Культурологический код как механизм кодификации предписывания признаков сущности явлению

Автор: Мартынова К.Я.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 4 (20), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены теоретические основы и методические приемы по изучению путей объективации культурологического кода у представителей этносов, проживающих в Крыму.

Короткий адрес: https://sciup.org/140282288

IDR: 140282288

Текст научной статьи Культурологический код как механизм кодификации предписывания признаков сущности явлению

Специфичным для каждого народа является его культурологический код [5]. Именно он определяет специфику существующей картины мира для каждого этноса. Культурологический код помогает расшифровать глубинные смыслы различных явлений нации. Теоретический конструкт культурологического кода может быт понят через раскрытие существенных глубинных признаков скрытых в глубинах иррационального бессознательного представлений этнической группы. Одним из методов исторической реконструкции кода является психосемантика.

В качестве предмета нашего исследования выступает культурологический код – как механизм кодификации предписывания признаков сущности явления.

Целью нашего исследования было изучение теоретических основ и методических приемов по изучению путей объективации культурологического кода у представителей различных этносов. Задачами нашего исследования являются: рассмотрение теоретического конструкта кода, его отличия от понятия этническая идентичность, определение методов объективации культурологического кода.

В.В Красных рассматривает код культуры как «сетку», которую культура «набрасывает» на окружающий мир, членит, категоризирует, структурирует и оценивает его.

Подобный код уникален не только для каждой культуры, но и для каждой эпохи. Он позволяет сохранить этнокультурную идентичность. Необходимо различать понятие культурологического кода и этнической идентичности. Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [8]. В свою очередь культурологический код можно определить как механизм кодификации приписывания признаков сущности явления. Таким образом, методы объективации культурологического кода будут значительно отличатся от методов изучения этнической идентичности.

«Функционально коды культуры – это способ описания материального и духовного мира в культурном пространстве носителями данного языка, а также способ концептуализации окружающего мира» [5].

Таким образом, владея методом расшифровки культурологического кода мы сможем понять семантику отдельных этносов, что необходимо для того чтобы понимать ценности, смыслы, которыми руководствуются представители разных культур, различать специфику проявления ими чувств и эмоций.

Подобный код трудно объективировать. Сложность заключается в том, что ядро кода содержится в архитипичном бессознательном. По мнению Луиджи Анолли декодировать из бессознательного код может выявление различных чувств [5].

Культурологический код можно представить в виде ядра, который имеет устойчивую часть и постоянно изменяющуюся. Говоря об устойчивой составляющей структуры кода, мы говорим о таких ее компонентах как: традиции, обычаи и т.д. Подобные структуры имеют накопительный признак. Главной их отличительной чертой можно назвать способность передачи кода от поколения к поколению, и, несмотря на то, что спустя время «подвижная» часть кода претерпевает значительные изменения, развиваясь в конкретном культурно-историческом аспекте, в ядре кода содержатся предпосылки для ее развития, заложенные ранее. Так же можно выделить подвижную часть кода. Ее границы могут расширяться и претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретного культурно-исторического контекста. В первую очередь, как механизмы, способные повлиять на изменение кода можно назвать социальные изменения в структуре общества.

Сама по себе структура кода несет для этноса регулятивную и нормотворческую значимость. По сути, теоретический конструкт кода – это и есть модель реальности, которая будет различна для представителей разных этносов.

Как составляющие культурологического кода можно выделить: духовность, экономику и политику. Следуя нашему методу, с учетом данных составляющих культурологического кода можно определить, что объективация эмотивных компонентов психики человека должна опираться на изучение смысловых связей с данными категориями у представителей определенных этносов. Например, можно рассмотреть народное творчество, со схожей тематикой и выделить особенности отношений у каждого этноса. Так, в русском языке по отношению к категории «духовность» можно выделить ряд устойчивых фразеологизмов в которых раскрывается отношение к добру и злу (например, «доброе сердце», «от добра добра не ищут» и т.п. ). Следует отметить, что духовность - это одна из важнейших онтологических категорий в философии и культуре. В философии категорию духовность следует рассматривать в следующих аспектах: религиозность, социальность. Духовность рассматривают с позиций веры в Бога и с позиции материалистической, как опыт, накопленный ранее индивидом и всем народом в целом. Следовательно, анализируя отношение представителей разных этносов к народным сказаниям, метафорам, фразеологизмам, а так же анализируя живость религиозных традиций и т.п. можно декодировать часть кода культуры, который отвечает за сферу духовности народа.

