culture and traditions ensuring functioning of the market.

Нравственный порядок в обществе представляет собой, по мысли Т. Лукмана, «фундамент разумного социального мира», т. е. ту историческую действительность, «которая всегда изменялась, конструировалась и поддерживалась в порядке», где социальные интеракции выражают коммуникативный характер1. Социальность как субъектность в сфере предпринимательства (бизнеса) выражает воспроизводство жизнедеятельности социальных групп в контексте особой логики и рациональности, особой культуры и этики как интегрирующей силы развития общества и проявления его солидарности. Творимый людьми «искусственный мир» становится, по мнению В. А. Кутырева, бытием человека,

КРАСУЛИНА Валентина Владимировна, исполняющая обязанност?! директора Ногинского торгово-экономического колледжа.

KRASULINA Valentina Vladimirovna, Acting Director, Noginsk Technical School of Trade and Economics (Noginsk, Russian Federation).

людей, сообществ, социально-технических и социально-экономических систем. Эти системы начинают «самопро-граммироваться» и «генерировать новое знание»2, а также производить новые формы саморегуляции, институты, структуры, социальные организации, отношения. Этот процесс противоречив, амбивалентен, сопряжен с кризисами, порождаемыми «борьбой миров», старого уходящего и нового приходящего, искусственного и естественного.

Действия сообществ людей по социальному конструированию реальности направлены на адаптацию к условиям среды и ее улучшение, переструктурирование «условий сред». Отталкиваясь от этой посылки и анализируя этот процесс реальных изменений, У. Огборн создал теорию отставания культуры. Основная идея этой теории состоит в том, что одни элементы культуры не успевают за другими, между ними складывается культурный лаг (запаздывание). Все социальные, технические, технологические и культурные перемены происходят через развитие и кристаллизацию личности, ее моральных качеств. Одновременно происходит организационная революция, связанная с возникновением организационных структур (демократических учреждений, рыночных институтов), которые становятся необходимыми социальными амортизаторами нарастающего усложнения общественной жизни. Однако техническое и технологическое развитие постоянно и быстро идет вперед, а процесс адаптации в других областях (в культуре, морали) запаздывает. Нормы и правила регуляции адекватного поведения входят в практику гораздо позже. Такова особенность развития культуры, подмеченная американским социологом.

Предпринимательская деятельность в современную эпоху занимает одно из главных мест в структуре общественной практики. Эта деятельность тесно связана с производством инноваций, она же выступает и в качестве важнейшей функции «средоструктурных факторов, ситуационных событий, определенных свойств личности» и характеризуется как деятельность, направленная на преобразование социальных отношений3. Предпринимательская активность выражает своеобразную форму экономического и социального творчества.

Обращение к современному российскому обществу с позиций транзита его моральных ценностей на первый план выводит рассмотрение флуктуации нравственных процес- сов, связанных с развитием рыночных отношений и обеспечением предпринимательской деятельности и бизнеса. Именно эта деятельность оказалась связанной с поиском и становлением механизмов регуляции, которые традиционно сформированы и успешно функционируют в других странах, не знавших коммунистического эксперимента, например, в культуре Запада. Однако менталитет каждой страны и народа привносит в сложившиеся модели рыночной культуры и этики некий колорит, совмещенный с амбивалентной парой универсальных ценностей рынка. Для России, безусловно, свойственно становление регулятивной модели этики предпринимательства и бизнеса, основные контуры которой за прошедшее четверть века получили определенное развитие.

Этический тезаурус науки последних десятилетий существенно обогатился терминологией, связанной с характеристикой поведенческих стратегий и оценочных суждений в сфере предпринимательской деятельности, что связано с развитием этики бизнеса. В качестве основных предпосы-лочных оснований в развитии этической рефлексии в области предпринимательской деятельности, этики хозяйства и этики бизнеса исследователи называют здравый смысл.

Формирование тезауруса как определенной суммы (массы) знания берет начало с некоей предпосылки, накопления предпосылочных знаний. Реестр форм предпосылочного знания в этике, социальной философии и социологии достаточно широк и во многом обусловлен историей их становления. В число очевидных форм входят: здравый смысл, проблематичность и другие компоненты, детерминирующие характер познавательного процесса и пути развития науки. Сюда следует включить также габитус. Важным фактором развития научных теорий и методов служит динамика предпосылочных знаний, их функционирование, флуктуация и дифференциация4.

