Культурные национальные ценности в изобразительном искусстве бурят
Автор: Торонова Е.М.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления @vestnik-esstu
Статья в выпуске: 1 (46), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются культурные национальные ценности в профессиональной живописи Бурятии, проводится анализ творчества бурятских художников, отражающих особенности национального своеобразия в изобразительном искусстве и культуре бурят.
Культурные национальные ценности, живопись, художники бурятии, профессиональное искусство
Короткий адрес: https://sciup.org/142142815
IDR: 142142815
Текст научной статьи Культурные национальные ценности в изобразительном искусстве бурят
В познании культуры одной из важных проблем является изучение ценностей. В настоящее время имеются разные подходы к их осмыслению. В статье предпринята попытка подробно рассмотреть определение, что ценность – это определенное отношение человека к объекту. Ценность особенный вид смысла, который человек рассматривает в предмете или явлении, вследствие чего не сам предмет, а оценка его человеком создает появление ценности. Однако ценностью называется не только возможность объекта в удовлетворении потребностей, но и сам этот объект. В процессе изучения ценности в культурологии можно отметить, что ценность не идентична экономической оценке ее как стоимости, имеется в виду ценность в денежном выражении. В последнее время, учитывая структуру ценностей, которая сложилась как итог опыта многих народов в культурной деятельности, систему ценностей можно представить следующим образом: материальные ценности и блага (жилище, одежда, питание, комфорт и т.д.); духовные ценности (наука, искусство, управление политикой, экономикой и т.д.); моральные ценности (признание ценности личности как неотъемлемого достоинства человека).
В настоящее время в связи с усилением значимости национального фактора в современном мире и возрастанием роли национальной культуры, национального языка, национального сознания в жизни общества особую актуальность приобретает исследование культурных национальных ценностей. В Этнопсихологическом словаре дано следующее определение национальных ценностей: «Совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие» [1, с. 203]. Национальные ценности являются интеллектуальным достоянием и неиссякаемым запасом воспроизведения нравственных и культурных традиций народов, общечеловеческих ценностей. Культура в настоящее время имеет национальный способ самовыражения. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре дано следующее определение культурных ценностей: «Культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [2].
На основе предложенных дефиниций мы предлагаем определение культурных национальных ценностей: это разносторонние направления различных форм и видов национальной культуры в современном обществе, собранный веками исторический опыт материальной и духовной деятельности, в котором сформированы главные национальные идеалы, нормы социальных, семейных отношений между поколениями.
Россия огромная держава, которая несет глобальную ответственность за обстановку в мире и будущее человеческой культуры. Она имеет свою национальную особенность, связанную с культурным наследием, бережным отношением к национальным ценностям и неповторимостью исторического опыта. В этом контексте культура бурятского народа представляет собой часть мирового и российского историко-культурного наследия, исторической основой которой являются культурные национальные ценности, созданные веками, к ним относятся произведения литературы, архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства, богатейшее и уникальное устное народное творчество.
В настоящей статье исследуется творчество бурятских художников, отражающих в своих произведениях культурные национальные ценности, особенности национального своеобразия в изобразительном искусстве и культуре бурят. В процессе культурологического анализа автором применяются методы культуроведения: культурно-исторический и этнографический анализ фактов культуры. Творчество бурятских художников на протяжении нескольких поколений складывается из различных видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, и находит многогранное претворение в произведениях портретного, пейзажного, бытового, исторического, мифологического, анималистического и других художественных жанров. Главными темами в творчестве бурятских художников являются обрядовые религиозные обычаи, традиции в семье и обществе, традиционное хозяйство, семейные и другие ценности. В них нашли отражение неповторимость быта, самобытность национального характера, этические нормы морали и поведения, они проявляются как формы закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения другому. В формировании и в дальнейшем процессе развития бурятской культуры и национальных ценностей существенную роль сыграли религии и верования: буддизм, шаманизм и христианство. Они стали частью национального самосознания и идеологии. В начале становления профессиональной живописи бурятские художники в основном копировали образцы дацанской иконописи и скульптуры, по-своему интерпретировали канонические сюжеты, вкладывая в них более «земное» содержание, применяя любимые в народе красочные сочетания. Так, например, художники часто используют сюжеты традиционных религиозных праздников и религиозных обрядов, которые отмечаются в некоторых особенностях национальной культуры. В древности каждый отдельный род совершал на местности собственной кочевки совместные коллективные обряды жертвоприношения духам-хозяевам местности (сабдагам), у бурят Прибайкалья такие обряды называются тайлаганами, что значит «чествование богов». Предполагалось, что люди могут оказывать воздействие на духов и богов, совершая жертвоприношение, следуя установленным правилам и традициям. Проведение такого обряда нашло отражение в картине Р. Мэрдыгеева «Тайлаган» (1927). На его полотне старинный обряд показан во всех деталях.
