Квазиполитический интернет-мем как способ репрезентации новостной повестки
Автор: Олешкова Анна Михайловна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 3, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье на примере интернет-сообщества в социальной сети ВКонтакте (Политические мемы; https://vk.com/polityumor) анализируются интернет-мемы с точки зрения их семантики и способности к репрезентации не только события, но и субъектов, которые высказываются по поводу данного события. Автор определяет перечень политических событий, которые рефлексировались через интернет-мемы, и характеризует собранный эмпирический материал как квазиполитический, поскольку, во-первых, помимо политических тем, включает события из иных сфер - экономической, культурной; во-вторых, изначально неполитические темы подлежат политизации представителями интернет-сообщества. Всего выявлено 253 примера мемов, отразивших политическую новостную повестку 2014-2017 гг. Анализируемые примеры распределяются по видам и темам, полярное отношение к которым обусловливает интерпретацию медиапространства в дихотомии «либерал - консерватор».
Мем, интернет-мем, идентичность, либерал, консерватор, квазиполитический, политический дискурс, социальные медиа, социальные сети
Короткий адрес: https://sciup.org/170194552
IDR: 170194552 | DOI: 10.31171/vlast.v30i3.9066
Текст научной статьи Квазиполитический интернет-мем как способ репрезентации новостной повестки
В условиях визуального поворота современного общества коммуникации между субъектами, в т.ч. политические, включают полимодальные источники. За недолгий период существования интернет-мем в Рунете уже получил определенную эволюцию с точки зрения как формы, так и содержания. Интернет-мемы обладают целым рядом функций: идентификации и репрезентации (идеи, субъекта, процесса); трансляции, информирования и коммуникации; формирования социальных связей; дисфункции (дефрагментация картины мира и иллюзия соучастия).
Мемы, представляя собой полимодальный феномен с определенной структурой и сетью распространения, отражают кодовую структуру социокультурного пространства, становятся особым языком коммуникации. Вследствие сложной и многогранной природы мем стал предметом изучения разных научных дисциплин. Несмотря на то что филологи более активно исследуют мемы, в т.ч. на материалах разных языков [Изгаршева 2022; Кашина 2016], данный феномен интересует ученых и в контексте социальной и политической проблематики [Enverga 2019; Зиновьева 2016; Шомова 2019а]. Осмысление данного феномена начинает входить в методическое поле современного образования [Шомова 2019б], ведь и студентам, и преподавателям важно разбираться в специфике медиапространства XXI в.
В целях изучения мемов политической направленности были проанализированы материалы группы социальной сети ВКонтакте (Политические мемы, https://, аудитория 17 839, по данным на 29 октября 2017 г.).
Учитывая многокритериальность полимодальных феноменов, в контексте общего генезиса мемов в обозначенном сегменте Рунета выделим следующие типы мемов, определив их функциональное значение в контексте нашей темы.
-
1. Персонажи мемов, создающие каркасы для интерпретации событий. Важной составной частью мема является конкретный образ, который позволяет персонифицировать обсуждаемый вопрос, когда проблема излагается как бы устами этого персонажа, характеристики которого придают теме необходимый тон: превед-медвед; бро/не бро; эмотиконы; ничоси; будь как…; типичный… ; упоротый лис; Карл.
-
2. Мемы-каркасы для интерпретации прошлого и новостей. Реклама с превед-медвед ; не надо так; ожидание реальность; Минздрав предупреждает; хватит это терпеть ; мемы на основе произведений искусства; вы все врете.
-
3. Новости как мем. Мутация интернет-мема [Зиновьева 2016: 123] является следствием совокупности двух факторов: социального события и отношения к нему со стороны различных субъектов. Использование категории «субъект» подразумевает как индивидуальные, так и коллективные проявления переживаний и опыта, определяющие интерпретацию происходящих событий. Пониманию и осмыслению подвергается новостная хроника и сопровождающие ее событийная и идейная стороны. То есть, посредством мема происходит синтезирование опыта субъекта (внутренний фактор мема) и самого события (внешний фактор мема). В этом процессе большую роль играет прецедентное событие, которое может быть таковым в локальной плоскости, когда, например, образ конкретной персоналии понятен отдельной аудитории. Так, образ Ксении Собчак может быть ассоциативно связан с шоу-бизнесом, журналистикой или политической деятельностью. Также прецедент может иметь более фундаментальное основание, выраженное в идейной составляющей, которая объединяет большинство людей, но наполняться может различными смысловыми оттенками и, как следствие, выражаться в разных формах: роль религии в обществе, историческое наследие и т.д.
Также в качестве мема-персонажа могут выступать реальные политические или общественные деятели, известные в публичном пространстве или замеченные в этом пространстве в связи с определенным медиасобытием.
Обозначенные мемы стали классикой жанра в современном Рунете, во многом играя инструментальную или рекреационную роли. Тот факт, что анализируемая группа их практически не содержит, говорит о необходимости создания новых феноменов, менее универсальных, но в целом локальнее и лабильнее реагирующих на контекст. Исследуемый паблик наполнен оригинальными, нешаблонными образами, что может свидетельствовать о творческой заинтересованности целевой аудитории данного сообщества.