Другой составляющей кода является экономика. Под экономической культурой общества необходимо понимать некую совокупность материальных ценностей, институтов, норм и принципов хозяйственно -производительной деятельности людей, характер экономических отношений и процесс эффективного функционирования экономики страны, образующие способ и содержание экономической деятельности людей [1]. Так же в данной сфере формируются отношения между людьми в ходе хозяйственной деятельности. Структуру экономической культуры можно также рассмотреть под призмой ее ценностей, например, таких как: технические орудия труда и технологии, предметы труда, человек, финансы, транспорт, связь и др. Таким образом, необходим анализ ценностного содержание экономической составляющей культурного кода. Подобный анализ возможен при изучении традиций хозяйственной деятельности, хозяйственно-экономических отношений. Так же возможен анализ словесных форм, например устойчивых выражений, формирующих отношение к экономической деятельности, ценностям и т.п.

Необходимо рассмотреть еще одну составляющую кода культуры – политику. Политическая культура – это совокупность норм и ценностей, которыми руководствуются личность, являющаяся участником политической деятельности. Следовательно носителем политической культуры является сам человек, несмотря на то, что с рождения любой индивид принимает исторически сложившийся политический уклад жизни того общества в котором он воспитывается. Так как политическая культура складывается под влиянием религии, культуры общества в целом, СМИ, семьи и т.д., она входит в ядро кода. С помощью анализа политических воззрений индивида можно определить его самоидентификацию, уровень адаптации и социализированности.

Исследованием методов расшифровки культурологического кода занимается Луиджи Анолли. Он утверждает, что эмотивные компоненты языковой культуры способны «вскрыть» культурологический код. Задача исследователя «разархивировать» эти эмотивные компоненты. Безусловно, можно выделить некоторые сходства между эмоциональными концептами у представителей разных этносов, но согласно исследованию Анолли, у каждой культуры есть своя эмотивная лексика, грамматика. Такое разнообразие эмотивных концептов обусловлено тем, что у каждой культуры свой чувственный и эмоциональный опыт. Каждая нация в своей лексике имеет свои семантические связи.

«Эмотивная лексика – это организованная совокупность семантических отношений и связей»[5].

По мнению Луиджи Анолли адекватным методом расшифровки культурологического кода можно считать метод эмотивной семантики.

Эмотивная семантика народа проявляется во время празднования национальных праздников, чтения текстов устного народного творчества, в религии. Проводя анализ отношения к героям народных сказок, к фразеологизмам, стихотворениям написанным на родном языке, отношении к памятникам культуры, традициям, религии и др. можно вывести эмотивные компоненты из архетипического бессознательного.

Корнилов О.А. под «языковой картиной мира» понимал вербализованную систему матриц, в которых запечатлен национальный способ видения мира, формирующий и предопределяющий национальный характер[3].

Таким образом, подходящим методом, с помощью которого можно объективировать эмотивные компоненты языковой культуры народа являются герменевтические методы.

«При выборе текста как репрезентанта культуры учитывается не только его ценностная и эстетическая значимость, но и потенциал, позволяющий раскрыть код эпохи» [7].

Таким образом, разумным методом объективации культурологического кода является метод эмотивной семантики. Сложной научной задачей является переход от теоретического и эмпирического конструкта культурологического кода к адекватной психосемантической процедуре.

Список литературы Культурологический код как механизм кодификации предписывания признаков сущности явлению

  • Доброштан В.М. Онекоторых аспектах экономической культуры общества и личности // Государственный вестник.- 2013. - №2. - С. 53-64.
  • Измайлова Ф.С. Названия эмоций и чувств в крымскотатарском языке (к постановке проблемы) / Ф.С. Измайлова // Культура народов Причерноморья. - 2003. - № 8. - С. 188-189.
  • Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо 2003 - изд. 2-е, исправ. и дополн.
  • Ким А. С. Этномаргинальность диаспор: социологические и культурологические основания политического исследования // Вестник Тихоокеанского гос. ун-та. - 2008. - №3 (10)
  • Луиджи Анолли. Психология культуры. - Гуманитарный центр, - 2016. - 480 с.
  • Манапова В.Э. Проблемы этнокультурной идентичности в современном мире // Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции 3-5 ноября 2016 года. - 2016. - с. 16-18
  • Симбирцева Н.А. «Код культуры» как культорологическая категория // Знание, понимание, умение. - 2016. - №1, с. 157-167
  • Стефаненко Т.Г.Этнопсихология.- М.:Институт психологии РАН, «Академический проект»,1999. - 320 с.
  • Сухарев А. В. Этнофункциональный аспект воспитания и психотерапии: учеб. пособие; Рос. Акад. образования, Моск. психол-соц. ин-т. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008.
Еще
Статья научная