Полотна, выполненные классиками изобразительного искусства - И. Аржиковым («Шаман»), Ф. Балдаевым («Портрет лимбиста Б. Дугарова»), И. Дадуевым («Буха-нойон»), Р. Мэрдыгеевым («Горе старика», «Портрет Доржи Банзарова»), Г. Павловым («Пастух»), А. Хангаловым («Кыренские дацаны»), Ц. Сампиловым («Арканщик»), имеют не только эстетическую, но и большую историческую и культурную ценность. Реалистичность исполнения, достоверность переданных в них характерных признаков социальной, культурной и природной действительности, свойственных определенному времени, делают их достоверными документами конкретной эпохи, по которым нынешнее поколение зрителей может судить об условиях быта, видах трудовой занятости, типичных проявлениях национального характера, менталитета и поведения представителей бурятского этноса в исследуемом прошлом и настоящем. При этом в отличие от изложенных фактов в документальных источниках каждое произведение изобразительного искусства содержит философскую и художественную оценку изображенного действия или явления. Исторические стороны культурных национальных ценностей языком живописных и графических образов в разные хронологические периоды воссоздают И. Дадуев в картине «Уходящий быт», Ц. Сампилов («Революция. Свободная Бурятия», «Ликбез», «Монгольские партизаны»), Э. Аюшеев («Былое»), Д.-Д. Ту-дупова «Борцы», Д.-Н. Дугаров (триптих «Прошлое»), А. Хангалов («Кыренские дацаны»), А. Сахаровская (серия графических работ «История моего народа», «История одного улуса»), С. Ринчинов («Делегация хори-бурят на приеме у Петра Великого») и другие художники, работающие в историческом жанре [4, с. 260].
Одной из главных тем в картинах бурятских живописцев является воспроизведение материальной культуры или традиционного хозяйства бурят. Бурты разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов, коз. Особую роль в жизни бурятского общества играл конь, воспетый в улигерах, песнях, легендах и преданиях, он также являлся мерилом благосостояния. «Традиционным жилищем бурят долгое время оставалась юрта. В ее устройстве отразилась не только практичность кочевников, сумевших из имеющихся у них материалов создать удобное, в условиях кочевой жизни достаточно совершенное жилище, но и их эстетические, этические и философские представления» [5, с. 136]. Именно бытовую и трудовую деятельность в традиционных сельских жилищах и их украшении воспроизводят в своих работах Ф. Балдаев («Бурятская юрта»), Г. Эрдынийн («Перекочевка из зимника в летник», «Табун лошадей в степи»), Ц. Сампилов («Любовь в степи» и «Арканщик», «Любопытные быки», «Табун в степи»), Д.-Н. Дугаров («В родном улусе», «Дочери Бурятии»), А. Сахаровская (серия графических работ «Моя Бурятия»), А. Даржаев («Табунщик»), Д. Лыгденов («Юрта в степи»), Б. Доржиев («Стрижка овец»), Л. Нохоева (триптих «Ожидание» и др.). Художники Бурятии в своих произведениях изображали элементы традиционной материальной и духовной культуры. При всем многообразии авторских идей и стилистических прочтений каждое из них исполнено взволнованным чувством любви к своей земле, каждый зритель в этих картинах видит картины из своего прошлого или настоящего, то, с чем приходилось сталкиваться в своей жизни, эти произведения формируют чувство гордости за родную землю, к людям, занимающимся обычным для себя делом.
Философски осмысливая окружающую природную действительность, бурятские худож- ники обращаются к типическим мотивам родной природы, показывая ее неповторимое своеобразие в разное время года. При этом многие авторы выходят за пределы локальной конкретики ландшафта, рассматривая пейзажи родного края как часть единого мира. Величественный образ Байкала присутствует в работах почти каждого художника. К числу наиболее известных произведений этого жанра можно отнести живописные картины «Баян-тала» Р. Мэр-дыгеева, «Серый день», «Шум в Саянах» Ц. Сампилова, «Суровый край» «Забайкальская зима» Д-Н.Д. Дугарова, серию работ «Торская долина» Ч. Шенхорова, «В долине Иволги» Л. Семенова, «Сарма» Т. Тайсаева, «В высокогорной Бурятии» Т. Рудь, «Просторы Бурятии» Э. Аюшеева и др. Художников привлекают самые различные состояния водной и земной стихии, на полотнах предстает прекрасный мир природы, необъятные степные просторы.