В этой связи процесс конструирования мема представляет собой сложное переплетение реальности и ее изменения, что требует от субъекта, воспринимающего мем, навыка его декодирования.
В рассматриваемый период 2014–2017 гг. произошел целый комплекс событий, которые стали основой квазиполитического дискурса и способствовали созданию мемов в соответствующей логике. Представленный ряд событий обозначим также как квазиполитические события, поскольку они определили трактовки явлений, принадлежащих иным сферам общественной жизни – экономике, культуре, неполитическим темам, но при этом подлежащих идеологическим спорам и, в конечном счете, политизации.
Таким образом, релевантными событиями (процессами, явлениями) становятся актуальные, обсуждаемые в публичной сфере темы, волнующие интернет-сообщество по причине своей пролонгированной значимости либо в связи со спорадическим резонансом. Однако для «говорящего субъекта» внутри дискуссии не всегда ясно, что является событием, имеющим последствия, а что – медиаповодом.
Таблица 1
Актуальные события 2011–2017 гг. – основа конструирования мемов
Внутренняя политика |
Внешняя политика |
Культура |
Коррупционные скандалы Избирательные кампании 2016–2017 гг. Разнообразные законопроекты Думы VI созыва |
Выборы президента в США 2016 г. Избирательные кампании в Европе 2017 г. (Франция, Германия) Политика санкций и антисанкций Ситуация на востоке Украины, 2012–2016 гг. Сирийский конфликт, Арабская весна Ядерная программа КНДР, новая конфигурация международной политической ситуации в связи с изменением политики США |
Установка памятников историческим деятелям Дискуссии о роли тех или иных исторических деятелей (Иван Грозный, князь Владимир, И. Сталин, Ф. Дзержинский) Отношение к истории в современном обществе |
При анализе эмпирического материала сообщества «Политические мемы» мы выделили следующие блоки тем, в рамках которых было выявлено 253 примера.

Рисунок 1. Распределение мемов по единицам анализа
Проанализированный контент названного сообщества позволяет выделить следующие группы мемов: 1) Сталин и СССР, 2) национальный характер россиян, 3) Великая Отечественная война и историческое прошлое, 4) президент РФ, 5) другие российские политики, 6) чиновники и силовики, 7) Россия и другие страны, 8) отношение к другим странам, 9) события внутренней и внешней политики, 10) политики других стран.
Самыми репрезентативными оказались мемы таких групп, как «Россия и другие страны» (20%), «Президент РФ» (13%), «Национальный характер россиян» (10%), «События внутренней и внешней политики» (10%). Отношение к данным категориям визуальных образов в комментариях позволяет говорить об особенностях ингруппы и аутгруппы. В данном случае аутгруппа – условные Другие, не согласные с позиций большинства, олицетворяемого ингруппой. Анализируемый контент позволяет сделать вывод, что репрезентация ингруппы доминирует над репрезентацией аутгруппы. Линии противостояния в изображениях и текстах свидетельствуют о поляризации медиадискурса, построенного на условной дихотомии «либерал – консерватор». Ингруппа сообщества соотносит себя с концептом «патриот», чтит традиции, уважительно относится к историческому наследию, стремится его защитить. Аутгруппа наделяется противоположными чертами. К ней относятся как западные страны, которые недружественно настроены по отношению к России, так и граждане России, которые разделяют либеральные ценности: в понимании ингруппы речь не идет о чем-то конкретном; как правило, концепт «либерализм» представлен как «западный стиль жизни и ценности».
Группа 1 «Сталин и СССР» представляет собой апологетику исторической личности и ностальгию по советской эпохе, представленной преимущественно, как ни парадоксально, не собственно сталинским временем. Однако присутствует ментальная отсылка к духу индустриальной эпохи, времени развитого военно-промышленного комплекса, биполярной картине мира – мотивы, явно прослеживающиеся в мемах, посвященных истории Советского Союза. Примеры данной группы обозначают СССР как важный этап в развитии России.
Посредством мемов группы 2 «Национальный характер россиян» Россия показана как государство с особым национальным характером, выраженным в силе, таланте, смекалке, мощных традиционных основах и одновременно перспективах развития. Русские в их аутентичных категориях выступают как ингруппа, которая может идентифицировать себя и через автостереотипы, способна воспринимать себя с иронией. Выдвигаются положительные примеры и образы национальных героев, на которых нужно равняться, например, Данила Багров – герой фильмов «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. Помимо констатации величия России, присутствует фоновая критика отдельных стран, подчеркивание их особой, чуждой «своим» культуре. Например, американская и в целом западная культура показана как немужественная. Гендерное измерение визуального контента (как и текстового) представляется одним из ключевых в вопросе понимания идентичности «говорящего субъекта». Указание на гендерную норму и девиацию является способом демаркации в споре между субъектами, характеризуя позитивную идентичность ингруппы [Рябова, Рябов 2014: 218].
