Культура самообмана в коллективных и индивидуальных практиках
Автор: Триандис Гарри
Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal
Рубрика: Культурные изменения и социальная практика
Статья в выпуске: 3 (8) т.4, 2014 года.
Бесплатный доступ
Люди часто приобщаются к культурным ценностям и верованиям, порожденным их самообманом. Одним словом, некоторые виды самообмана являются общекультурными (т.е. широко распространены между представителями различных культур), а другие коллективными (групповыми) или индивидуальными практиками.
Культура, самообман, восприятие, поведение, коллективные и индивидуальные практики
Короткий адрес: https://sciup.org/14238992
IDR: 14238992
Текст научной статьи Культура самообмана в коллективных и индивидуальных практиках
Культурный, коллективный и индивидуальный самообман.
Одновременно самообману, которому подвержен отдельный человек, есть коллективный самообман, возникающий в ситуации, когда у людей существуют разногласия в пределах группы. В этом случае, выбираются положительные элементы и отвергаются отрицательные. Большинство в группе хочет видеть мир определенным образом из-за своих амбиций, опасений, стремления добиться положения в обществе, спасти свою репутацию. Тем не менее, меньшинство предостерегает их от такого пагубного видения.
Прототипом поведения с выраженным симптомом самообмана является история о троянском коне. Согласно «Одиссее», греки осаждали Трою в течение девяти лет практически безрезультатно, пока Одиссей не придумал уловку. Они построили деревянного коня, внутри которого могли разместиться десятки греческих воинов, и оставили его перед воротами Трои с надписью, гласившей, что он был преподнесен в дар богине Афине. Затем они отправились из Трои, пока не скрылись из виду. Большой спор произошел между троянцами. Большинство хотело доставить его в город и преподнести Афине, чтобы получить ее покровительство. Меньшинство же, в том числе Капис, Лаокоон и Кассандра, предупредило, что конь был уловкой и должен быть уничтожен. Однако победило большинство, и коня втащили в город. Ночью воины выползли из коня, открыли ворота города, и вернувшиеся греки разрушили город. Такое доверительное поведение или коллективный самообман следует толковать как стремление к власти над другими, причём «только для того, чтобы лишить этих других властвовать над собой [7, p. 382]. В истории немало примеров такого безрассудного поведения. Стоит лишь отметить деятельность римских пап эпохи Возрождения (1470-1530 гг.), потерю Америки британцами или американское фиаско во Вьетнаме.
Мания величия в самообмане
Во многих видах самообмана присутствует элемент мании величия. Так, Бен Ладен думал, что он следует по стопам Мохаммеда, основателя его религии, и он стремился стать халифом (лидером) ислама; президент Буш будто бы разговаривал с Богом [3], который велел ему напасть на Ирак; Мохаммед Буйери в Нидерландах убив Тео Ван Гога, продюсера фильма, критикующего ислам, заявил суду: «Я действовал во имя моей религии».
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS
Поступки, основанные на безрассудном самообмане можно встретить повсюду. И пока люди подвержены его соблазнительной и грубой власти, насилие и террор будут угрожать миру. Мы должны воспитывать детей, пока они еще молоды, приучая их к разумной бдительности, не переставая разъяснять им опасность мании величия и корыстных фантазий. Те, кто себя обманывает сегодня, вдохновившись своими фантазиями, может нанести великий урон цивилизации уже завтра. Мы должны сделать всё возможное, чтобы рациональность в культуре не стала заложником безудержного и пагубного самообмана.
Происхождение самообмана
Люди способны воспринимать триллионы самых разных раздражителей (например, наши глаза могут различать 7500000 оттенков цветов) [1], но способны запомнить только несколько, обычно 5-7 из них, одновременно. То же происходит с восприятием и отбором информации [5]. Наши чувства могут воспринимать 11000000 элементов информации в секунду [8, p.27], но наше внимание не может сосредоточиться и зафиксировать такой объём информации. Когда мы сталкиваемся с триллионами раздражителей, мы взаимодействуем с ними с помощью мыслительных категорий (шаблонов). Но процессы категоризации сопровождаются искажениями реальности и вводят нас в заблуждение. Например, наше восприятие тех или иных категорий, во многом зависит от того, как эти категории сгруппированы.
