Кыпчаки Южного Урала. Череда культурных перемен
Автор: Боталов С.Г.
Журнал: Нижневолжский археологический вестник @nav-jvolsu
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.22, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме интерпретации письменных источников и археологических материалов развитого средневековья. Разночтение данных значительного числа письменных источников истории кимако-кыпчакского объединения настойчиво требовало их систематизации и сопоставления с целью выявления реальных сведений о раннем этапе кыпчакской истории. Новые археологические данные о локализации сросткинских памятников на Южном Урале (конец VIII - IX в.) позволили подтвердить ранее высказанное мнение об их соотнесении с кыпчакским этапом. Факт появления тюркокультурных кочевников VIII-IX вв. в урало-казахстанских степях многократно отмечен на страницах различных изданий. В большинстве случаев эти сведения опираются на данные письменных источников, которые содержат сведения конца IX - X века. Новые археологические материалы, полученные в результате исследования южноуральского погребального комплекса Уелги, позволили выделить целый пласт комплексов и материалов сросткинского типа. На основании сравнительно-типологического и радиоуглеродного датирования они были отнесены к концу VIII, IX и началу X века. Таким образом, можно констатировать непрерывное развитие сросткинской культуры от раннего (инского) до среднего этапа этой культуры в пределах Южного Урала. Основными явились методы сравнительного и сопоставительного анализа письменных источников, методы сравнительно-типологического и радиоуглеродного датирования. Таким образом, полученные новые археологические материалы погребального комплекса Уелги позволяют утверждать, что кыпчакский компонент в составе Уелгинского комплекса появляется на самом раннем этапе существования сросткинской культуры (инской) и впоследствии присутствует здесь и в других южноуральских памятниках.
Кыпчаки, кимаки, уелги, сросткинская культура, средневековье, южный урал
Короткий адрес: https://sciup.org/149144555
IDR: 149144555 | DOI: 10.15688/nav.jvolsu.2023.2.10
Список литературы Кыпчаки Южного Урала. Череда культурных перемен
- Агаджанов С. Г., 1969. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX–XIII вв. Ашхабад: Ылым. 296 с.
- Адамов А. А., 2000. Новосибирское Приобье в X–XVI вв. Тобольск ; Омск: ОмГПУ. 256 с.
- Ахинжанов С. М., 1976. Об этническом составе кипчаков средневекового Казахстана // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. Алма-Ата: Наука. С. 81–93.
- Ахинжанов С. М., 2006. Кипчаки в X–XIII вв.: историографический обзор // Историко-культурное наследие кимаков и кипчаков. Павлодар: Павлодар. гос. ун-т. С. 48–57.
- Бартольд В. В., 1968. Сочинения. Т. V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Наука. 759 с.
- Бейлис В. М., 1969. Народы Восточной Европы в кратком описании Мутаххара Ал-Макдиси (X в.) // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М.: Наука. С. 304–320.
- Боталов С. Г., 1987. Курган у озера Синеглазово (по раскопкам Н. К. Минко и С. А. Гатцука) // Ранний железный век и средневековье Урало-Иртышского междуречья. Челябинск: ЧелГУ. С. 105–119.
- Боталов С. Г., 2018. Урало-Алтайское единство в материалах погребального комплекса Уелги // Археология Евразийских степей: материалы IV Междунар. мадьярского симпоз. (Казань-Болгар, 15–19 окт. 2018 г.). № 6. С. 3–34.
- Боталов С. Г., 2022. Культово-религиозные представления средневековых кочевников Южного Урала (на материалах погребального комплекса Уелги) // Stratum plus. № 5. С. 45–64. DOI: https://doi.org/10.55086/sp2254564
- Боталов С. Г., Грудочко И. В., 2011. Новые материалы по культурогенезу средневекового населения Южного Урала (по материалам могильников Уелги и Синеглазово) // Археологiя i давня iсторiя України. Вып. 7. Мадяри в Середнъому Поднiпров’ї. Київ: Вид. IА НАНУб ЦП НАНУ i УТОПИК, ЦОДПА. С. 79–99.
- Боталов С. Г., Костюков В. П., Маслюженко Д. Н., Миргалеев И. М., Парунин А. В., Русланов Е. В., Сорогин Е. И.,
- Яминов А. Ф., 2019. У истоков южноуральских народов. Южный Урал в эпоху Золотой Орды (IX – начало XV века). История Южного Урала. В 8 т. Т. 5. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ. 424 с.
- Боталов С. Г., Таиров А. Д., Грудочко И. В., Газизова С. Р., Парунин А. В., 2021. Актюба – новый мадьярский комплекс в Южном Зауралье // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. № 19. Пермь: ПГГПУ. С. 84–90. DOI: https://doi.org/10.24412/2658-7637-2021-19-84-90
- Гаврилова А. А., 1965. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М. ; Л.: Наука. 144 с.
- Грудочко И. В., Боталов С. Г., 2013. Этнокультурная ситуация в Южном Зауралье в VIII–XI вв. (в свете новых исследований погребального комплекса Уелги) // II-й Международный Мадьярский симпозиум (Челябинск, Щадринск, 13–15 августа 2013 г.). Челябинск: Рифей. С. 110–138.
