Культурологический аспект изучения проблемы международного терроризма
Автор: Набилкина Л.Н.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 12, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема международного терроризма с культурологических позиций. Подобный подход позволяет понять специфику этнического менталитета, проследить истоки и причины террористической мотивации. Одним из важнейших факторов, превративших терроризм в проблему, автор считает глобализацию. Глобализация позволила террористам совершать преступления практически в любой части земного шара. В статье выделяются культурные мотивы терроризма, в частности, оппозиция «свой-чужой». Культурные мотивы терроризма лежат в сфере различия культур. Для террористов ценной представляется лишь жизнь своего соплеменника или единомышленника. Жизнь «чужого» не представляет никакой значимости, и его смерть не вызывает угрызений совести и сожалений. С культурными мотивами тесно связаны мотивы религиозные. В результате анализа делается вывод о том, что в основе терроризма лежат политические, идеологические и религиозные проблемы, которые, в свою очередь, имеют экономическую и культурологическую природу.
Терроризм, пропаганда, религия, менталитет, мотивация, диалог цивилизаций, мультикультурализм, полиэтническое государство
Короткий адрес: https://sciup.org/149144321
IDR: 149144321 | DOI: 10.24158/fik.2023.12.46
Текст научной статьи Культурологический аспект изучения проблемы международного терроризма
Нижегородский государственный национально-исследовательский университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), Арзамас, Россия, ,
Arzamas, Russia, ,
На этот вызов международной и национальной безопасности российское научное сообщество ответило рядом серьезных трудов, призванных наметить новые пути борьбы с терроризмом. Среди них можно отметить целую научную школу нижегородских ученых во главе с О.А. Колобовым. Он выступил соавтором и редактором нескольких фундаментальных исследований по проблемам терроризма «Соединенные Штаты и международный терроризм» и «Международный терроризм» (Грачев, Колобов, Корнилов, 1999). В них кроме аналитических статей содержится большое количество американских и российских оригинальных материалов, посвященных борьбе с терроризмом, а также подборка определений понятий «террор», «терроризм», «международный терроризм». Уточнение этих дефиниций имеет как теоретическое, так и практическое значение. В русле этих исследований выделяется работа М.И. Рыхтика «Есть ли разное понимание безопасности у основных субъектов мировой политики?» (Рыхтик, 2019).
Значительное внимание разработке проблем терроризма уделяют С.А. Светличный в работе «Терроризм в современной истории» (Светличный, 2013), О.А. Липовая в статье «Особенности проявления и профилактика терроризма» (Липовая, Корниенко, 2019). В Новосибирском военном университете в 2023 году прошла конференция с международным участием на тему «Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе», что в очередной раз подчеркивает беспрецедентную важность этого вопроса. Совершенно правомерно звучит высказывание авторов одной из статей сборника Е.А. Агеевой и О.А. Ключевской. Анализируя причины возникновения терроризма, они отмечают: «От курса «мира и сдерживания агрессии» общество перешло к «разрушению и нетерпимости». Борьба за ресурсы, власть, контроль над развитием экономических систем - все эти стремления, в конечном счете, приводят к одному: социальной разрозненности, классовой стратификации, отсутствию сформированного представления о должном и дозволительном» (Агеева, Ключевская, 2023: 9).
Теоретическое значение определения терроризма и всех его разновидностей заключается и в том, что в международном научном сообществе нет согласия не только в определении их точных формулировок, но и в признании самого факта существования некоторых определяемых явлений. Так, один из авторов сборника «Антитеррористические стратегии и внутренняя политика: сравнительный анализ опыта России и США» С.Н. Кочеров вообще назвал международный терроризм «пиаровским мегапроектом» и отказал ему в праве на существование (Кочеров, 2005: 102).
Взвешенный подход к проблемам безопасности, терроризма и экстремизма демонстрирует книга профессора В.Ю. Зорина «Заметки политолога». Он также подчеркнул несогласованность как взглядов, так и самих действий по осознанию и предотвращению экстремизма, в том числе и политического, религиозного и этнического. Российское общество еще не научилось до конца распознавать, где кончается свободное распространение идей, и где начинается экстремизм. В.Ю. Зорин правомерно обратил внимание на привлекательность экстремистских идей для молодежи, которая по самой своей сути склонна к максимализму и романтизации насилия, независимо от идейной подоплеки и конечных целей. По мнению политолога, «этим прекрасно пользуются идеологи и организаторы экстремистских движений, формируя фанатиков, готовых «за идею» на любой террористический акт или иное преступление» (Зорин, 2016: 32).
