Культуротворческий потенциал искусства (по материалам русской и северокавказской поэзии первой половины XIX века)

Автор: Казакова Е.А.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению искусства как феномена культуры и в особенности его культуротворческого потенциала. Данная методология познания искусства подразумевает его рассмотрение как обусловленного общекультурным контекстом. Вместе с тем художественный образ, создаваемый искусством, вбирает в себя не только внешнее, но и внутреннее, продиктованное всегда индивидуальным и субъективным пониманием автора. Создаваемый творческим сознанием Художника образ в состоянии не совпадать с наличной реальностью, его породившей. В художественном образе могут быть заключены идеи, ценности, опережающие реальность и предвосхищающие её будущее. Автор предпринял попытку доказать данное положение, используя материал поэтических образов, созданных русской и северокавказской поэзией первой половины XIX в. Эти образы, созданные в тотально монологичных условиях длительной Кавказской войны, внутренне уже заключали в себе идею гуманизма, столь необходимого в то драматичное время.

Еще

Искусство, художественный образ, со-человечность искусства, гуманизм, культуротворческий характер искусства

Короткий адрес: https://sciup.org/149145370

IDR: 149145370   |   DOI: 10.24158/fik.2024.4.28

Список литературы Культуротворческий потенциал искусства (по материалам русской и северокавказской поэзии первой половины XIX века)

  • Антология Дагестанской поэзии: в 4 т. / сост. К.И. Абуков [и др.]. Махачкала. 1980. Т. 1. 368 с.
  • Еремеев А.Ф. Происхождение искусства: теоретические очерки. М., 1970. 272 с.
  • Закс Л.А. Проблемные поля онтологии искусства // Онтология искусства: сб. научных статей. Екатеринбург, 2005. С. 6–33.
  • Запесоцкий, А.С., Шехтер, Т.Е., Шор Ю.М. Философия искусства Д.С. Лихачева // Человек. 2009. № 2. С. 17–33.
  • Ибрагимова З.Х. Царское прошлое чеченцев. Наука и культура. М., 2009. 696 с.
  • Каган М.С., Холостова Т.В. Культура – философия – искусство (Диалог). М., 1988. 64 с.
  • Кривцун О. А. Творческое сознание художника. М., 2008. 359 с.
  • Кривцун О.А. Антропологическая интерпретация неклассического искусства // Сфера культуры. 2020. № 1 (1). C. 13–29. https://doi.org/10.48164/2713-301X_2020_1_13.
  • Кривцун О.А. Искусство как феномен культуры // Художественная культура. 2018. № 1 (23). C. 2–31.
  • Кривцун О.А. Мера человеческого в искусстве: исторические модификации // Человек. 2014. № 4. С. 57–82.
  • Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер. с фр. и общ. ред. В.А. Бабинцева. Екатеринбург, 2005. 558 с.
  • Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. М., 1974. 303 с.
  • Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996. 159 с.
  • Песни народов Северного Кавказа / под ред. К. Кулиева. Л., 1976. 493 с.
  • Полежаев А.И. Сочинения / Сост., подгот. текста, вступ. статья и коммент. В. Абросимовой. М., 1988. 511 с.
  • Пушкин А.С. Южные поэмы. Уфа, 1956. 95 с.
  • Северный Кавказ в составе Российской империи: монография / И.Л. Бабич [и др.]. М., 2007. 460 с.
  • Султанов К.К. «Сторонний» или «незнаемый»? Диалогизация как структурно-семантический принцип в «кавказских текстах» Л. Толстого // Литературная классика в диалоге культур: сб. научных статей. М., 2014. T. 3. C. 49–76.
  • Яркова Е.Н. Искусство как предмет культурологии (опыт методологической рефлексии) // Обсерватория культуры. 2015. № 3. C. 12–19. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2015-0-3-12-19.
Еще
Статья научная