Культурный суверенитет России как основа стабилизации единства межнациональных отношений (на примере Омской области)

Автор: Хилько Н.Ф., Горелова Ю.Р.

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Культура регионов

Статья в выпуске: 1, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема диалектики культурного суверенитета России, который лежит в основе стабилизации единства межнациональных отношений. При этом обозначается ряд векторов сохранения культурного суверенитета России, действующих через соответствующие принципы формирования этнонациональной стабильности в полиэтническом регионе. Делается вывод о том, что упорядоченность и синхронизация действия этих принципов в регионе способствует не только поддержке развития этнокультурного ландшафта региона, но и также — устойчивости и стабильности культурного суверенитета России.

Диалектика культурного суверенитета России, культурный иммунитет, культурное ядро, принципы и средства формирования этнонациональной стабильности в полиэт- ническом регионе, национальная безопасность, народное творчество, духовные ценно- сти, межнациональная аккультурация, этнокультурные и семейные сообщества, цивили- зационный код, этнокультурный ландшафт, духовный имидж семьи

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170209181

IDR: 170209181   |   DOI: 10.34685/HI.2025.48.1.012

Текст научной статьи Культурный суверенитет России как основа стабилизации единства межнациональных отношений (на примере Омской области)

Каждой эпохе присущи свои задачи перед культурой и, соответственно, культурной политикой. Важнейшими результатами глобализации, определяющими векторы развития культурной политики большинства современных государств, стали мультикультурализм и поликонфессио-нальность. Кризис миропорядка во многом определил столкновение цивилизаций в современном обществе1. Вследствие этого в современном мире происходит расширение функциональной сферы культурной политики. Культурные ценности объединяют группы людей, и в то же время — отдаляют их от людей, разделяющих другие культурные ценности. В любой культурной общности можно выделить элемент, который условно целесообразно обозначить как культурное ядро, в котором сосредоточены наиболее значимые для данной культурной общности нормы, ценности, идеалы, стандарты поведения и деятельности. Ценности культурного ядра объединяют представителей данной культурной общности в единое целое и, одновременно, обеспечивают культурное своеобразие, отделяющее людей данной группы от представителей других культур. Кроме того, ценности и нормы ядра, обеспечивают процессы культурного наследования и преемственности, сохранения культурного своеобразия. Содержание культурного ядра формируется из наиболее значимых фрагментов культурного наследия, отобранных в процессе естественного культурного отбора в соответствии с вызовами времени и особенностями современных культурных реалий. Таким образом, являясь по сути наиболее консервативным элементом культуры как системы, культурное ядро всё же склонно к некоторым трансформациям и может в зависимости от потребностей момента активизировать те или иные сегменты культурного опыта нации. Одной из важнейших функций государства является обеспечение социокультурной стабильности, а это в свою очередь связано с разработками механизмов обеспечения культурного наследования и поддержания цельности культурного ядра. Но не меньшую значимость приобретает обеспечение принципа культурного плюрализма и возможности представителям субкультурных образований реализовывать свои культурные потребности.

Важной функцией государства как гаранта социальной стабильности в обществе является формирование принципов уравновешивания ценностных элементов представителей разных субкультур, в том числе национальных и конфессиональных (и согласование их с общенациональной картиной мира). Именно государство определяет механизмы трансляции общенациональных культурных ценностей, а также механизмы обеспечения культурной преемственности.

Важнейшим средством повышения уровня культуры и культурной толерантности является знакомство представителей одной культурной общности с базовыми ценностями других культур и субкультур, их культурным наследием. При этом учитывается региональная и локальная специфика территории, в том числе неравномерность и диа-хронность развития территорий. Важное значение приобретает также соблюдение баланса по оси стабильности / мобильности (культурное обновление при сохранении культурной преемственности). Культурная политика, ориентированная на создание условий для межкультурного и межконфессионального диалога, должна обеспечивать механизмы расширения возможностей взаимодействия представителей разных субкультур в реалиях ре- гиональных культурных проектов и программ. Для Омского региона всё выше перечисленное дополняется, с одной стороны, фактором полиэт-ничности, с другой, — тем фактом, что по данным Всероссийской переписи населения 2020 года около 9,8 % жителей Омского региона не указали свою национальную принадлежность2.

Вполне очевидно, что появляется острая необходимость и выбора ориентиров национальнокультурной политики, отвечающих цели государственной культурной политики — «духовному, культурному и национальному самоопределению России, объединению российского общества»3. Нужно отметить, что впервые понятие «культурный суверенитет» в современных нормативных актах Российского государства было актуализировано в 2014 году в Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Оно определяется как «совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищёнными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей»4. В то же время культурный суверенитет, по мнению К.К. Колина, включает в себя важнейшие духовные скрепы общества, в частности, «уважение разнообразия традиций народов России, формирование единой культурно-информационной среды, трансляцию и расширение национального культурного кода … противостояние информационным воздействиям Запада в культурной среде»5.