- Евтюхова Л. А., 1952. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии // МИА. № 24. Материалы и исследования по археологии Сибири. Т. 1. М.: Изд-во Акад. наук СССР. С. 72–120.
- Ермоленко Л. Н., 1990. Манихейство и скульптура уйгурского периода Тувы // Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников Западной Сибири: тез. докл. Томск: ТомГУ. С. 122–124.
- Ермоленко Л. Н., 2002. Древнетюрские изваяния с сосудом в обеих руках // Первобытная археология. Человек и искусство. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН. С. 188–192.
- Ермоленко Л. Н., 2004. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН. 133 с.
- Калинина Т. М., 2003. Интерпретация некоторых известий о славянах в «Анонимной записке» // Древнейшие государства Восточной Европы: 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. М.: Вост. лит. С. 204–216.
- Кляшторный С. Г., 1986. Кипчаки в рунических памятниках // Türcologica: К 80-летию академика А.Н. Кононова. Л.: Наука. С. 153–164.
- Кляшторный С. Г., Султанов Т. И., 1992. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: Рауан. 378 с.
- Кондратов А. В., 2004. Изучение погребального обряда и социальной организации населения сросткинской культуры (по материалам археологических памятников юга Западной Сибири середины VIII – XII вв. н.э.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул. 23 с.
- Кубарев Г. В., 1998. К этнополитической ситуации на территории Алтая в VI–XI вв. н.э. // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. С. 290–298.
- Кубарев Г. В., 2005. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН. 400 с.
- Кузеев Р. Г., 1971. Урало-аральские этнические связи в конце I тысячелетия н.э. и истории формирования башкирской народности // Археология и этнография Башкирии. Т. IV. Уфа: Башк. фил. АН СССР. С. 17–29.
- Кузеев Р. Г., 2010. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Уфа: ДизайнПолиграфСервис. 560 с.
- Кумеков Б. Е., 1972. Государство кимаков IX–XI вв.: По арабским источникам. Алма-Ата: Наука. 156 с.
- Кюнер Н. В., 1961. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Изд-во вост. лит. 391 с.
- Мажитов Н. А., 1981. Курганы Южного Урала VII–XII вв. М.: Наука. С. 130–131.
- Мишин Д. Е., 2002. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+. 368 с.
- Могильников В. А., 1981. Кимаки. Сросткинская культура. Карлуки // Степи Евразии в эпоху Средневековья. М.: Наука. С. 43–46.
- Могильников В. А., 1988. Особенности культуры населения тюркского времени кулундинской степи // Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири: тез. докл. Вып. 1. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН. С. 64–66.
- Могильников В. А., 1989. Новые памятники енисейских киргизов на Алтае // Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та. С. 138–140.
- Мороз М. В., 1988. К вопросу об одном из вариантов погребальной обрядности сросткинской культуры // Археология Западной Сибири: тез. докл. Омск: ОмГУ. С. 42–44.
- Неверов С. В., 1988. История племен сросткинскои культуры в VIII–XII вв. н.э.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М. 19 с.
- Неверов С. В., Горбунов В. В., 2001. Сросткинская культура (периодизация, ареал, компоненты) // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории: материалы XII Зап.-Сиб. археол.-этнограф. конф. Томск: Изд-во Том. ун-та. С. 176–178.
- Савинов Д. Г., 1976. Расселение кимаков по археологическим данным // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. Алма-Ата: Наука. С. 94–104.
- Савинов Д. Г., 1978. Этнокультурные связи енисейских кыргызов и кимаков в IX–X вв. // Тюркологический сборник. 1975. М.: Наука. С. 209–225.
- Савинов Д. Г., 1979. Об основных этапах развития этнокультурной общности кыпчаков на юге Западной Сибири // История, археология и этнография Сибири. Томск: ТГУ. С. 53–72.
- Савинов Д. Г., 1984. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л.: Изд-во ЛГУ. 174 с.
- Савинов Д. Г., 1998. Сросткинский могильник (раскопки М.Н. Комаровой, 1925 г. и С.М. Сергеевым, 1930) // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. Т. 3. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ. С. 175–190.
- Тишкин А. А., 2007. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та. 356 с.
- Тишкин А. А., Горбунов В. В., 2002. Культурно-хронологические схемы изучения истории средневековых кочевников Алтая // Древности Алтая. Т. 9. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ. С. 82–91.
- Худуд ал-алем, персидская летопись X века. Рукопись Туманского с введением и указателем В. Бартольда, 1930. Л.: Изд-во АН СССР. 78 с.
- Худяков Ю. С., 2004. О происхождении культуры средневековых кыпчаков // Древности Алтая. Т. 12. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ. С. 138–153.
- Шорохов В. А., 2011. Венгры в Северном Причерноморье по данным «Анонимной записки» // Вестник Удмуртского университета. № 3–5. С. 69–74.
- Minorsky V., 1982. Hudud al-‘Alam. The Regions of the World: A Persian Geography, 372 A.H. – 982 A.D. translated and explained by V. Minorsky. L.: Oxford UP. 524 p.