Идеи развития современной культуры, становления регулятивных систем поведения в обществе получили отражение в концепции «срединной культуры» (термин впервые употребил Н. А. Бердяев), основанной на идеях диалога, компромисса, на базе распространения научных представлений, критической рефлексии5. Как концепция воспроизводства культуры «срединная культура» сложилась в трудах А. С. Ахиезе-ра. Она служит для объяснения механизма «поиска новых смыслов, нового содержания сферы между сложившимися смыслами, противостоит партиципации, инверсии»6. Инверсия в данном применении термина характеризуется обращением к сложившимся смыслам и выступает как «господствующая форма», держащая медиацию под собой. Медиация составляет дуальную оппозицию к инверсии, постепенно усиливая свои позиции в культуре. Она оттесняет инверсию и овладевает эмоциональной доминантой изнутри. Медиация все больше подчиняет движение абстрактной логике интеллекта, ведущей к конкретному знанию, и превращается в господствующую в обществе логику7. Формирующийся новый смысл выражает синтез смыслов «полюсов исходной дуальной оппозиции», укорененных в культуре, нравственности.

Диалог — «высшая степень социальности»8. Раскрытие внутренней социальности, по замечанию 3. 3. Каримовой, во многом сопряжена с кардинальным изменением структуры науки9. Бахтинская парадигма неслиянности — нераздельности культурных областей требует «реконструирования» глубинных основ социальности как целостности причастно-диалогического единства, социальности, укорененной в единстве культуры, в позиции оценки человека с точки зрения содержания когнитивного и этического моментов, единства мира познания и поступка, в плоскости ценност-но-организаванного события-бытия. В. С. Библер пишет: «Общение индивидов как личностей (культура) есть общение их как реальных (и потенциальных) культур, есть общение индивидов как личностей... каждый изобретает свое особое бытие, — сознание, — разум это есть — в произведениях запечатлеваемые — бытие, сознание, разум личности, отделенной от индивида»10. Г. С. Батищев отмечает: «Само-определительная работа каждого обладает невосполнимым самостоянием, ее нельзя заменить чужими усилиями и обретениями, заимствованиями, подражаниями и т. д. Истина же лежит в бытии принципиально инаковом, третьем по отношению к замкнутым внутри себя существованиям. Это взаимность самостоятельных исканий и самоопределительной работы над собой — полифоническая сопричастность друг ДРУГУ внутри смыслового ценностного поля с его «вертикальными измерениями», измерениями самосовершенствования11.

Отталкиваясь от диалогической рефлексии, В. С. Библер подчеркнул мысль о том, что на рубеже XX—XXI вв. на- растает конфликт двух форм детерминации человеческого бытия и, соответственно, сознания, разумения, мышления. Это прежде всего внешняя детерминация человеческого бытия, сознания, мышления и поступков, а также внутренняя детерминация, состоящая из физиологических, генетических, подсознательных предопределенностей. В качестве детерминации такого рода он называет «слабые поля» самодетерми-нации, определяющей индивидуальность человека, за свои поступки, сознание, мышление, судьбу, историю. Культура выступает как «целостный феномен самодетерминации», она подобна «’’пирамидальной линзе”, вживленной — своим острием — в хрусталик нашего духовного зрения»12.

Для России свойственно становление регулятивной модели этики предпринимательства и бизнеса, основные контуры которой за прошедшее четверть века получили определенное развитие. Формирование профессиональной этики предпринимателя порой происходит в условиях динамичной среды при отсутствии должной культуры бизнеса и традиций, обеспечивающих функционирование рынка. Те тенденции, которые складываются в этой сфере, требуют научного осмысления, а также специальных программ воспитания и образования предпринимателя с учетом отечественной культуры. Интенции в данной сфере находят отражение в формирующемся тезаурусе предпринимателя, ориентированного на реалии среды.

Тезаурусные конструкции, сложившиеся в условиях бизнеса, чрезвычайно устойчивы к воздействию постоянно меняющихся условий внешней среды. Тезаурус этого типа представляет собой результат социализационного процесса в институциональных условиях предпринимательской среды. Обязательной стороной этого тезауруса выступает демонстративный аспект, ориентационный комплекс которого является результатом конформистского поведения личности в современном обществе. Система социального контроля принуждает участника бизнеса воспроизводить соответствующие ей социальные практики. Таким образом, демонстративный тезаурус — это освоенная индивидом система действий, направленных на демонстрацию окружающим своей принадлежности к данному сообществу.

Список литературы Культура предпринимательской деятельности и нравственный порядок в обществе

  • См.: Лукман Т. О социологическом видении нравственности и нравственной коммуникации // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. С. 55.
  • Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Н. Новгород, 1994. С. 20.
  • См.: Крянев Ю.В. Нравственно-философские основы предпринимательства // История и философия науки (философия науки). М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. С. 296.
  • См.: Писачкин В.А. Формы функции, флуктуации предпосылочного знания в социологии // Гуманитарий: актуал. проблемы гуманит. науки и образования. 2012. № 1. С. 34-43.
  • См.: Гарин И.И. Что такое философия? Запад и Восток. Что такое истина? М., 2001. С. 190.
Статья научная