Качество культурного суверенитета России, по мнению П.А. Шашкина, определяется необходимостью поддержки духовных сил государства и народа, при котором обеспечение культурного суверенитета и защита системы традиционных ценностей как основы национальной культуры и российской самобытности служит сохранению государственного и гражданского единства, самобытности народа6.

В региональном контексте векторы сохранения культурного суверенитета России могут быть реализованы с помощью следующих принципов и средств формирования этнонациональной стабильности в полиэтническом регионе.

Вектор укрепления национальной безопасности в области культуры идентифицируется с культурной автономией региональных национально-культурных сообществ. При этом действует принцип реализации, связанный с развитием этнонациональной стабильности в регионе, который опирается на взаимодействие культур коренных народов региона. С этой точкой зрения согласуется вывод П.В. Мусиец и А.И. Кораюхи-ной о том, что утверждение культуры в системе национальной безопасности государства и международной интеграции возможно «лишь на основе признания равноценности всех культур мира, невозможности их нивелирования. При этом культурная безопасность является составной, органичной частью национальной безопасности»7.

В свою очередь второй вектор защиты от идейно-ценностной экспансии определяет направление формирования многонационального этнокультурного ландшафта, выступающего своеобразным поясом защиты в рамках регионализации этнокультурного ландшафта. В этом ключе важно замечание В.Ш. Сургуладзе о том, что «значительное место в Стратегии 2021 года уделено проблеме сохранения культурного суверенитета в условиях насаждения чуждых историческим традициям и опыту предшествовавших поколений народов России реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка»8.

Необходимым фактором достижения устойчивого культурного суверенитета является развитие культурного иммунитета социума. Категория «культурный иммунитет» трактуется В.А. Куцом как охранительный потенциал культуры, призванный обеспечить защиту интеллектуального и культурного ядра социума от деструктивных внешних воздействий9. В то же время в это понятие включается «противодействие внешним влияниям, представляющим угрозу для ценностно-нормативной системы и социокультурного базиса общества»10.

Предупреждение деструктивного информационно-психологического воздействия ориентирует на межнациональную аккультурацию народов, населяющих регион. Предупреждение деструкций народной культуры в сфере информационно-психологического воздействия на молодёжь опирается на принципы открытости и преодоли-мости противоречий11.

Сохранение цивилизационного кода выводит на направление разработки регионального брендинга в системе российского цивилизационного кода. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно обращал внимание на такие составляющие российского цивилизационного кода, как преемственность поколений, историческая память, верность здоровым народным традициям, высокие духовно-нравственные ориентиры12.

В связи с эти актуально положение В.В. Сте-ценко о «целесообразности развития просветительского направления образовательной и воспитательной деятельности, ориентированного на трансляцию российского цивилизационного кода в молодёжной информационной среде»13.

Пятый важнейший вектор — охрана государственной целостности действует через укрепление единства национально-культурных сообществ и жителей региона, который неуклонно требует синхронизации форм народного творчества, ремёсел и промыслов. В частности, в Омской области этой цели служит региональный фестиваль «Единение», проводимый Омским областным Домом дружбы.

Шестой вектор — духовная оборона и выступление против фальсификации культурных ценностей направляет деятельность волонтёров культуры на формирование единого фронта защиты духовных и культурных ценностей от их вытеснения и искажения.

Рассмотрим, как действуют принципы формирования этнонациональной стабильности в полиэтническом регионе в условиях поликуль-турных сообществ Омского Приртышья. Формирование этнонациональной идентичности в регионе связано с устойчивым этнокультурным развитием существующих в регионе национально-культурных сообществ, поддержанием в нём атмосферы дружбы, сотрудничества и взаим- ного доверия между диаспорами при поддержке культурного суверенитета России в данном отдельно взятом регионе. В связи с этим можно говорить «об эффектах как сближения и унификации культур, так и их относительного обособления … в ответ на унифицирующие тенденции глобального монополизма повсеместно растёт стремление представителей этнокультурных сообществ возрождать традиции и поддерживать их своеобразие»14.

Регионализация этнокультурного ландшафта Омской области также связана с формированием этнокультурных особенностей региона в процессе межкультурной коммуникации с выходом на этнокультурный потенциал региона и формированием способов его социально-культурной регуляции15.

Нужно отметить, что в формате зрелищной культуры этнонациональная идентичность начинает носить интегративный характер, синтезируя национальные, местные и этнокультурные особенности. Об этом справедливо пишет Т.Н. Золотова, отмечая «роль различных видов праздников в формировании этнической, региональной и национальной идентичностей жителей региона»16.

Принцип синхронизации форм народного творчества: ремёсел, промыслов и народного искусства включает в себя этнонациональную идентификацию, направленную на сохранение единства менталитета национально-культурных сообществ региона и семьи. При этом важнейшее значение придаётся возрождению духовных ценностей в этнокультурных и семейных сообществах.

В результате анализа основ стабилизации единства межнациональных отношений можно сделать вывод о том, что упорядоченность и синхронизация принципов формирования этно-национальной стабильности в полиэтническом регионе способствует не только поддержке развития этнокультурного ландшафта региона, но также — устойчивости и стабильности культурного суверенитета России.

Статья научная