С учетом традиционной мифологизированности национальных ценностей народа большое место в бурятском изобразительном искусстве занимают сюжеты мифологического характера. Прежде всего это иллюстративные композиции к бурятскому героическому эпосу «Гэсэр». Главным персонажем эпоса является Гэсэр сын небесного божества, посланный в мир для борьбы с силами зла. В ходе этой борьбы Гэсэр совершил многочисленные подвиги.
Кроме того, художниками были воссозданы не менее важные для бурятской культуры эпосы «Аламжи-Мэрген», «Шоно-Батор», выполненные в разные годы Ц. Сампиловым, Р. Мэрдыгеевым, Г. Павловым, Ф. Балдаевым, И. Стариковым, А. Сахаровской, Ч. Шенхоровым, А. Цыбиковой и другими авторами в технике масляной и акварельной живописи, цветной и черно-белой печатной графики.
Огромное значение бурятские художники придают семейным ценностям. В картинах выдающихся бурятских художников Ц. Сампилова «Свадьба хоринских бурят» и Д.-Н. Дуга-рова воссоздан обряд проводов невесты. Свадебный обряд бурят состоял из комплекса различных ритуалов, затрагивающих почти все стороны жизни людей искусства, религии, фольклора, этики, физической подготовки и т. д. Эти сюжеты дают возможность показать старину и современность в их глубочайшем взаимопроникновении. Бурятская свадебная обрядность сохранила выработанные веками элементы, раскрывающие форму родовых и семейно-брачных связей в далеком прошлом. Семьи бурят складывалась из двух и более поколений. Типичной чертой бурятской семьи было то, что с каким-то из сыновей непременно жили старики-родители. Обязанностью всех детей было обеспечение им спокойной старости. «Все события в семье справлялись вместе. На молениях-тайлаганах и общеродовых собраниях они присутствовали как одна большая семья. Стабильность семейного уклада опиралась на воспитание детей в духе почтения к правилам и обычаям, которые указывали на взаимоотношения в обществе людей» [5, с. 180]. Семейным ценностям посвятили свои работы скульпторы: С. Балдано «Мама и малыш», «Дерево поколений», «Портрет матери», «Бабушка и внук», «Мои предки», А. Миронов «Мой дедушка», Г. Васильев «Мальчик с птичкой», «Маленький богатырь»; живописцы С. Ринчинов «Тоонто» и «Семья», Ю. Чирков «Портрет матери», А. Цыбикова «Мать и дитя», «Ребенок в степи», Р. Доржиева «Тоонто», З. Доржиев «Отец и сын», «Портрет бабушки», Д.-Н. Дугаров «Материнство», «Уголок моего дома», «Материнское горе», Л. Нохоева «Портрет дочери», Ш.-Ж. Раднаев «Мечтатели», С. Ринчинов «У родного очага» [3]. Работы показывают, что главной заповедью нравственного воспитания было и остается привитие детям уважения и почитания старших.
По мнению исследователя бурятской культуры И.И. Соктоевой, «в художественных произведениях получают свое воплощение значительные события современности и истории, неповторимая красота природы и своеобразие быта народов, издавна населяющих обширную территорию Прибайкалья и Забайкалья» [6, с. 121].
Таким образом, проведенный нами анализ творчества бурятских художников позволяет сделать вывод, что национальные культурные ценности остаются актуальными и в настоящее время. Как когда-то первые художники Бурятии, изображавшие родной быт, невыдуманный, неотделимый от народа, без приукрашивания и патетики, буднично и подробно, так и сейчас современные художники продолжают и обогащают эти добрые традиции, тем самым возрождая и распространяя национальные культурные ценности, вдохновляя на любовь к Бурятии, передавая накопленный опыт последующим поколениям, для которых небезразлично дальнейшее развитие культуры и сохранение национальный традиций. Богатое содержание художественно-выразительных средств, определяющее сущность творчества мастеров изобразительного искусства Бурятии в разное время, формирует важный структурный компонент в системном познании национальных ценностей бурятского культурного наследия во всем разнообразии ее материальных и духовных сторон.