Немалый интерес представляют результаты проекта «Профессионалы за сотрудничество», выполненного группой ученых под руководством А.С. Макарычева. Наряду с традиционными подходами к проблеме терроризма на страницах исследования привлекает внимание статья самого координатора проекта «Образы “другого” как объекты антитеррористического дискурса» (Макарычев, 2006). В ней анализируется культурологический феномен, заключенный в парадигме «свой-иной-чужой-другой». В данной парадигме «иной-чужой» трансформируется в «радикального другого», приобретая черты агрессора, врага. На наш взгляд, культурологический подход к проблеме терроризма представляется очень перспективным, ибо он заставляет понимать специфику этнического менталитета, культурно-историческое своеобразие террориста, прослеживать истоки и причины террористической мотивации.
Цель работы - выявить актуальные причины терроризма, проанализировать проблему с точки зрения культурологии, акцентировать роль мультикультурализма в современной ситуации.
Основными методами, используемыми в работе являются системно-аналитический и аксиологический. Также используются подходы, адекватные цели исследования, - феноменологический и дескриптивный.
Одним из важнейших факторов, превративших терроризм в приоритетную проблему человечества, является глобализация, которая выявила огромный разрыв между богатыми и бедными - не только отдельными людьми, но и между целыми регионами, народами и нациями. Глобализация же позволила террористам совершать преступления практически в любой части земного шара, ибо сделала мир очень «маленьким». Вторым существенным фактором, облегчающим терроризм, стала демократия. В тоталитарных государствах преступность, в том числе и терроризм, сведены на нет. Одна из причин, по которой терроризм не имеет перспективы при тоталитаризме, заключена в том, что для уничтожения террористов государство идет на любые человеческие жертвы, ибо сама жизнь имеет там очень низкую цену. Подобные проблемы решаются «огнем и мечом», не считаясь с жертвами не только среди боевиков, но и мирных граждан.
Еще одним немаловажным фактором, побуждающим терроризм, стала проблема «свой-чу-жой». Современные террористы ведут борьбу не с отдельной личностью, а сеют страх в «чужом» обществе, «чужой» нации, «чужой» религии. Усугубляет эту проблему и массовое появление террористов-смертников, готовых во имя своих ложно понятых целей, идти на смерть в ореоле мученика.
Культурные мотивы терроризма лежат в сфере различия культур. Для террористов ценной представляется лишь жизнь своего соплеменника или единомышленника. Жизнь «чужого» не представляет никакой значимости, и его смерть не вызывает угрызений совести и сожалений. С культурными мотивами тесно связаны мотивы религиозные. История христианства и мусульманства знает немало примеров применения силы в обращении «неверных» в истинную веру. Терроризм во имя религии представляет наибольшую опасность, ибо религиозные экстремисты считаю гибель «язычников» благим делом, а свою миссию – священной. Именно этим объясняется высокая степень жертвенности среди религиозных террористов-смертников, с готовностью отдающих свою жизнь во имя «святого» дела.
В разработке концепции борьбы с терроризмом в планетарном масштабе вновь возникает правомерный вопрос: «Что такое международный терроризм?» Некоторые страны рассматривают данный вид терроризма как сугубо антизападное и, главным образом, антиамериканское направление. Американцы же, напротив, пытаются доказать, что борьба с международным терроризмом не сводится к борьбе с исламом, борьбе со всем мусульманским миром. В связи с этим важно узнать мнение самих представителей мусульманского мира о терроризме и его проявлениях. Член государственного совета королевства Саудовская Аравия доктор Абдулла бен Салех Аль-Обейд изложил свои взгляды на природу терроризма в докладе «Угроза терроризма и борьба с ним» (Салех, 2004: 38). В начале доклада он приводит несколько определений терроризма, данных арабскими учеными. Интересно отметить, что эти определения не расходятся с определениями российских и западных террологов. При некоторых вариациях в них определены главные признаки терроризма – насилие и устрашение. Доктор Салех обращает внимание на необходимость выработки юридически правильной формулировки терроризма, которая позволит, в свою очередь, определить адекватные карательно-уголовные и процедурные нормы борьбы с ним.