Группа мемов 3, посвященных победе в войне, максимально однозначна. Основной мотив – это гордость за страну, прославление ее героев. Показательно, что в сообществе «Политические мемы» именно изображения, связанные с данной темой, существуют аутентично, без включения современных геополитических вызовов (в отличие от группы «Сталин и СССР»), т.е. военная тематика присутствует только в контексте ретроспективы. Однако к данной группе мы отнесли мемы, связанные с событиями Второй мировой войны и последующими переговорами между странами относительно нового миропорядка. В этой связи прослеживается негативное отношение к Польше и США.
Особое место как в количественном, так и в качественном отношении занимает образ президента РФ (группа 4), который обладает исключительными возможностями, неоспоримым статусом и авторитетом. Путин показан как однозначный лидер в президентских выборах 2018 г., как кандидат, которому нет достойной альтернативы. При противопоставлении Путина иным политическим деятелям акцент делается на силе, уме и привлекательности; президент справедлив и силен. Образ Путина сопоставляется с образом Сталина, характеристика обоих политических деятелей в данном паблике исключительно положительная. Ключевыми характеристиками для обоих являются сила, власть, авторитет, уважение. Кроме того, через образ президента критикуются проявления массовой культуры, олицетворяемой совокупным образом Запада: «Путин, как Колумб, закрывает Америку».
В группе 7, в которой репрезентируется аутгруппа (в данном случае – другие государства, образ которых сконструирован через категорию «враг»), представлены одновременно фоновый образ России и опосредованные образы недружественных государств, среди множества особенностей которых обозначены в первую очередь неприглядные черты. Например, на фоне американской культуры, которая показана как никому не нужная, российские продукты обозначены как особенные и качественно лучшие, прежде всего потому, что «свои», «родные». Квас имеет преимущество перед колой, бренд «Пятерочка» – перед Apple , Google , Amazon и др.
Мы не выделяем в самостоятельную группу военные мемы, однако следует подчеркнуть, что они присутствуют фактически во всех других группах, что может говорить о милитаризированном сознании участников паблика и о важности силовых методов в решении различных ситуаций, что можно считать признаком ингруппы, которая стремится противостоять враждебной аут-группе, либо может быть следствием специфики любого интернет-контента, в котором есть место для активной дискуссии.
Сами отечественные военные показаны через разделение идеалов миролюбия и гуманизма, демонстрируется смелость и беспощадность к врагу, олицетворяющему зло. В дополнении к группе 2 Россия показана как государство с благородными целями, руководствующееся неоспоримыми принципами. Помимо репрезентации образа США, в сообществе представлены и образы иных государств. Например, через изображение Латвии реанимируется стереотип о медлительности ее жителей.
Национальные и этнические стереотипы мы не выделяли в отдельную категорию, поскольку они, как и образы военных, растворены в каждой из выделенных нами групп мемов. Посредством использования негативной коннотации понятия «гей» в данной группе мемов эта категория является инструментом позиционирования политики государств, воспринимаемых как недружественные или враждебные. Также следует отметить, что в анализируемой группе есть примеры максимально позитивных по смыслу мемов, которые призывают отбросить непонимание между странами и народами.
Таким образом, анализ выборки интернет-мемов позволяет решить ряд исследовательских задач в рамках социологических и политологических дисциплин. Интернет-мем указывает на диффузию онлайн- и офлайн-простран-ства, переплетение политического и неполитического, вследствие чего можно говорить о квазиполитических мемах, не только актуализирующих собственно вопросы большой политики, но и являющихся индикатором политической культуры современного человека. Интернет-мем становится индикатором состояния общества, аргументом в различных интернет-дискуссиях, в которых политика, новостная повестка могут быть не самоцелью, а играть инструментальную роль. Интернет-мем отражает важные для интернет-пользователя ценности, указывает на полярные идеологические векторы, присутствующие в оценках субъектами актуальных вопросов не только политической, но и культурной и экономической повестки.
Список литературы Квазиполитический интернет-мем как способ репрезентации новостной повестки
- Зиновьева Н.А. 2016. Трансляция социокультурных кодов в создании информационного продукта: анализ интернет-мемов: дис. … к.соц.н. СПб. 203 с.
- Изгаршева А.В. 2022. Лингвистическая интерпретация интернет-мема: дис. … к.филол.н. Мытищи. 234 с.
- Кашина С.В. 2016. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации (на материалах английского языка): дис. … к.филол.н. М. 265 с.
- Рябова Т.В., Рябов О.В. 2014. Гендерный образ Европы как фактор массовой мобилизации. - Политическая наука. № 4. С. 214-229.
- Шомова С.А. 2019а. Выборы Президента РФ - 2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики. - Полис. Политические исследования. № 3. C. 157-173.
- Шомова С.А. 2019б. Мемы как они есть: учебное пособие. М.: Аспект Пресс. 136 с.
- Enverga M.R. 2019. Meme-ing Europe: Examining the Europeanization of Humorous Discourse in an Online Meme Community. - Journal of Contemporary European Studies. Vol. 27. Is. 4. P. 1-26.