Лапароскопия в комплексной диагностике и оценке эффективности лечения рака яичников
Автор: Вакурова Е.С., Губин А.Н., Черкес Л.В.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Материалы конференции
Статья в выпуске: S2, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14055821
IDR: 14055821
Текст статьи Лапароскопия в комплексной диагностике и оценке эффективности лечения рака яичников
РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, г. Москва
Цель – оценить возможности лапароскопии в комплексной диагностике больных первичным раком яичников, рецидивов рака яичников и оценке эффективности лечения на различных его этапах.
Материал и методы. Нами выполнено 354 лапароскопии больным раком яичников: при первичной диагностике – 128 (36,2 %); для оценки эффективности комбинированного лечения – 101 (28,5 %); для диагностики рецидива заболевания – 125 (35,3 %). Проведение лапароскопии позволяет получить морфологическую верификацию опухоли, определить местную распространенность и отдаленные метастазы в брюшной полости, что помогает выбрать правильную тактику лечения. Большинство больных раком яичников получают комбинированное лечение до достижения клинической ремиссии, т.е. нормализации уровня маркера СА-125 и отсутствия опухоли при УЗКТ и гинекологическом осмотре. Однако выполнение диагностической лапароскопии с проведением смывов с брюшины и взятием множественной биопсии для морфологического исследования позволяет либо подтвердить ремиссию, либо обнаружить остаточную опухоль, что, в свою очередь, предполагает продолжение лечения. Диагностика рецидивов достаточно сложна, так как начало прогрессирования протекает практически бессимптомно. Диагностическими критериями рецидива заболевания являются данные гинекологического осмотра, УЗКТ брюшной полости, забрюшинного пространства и полости малого таза, определение уровня маркера СА-125. Выполнение же лапароскопии у таких больных позволяет не только правильно поставить диагноз, но и определить форму рецидива (диссеминация, локальный одиночный узел, поражение забрюшинных лимфатических узлов), что, в свою очередь, приведет к выбору правильной тактики лечения. Критерии отбора для лапароскопии: 1. Для первичной диагностики: повышение СА-125 выше дискретного в 2 и более раза; образования в яичниках кистозносолидного строения небольших размеров; возможно наличие в анамнезе других онкологических заболеваний. 2. При оценке эффективности лечения: нормализация уровня СА-125, отсутствие проявлений заболевания при УЗКТ и гинекологическом осмотре. 3. При диагностике рецидивов заболевания: повышение СА-125 выше дискретного в 2 и более раза и отсутствие других проявлений заболевания; нормальный уровень маркера, но наличие сомнительных образований в брюшной полости при УЗКТ; возможное сочетание данных признаков. Так, в этой группе у 39 (31,2 %) больных уровень СА-125 был в диапазоне от 57 до 721 Ед/мл и не было никаких других проявлений болезни; у 54 (43,2 %) пациенток уровень СА-125 был в пределах нормы, но при УЗКТ обнаружены опухолевые узлы от 0,5 до 1,5 см в диаметре; у 32 (25,6 %) больных отмечался рост маркера СА-125 до 45 Ед/мл и при УЗКТ определялись метастазы в брюшной полости и/или увеличенные забрюшинные лимфатические узлы.
Результаты. Сопоставляя первичные данные обследования с лапароскопическими находками, было обнаружено, что в группе первичных больных диагноз рака яичников был подтвержден у 101 пациентки (78,9 %). При лапароскопическом контроле эффективности лечения морфологически полная ремиссия была установлена у 59 (58,4 %), а у 42 (41,6 %) – выявлены клетки опухоли. Эти больные продолжили лечение и получили дополнительно 2-4 курса химиотерапии. При диагностике рецидивов рака яичников у 94 (75,2 %) больных подтвержден диагноз рецидива заболевания, у 31 (24,8 %) данных за рецидив не выявлено.
Выводы. Диагностическая лапароскопия отличается высокой разрешающей способностью при первичной диагностике, а также на всех этапах лечения распространенного рака яичников.