Говоря об истоках современного терроризма, арабский государственный деятель связывает его с борьбой азиатских и африканских государств с колониализмом. Рост национально-освободительного движения повлек за собой террористические явления. Среди многочисленных факторов, приведших к терроризму, доктор Салех правомерно подчеркивает превратное толкование текстов Священного Корана. Он категорически возражает против ложных обвинений, выдвинутых некоторыми западными специалистами против ислама и мусульман в целом, когда «джихад» отождествляется с терроризмом. Бен Салех утверждает, что ислам – одна из самых миролюбивых религий мира. Цель ислама – счастье людей. Джихад – средство обороны, отражения агрессии, а не ведение наступательной войны. Ислам запрещает своим последователям начинать войну первыми, обращать оружие против безоружных, убивать женщин, стариков и детей, использовать вероломство, преследовать мирное население и запугивать его. По мнению Бена Салеха, террористы рекрутируются из числа малообразованных неженатых мужчин, что полностью совпадает с мнением западных и российских специалистов. Важным фактором терроризма является конформизм, который заставляет членов преступной организации подчиняться воле лидера и всего преступного сообщества, следуя его законам. Все большую роль в формировании террористических группировок играют деньги. Они часто приходят на смену идеологическим и религиозным убеждениям. Бен Салех, как и российские ученые, отвергает тезис С. Хантингтона о неотвратимости «столкновения цивилизаций». Арабский ученый предлагает проведение «диалога цивилизаций», направленного на искоренение неприязни между людьми и укрепление взаимопонимания разных народов.
Однако до сих пор неясно, кого можно считать террористами. Террористы отличаются от обыкновенных преступников политической окраской. Рядовой грабитель банка не является террористом, также как, к примеру, и психически больной человек, стрелявший в президента США Рональда Рейгана. При этом минитмены времен войны американских колоний за независимость, также как и повстанцы Центральной Америки, боровшиеся против испанского владычества, не были террористами, хотя и прибегали к насилию в политических целях. Терроризм не равнозначен партизанской войне, и его нельзя свести только лишь к насильственным действиям, направленным против того или иного правительства. Вот почему терроризм вызывает двойственное отношение широкой общественности.
В 2000 году американским политологом и культурологом Дэвидом Уиттекером была опубликована «хрестоматия» терроризма, в которой были собраны мнения, оценки и взгляды американских криминологов на проблему терроризма (Whittaker, 2000). До трагедии в Международном торговом центре оставалось более года. Терроризм по-прежнему осуждался, но сами террористы вызывали определенное сочувствие и понимание. Так, Марта Креншау, говоря о мотивации терроризма, считает, что одна из причин терроризма заключается в обидах национальных меньшинств, притесняемых этническим большинством. Протест дискриминируемого меньшинства принимает экстремальные формы и ведет к борьбе за национальное равноправие и собственное государство. Еще одним мотивом терроризма является ущемление политических прав отдельных социальных групп. В этом случае недовольные, лишенные широкой общественной трибуны, также прибегают к террористическим действиям с целью привлечения к себе внимания. К числу мотивов, побуждающих к терроризму, относятся и насильственные действия правительственных структур, например, убийство полицейскими представителя определенной общины, возрастной, социальной группы, что часто провоцирует агрессию со стороны «обиженных». М. Креншау считает, что попытки обуздать терроризм насильственными методами по своей сути являются «реактивным терроризмом». Для борьбы с терроризмом в демократическом государстве надо изменить мотивацию террориста. Чтобы этого достичь, следует прибегать не столько к силе, сколько к реформам. Обращаясь к историческому опыту, М. Креншау замечает, что правительства практически всех государств в XIX веке применяли по отношению к анархическому терроризму исключительно репрессивные меры, но не смогли справиться с ними, поскольку игнорировали реформаторские идеи. Важное место отводится церкви как стабилизирующей силе, прибегающей к ненасильственным методам. По мнению исследователей, надо предоставить террористу возможность вернуться в общество, переубедить его и изменить его отношение к острым социальным проблемам, которые он стремится решить экстремальными насильственными действиями. Осуждая терроризм, общество должно быть милосердно к раскаявшимся террористам.
Гораздо более взвешенную и решительную позицию в данном вопросе занимает Россия. Несомненно, являясь демократическим государством, правительство нашей страны принимает законы, беспощадные по отношению к акторам террористических преступлений. В задачу властей входит создание атмосферы морального осуждения терроризма вне зависимости от его масштабов.