Предположим, если я спрошу Вас: «Будапешт и Прага находятся к Востоку от Вены?», Вам, скорее всего, захочется сказать «Да!». Тогда как правильный ответ «Нет». Ведь Прага расположена к западу от Вены. Однако, задав вопрос в таком виде, я поместил Будапешт и Прагу вместе, и таким образом позволил многим людям полагать, что и Будапешт, и Прага действительно находятся в «Восточной Европе». Одним словом, когда эти два города, таким образом, объединены вместе, возрастает вероятность того, что в нашем восприятии произойдёт ошибка.
Самообман особенно вероятен в случае неоднозначной и расплывчатой ситуации, и особенно тогда, когда люди испытывают острую необходимость в чем-либо [6]. Острая нужда мотивирует их на самообман, а неоднозначность ситуации всячески этому способствует. Робинсон и Рифф обнаружили также, что самообман особенно велик, когда он касается будущих событий [6].
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS
Наши образы и категории восприятия всегда несут ту или иную эмоциональную нагрузку – некоторые из них принимаются нами как "хорошие", а некоторые как "плохие". Оценка является наиболее важным источником возбуждения нашего сознания. Это возбуждение становится особенно острым, когда люди должны сделать умозаключение, принять решение в сильно ограниченный период времени. Именно тогда возникает стресс. Доказано, что чем больше люди располагают достаточным временем и различают понятную им информацию, тем вероятнее наличие у них положительных реакций.
Столкнувшись с различными источниками возбуждения/переживания, люди выбирают те из них, которые наиболее полезны, приятны, интенсивны или менее нежелательны, и, напротив, избегают тех, которые являются для них неприятными, оскорбительными, вызывают отвращение или беспокойство. То есть, они сознательно воспринимают приятные впечатления и избегают неприятных мироощущений. Эрдели [2], Матлин и Станг [4] обнародовали большое количество эмпирических исследований, которые подтверждают эту точку зрения.
Кроме того, они пришли к выводу, что чрезвычайно приятные или неприятные переживания воспроизводятся одинаково точно. Самое оптимальное восприятие для людей тогда, когда источники возбуждения достаточно интенсивны и определяемы как позитивные и приятные. За ними следуют, переживания неприятные, но хорошо различаемые, определяемые. Наихудшую группу переживаний, связанных с нашим восприятием, образуют так называемые нейтральные мироощущения, которые никак не определяются (ни в ценностных, ни смысловых значениях). Размытая культурная реальность, где смешались формы и стёрлись восприятия того, что такое хорошо и что такое плохо – самая опасная среда для деструктивных поступков.
Тем не менее, в некоторых случаях, существуют условия, при которых неприятные импульсы воспринимаются конструктивно и быстро. Это так называемая перцептивная бдительность, когда от восприятия негативных ситуаций зависит выживание человека/людей. Так, если тигр нападает на того, в ком присутствует ложное представление о том, что «со мной все в порядке», человек никогда не будет столь наивным, чтобы в данной ситуации довериться этому самообману!
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS
Этот текст является фрагментом монографического исследования профессора Гарри Триандиса “Fooling Ourselves: Self-Deception in Politics, Religion and Terrorism” / International Contribution in Psychology (Book 52). Prague, 2008. Редакция благодарна автору, предоставившего данный материал, который публикуется на русском языке впервые с его любезного разрешения.
Перевод с английского Анны Стажковой.
Список литературы Культура самообмана в коллективных и индивидуальных практиках
- Brown, R.W. & Lenneberg. E.H. (1954). A study of language and cognition. Journal of Abnormal and Social Psychology, 49, 454-462.
- Erdelyi, M.H. (1974). A new look at the New Look: Perceptual defense and vigilance. Psychological Review, 81, 1-24.
- Mansfield, S. (2003). The faith of George W. Bush. New York: Penguin.
- Matlin, M.W. & Stang, D.J. (1978). The Pollyanna principle: Selectivity in language, memory, and thought. Cambridge, Mass. Schenkman Publishing
- Miller, G.A. (1956). The magical number seven plus or minus two: some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63, 81-97
- Robinson, M.P. & Riff, C.D. (1999). The role of self-deception in perception of past, present, and future happiness. Personality and Social Psychology Bulletin, 25, 595-606.
- Tuchman, B.W. (1984). The march of folly: from Troy to Vietnam. New York: Knopf, Distributed by Random House.
- Wilson, D.T. (2002). Strangers to ourselves. Cambridge, MA Harvard University Press.