Терроризм чрезвычайно многолик и прогрессирует наряду с развитием науки и техники. Если в XX веке выделялся, в основном, политический, религиозный и этнический терроризм, то в XXI веке ученые-террологи добавили к этим видам криминальный, экологический, ядерный, биологический, химический, информационный и компьютерный терроризм. Но в основе этих многочисленных видов терроризма продолжают лежать политические, идеологические и религиозные проблемы, которые, в свою очередь, имеют главным образом экономическую и культурологическую природу.
Гипертрофированный мультикультурализм особенно опасен в полиэтническом государстве. Поэтому все этносы и их культуры должны сплотиться вокруг титульной нации. Любое умаление роли титульной нации под самыми благовидными предлогами может служить серьезной угрозой национальной безопасности. В любом полиэтническом обществе должен действовать принцип доминантности культуры и языка государствообразующей нации. В этом залог стабильности, процветания и мощи всех народов, составляющих многонациональное и многоязычное государство и общество.
До 1970-х годов внутренний и международный терроризм оставался относительно локальным явлением и не имел признаков глобальности. Но он привлек пристальное и широкомасштабное внимание мирового сообщества после трагедии на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. Если до этой трагедии считалось, что борьба с терроризмом – это прерогатива лишь полицейских служб, то после данного события общество стало постепенно приходить к осознанию терроризма как угрозы для каждого человека.
По мере развития технического прогресса угроза терроризма неизменно возрастает. Террористы широко пользуются техническими возможностями современности – от собственных реактивных самолетов до удобств мобильной связи, что позволяет им легко возникать и исчезать в любой точке земного шара, держа в страхе отдельных людей и целые народы.
Террористы постоянно вербуют своих сторонников, обещая простые решения сложных вопросов. Человек для них является не собратом, а лишь объектом насилия. Но лишь невежественные и фанатичные люди верят в мгновенное решение проблем без учета их сложностей.
Борьба с терроризмом требует создания комплексной системы, включающей не только силовые структуры, но и ученых специалистов самого разного профиля: психологов, социологов, медиков и специалистов по межкультурной коммуникации. Исследователь из Гарвадского университета отмечает: «Терроризм – это очень важный вопрос, и он требует внимания со стороны общественности, полиции, военных и дипломатов. Это важная составляющая международной политики1.
Таким образом, важнейшей составной частью борьбы с терроризмом является развитие демократии, поскольку демократические государства не поддерживают террористов и не угрожают миру оружием массового уничтожения. Образованная молодежь гораздо труднее попадает под влияние фундаменталистских идеологий, которые восхваляют террор и убийства. Недаром В.В. Путин правомерно назвал терроризм «чумой XXI века» и призвал все страны решительно бороться с этим явлением.
Список литературы Культурологический аспект изучения проблемы международного терроризма
- Агеева Е.А., Ключевская О.А. Молодежная политика - сфера противодействия молодежному экстремизму // Актуальные проблемы противодействия терроризму на современном этапе: сб. науч. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. Нoвосибирск, 2023. С. 8-13. EDN: HTKNIV
- Грачев С.И., Колобов О.А., Корнилов А.А. Соединенные Штаты Америки и международный терроризм: монография. Н. Новгород, 1999. 349 с.
- Зорин В.Ю. Заметки политолога. Н. Новгород, 2016. 46 с.
- Кочеров С.Н. Вопреки русской идее и американской мечте. Угроза международного терроризма как фактор внутренней политики России и США // Антитеррористические стратегии и внутренняя политика: сравнительный анализ опыта России и США: сб. проект. мат. Н. Новгород, 2005. С. 100-109.
- Липовая О.А., Корниенко А.А. Особенности проявления и профилактика терроризма // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. Т. 1, № 5. С. 111-114.
- Макарычев А. Образы "другого" как объекты антитеррористического дискурса // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3. С. 63-71. EDN: HTICSF
- Рыхтик М.И. Есть ли разное понимание безопасности у основных субъектов современной мировой политики // Международные отношения и общество. 2019. Т. 1, № 2. С. 80-82. EDN: DVQGJP
- Салех Аль-Обейд А. Угроза терроризма и борьба с ним // Азия и Африка сегодня. 2004. № 4 (561). С. 36-42.
- Светличный С.А. Терроризм в современной истории // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 2 (19). С. 47-50. EDN: RTLFFH
- Whittaker D.J. The terrorism reader. London; New York, 2000. 315 p.