Ласточка в мифологических представлениях хакасов
Автор: Бурнаков В.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XVII, 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521767
IDR: 14521767
Текст статьи Ласточка в мифологических представлениях хакасов
Восприятие ласточки в качестве спасительницы нашло отражение и в мифологическом сюжете о вызволении людей из Нижнего мира – цар- ства грозного Эрлик-хана. Выполнение этой акции произошло опять-таки при помощи ласточки [Золотая чаша, 1975, с. 84–85]. В традиционном сознании ласточка, как правило, воспринималась как божья посланница и наделялась эпитетом «золотая вестница степная» [Сарыг-Чанывар, 1991, с. 100]. Столь высокий сакральный статус в немалой степени определяла ее мифологическая характеристика: «самая честная и быстрокрылая птица» [Золотая чаша, 1975, с. 85], способная на длительный полет в потустороннее пространство.
Образ ласточки соотносился с образом культурного героя. Хакасы верили, что благодаря стараниям этой птицы люди смогли овладеть огнем [Золотая чаша, 1975, с. 85–86; Катанов, 1894, с. 187]. Как повествует фольклор, «за то, что доставила людям огонь, она стала любимой птицей» [Золотая чаша, 1975, с. 86]. Кроме того, считалось, что именно ласточка сумела вынести из потустороннего пространства на землю мöңе суғ – ‘ живую воду ’ [Бутанаев, Бутанаева, 2008, с. 133].
В традиционном сознании ласточка воспринималась в качестве существа, находящегося в постоянном движении и занимающего пограничное положение в пространстве. Полагали, что эта птица имела отношение к небесной и земной, сакральной и профанной сферам. Ее полет был осуществлением сакральной связи между земным и потусторонним мирами.
Среди хакасов существовало убеждение, что образ птицы имеет отношение к душе человека. Подобные суждения в полной мере распространялись и на ласточку. Согласно хакасским мифам, Худай (Бог) удостоил ласточку чести доставить душу для сотворенного им человека [Катанов, 1894, с. 185–186; Дыренкова, 1929, с. 123]. В верованиях хакасов эта птица воплощала собой душу младенца [Бутанаев, Верник, Ултургашев, 1999, с. 15; Бутанаев, 2003, с. 85].
Ласточка – одна из немногих перелетных птиц, которая устраивает свое гнездо и выводит потомство в непосредственной близости с человеком. Интересны наблюдения орнитологов за этой птицей: «Гнезда свои ласточка устраивает в селениях обычно под защитой крыши, то у конька строения, иногда же настолько низко, что гнездо свободно можно достать рукой, стоя на земле. Случалось видеть гнезда, устроенные как раз над входом в дом, под навесом крыльца, почти над дверным косяком, и птичка безбоязненно сидела в гнезде, не обращая внимания на постоянно проходивших людей» [Тугаринов, Бутурлин, 1911, с. 84].
На мирное сосуществование хакасов и ласточек обращали внимание исследователи XIX в. Так, Н. Попов, писал: «Ласточка в юртах лепит гнезда около дымового отверстия. Гнезда эти не разоряются, а бережливо охраняются татарами (хакасами. – В.Б. )» [Архив РГО, л. 14об.].
Трепетное отношение хакасов к ласточке сохраняется поныне. В сельской местности в летнее время во многих жилищах и хозяйственных постройках можно встретить обитаемые гнезда ласточек. Любовь местного населения к этой птице во многом связана с верой в ее сакральные силы. Широко распро- странено убеждение, что ласточка является носительницей талан – ‘счастья, благополучия, удачи, богатства и др.’. Подобные воззрения присущи и другим тюрко-монгольским народам [Потанин, 2005, с. 895].
В этой связи уместно привести высказывания наших информантов о ласточке: « У хакасов ласточка является священной птицей – посланницей богов. Она приносит людям счастье. Благодаря ей скот хорошо растет. Если разрушишь гнездо ласточки, то тебе счастья не будет. Одна женщина по незнанию разрушила их гнездо, погубила птенцов. После этого у женщины перестал держаться скот – все время болеет и умирает » (ПМА, 2000, Кичеева Р. М., с. Аскиз, Республика Хакасия). « Ласточек не убивают. С ними – такая интересная примета. Они поселяются в юртах. Чем выше поселится ласточка, тем у тебя жизнь будет выше и лучше. Уровень жизни обязательно поднимется. Если ласточка селится низко, то жизнь будет не очень. Ласточки в юрте свободно живут, но никогда со стола, да и в юрте вообще не подбирают. А воробьи или синички, как только у них появится возможность, сразу же начнут воровать. Ласточка очень умная птица. Работу начинает с восхода солнца и заканчивает с заходом. Вообще птицы ночью не работают. А ласточки и в воскресенье не работают. Вот откуда они знают, что это выходной?! Видишь, какая умная ласточка! » (ПМА, 2010, Бурнакова А. А., с. Отты, Республика Хакасия).
С образом ласточки неразрывно связано представление о домашнем уюте и благополучии домочадцев. Домашний быт традиционно входит в сферу деятельности женщины. Стоит обратить внимание на то, что с хакасского языка слово ‘женщина’ ( ипчi ) буквально переводится ‘домашняя’ [Бутанаев, 1999, с. 34]. Данная семантическая тождественность этих образов и их функций отобразились в хакасской мифопоэтике, где женщина ассоциируется с ласточкой.
«У синих шатров девицы-служанки снуют -
Подолами длинными твердую землю метут,
В двери заходят, вновь из дверей выбегают,
Будто над гнездами ласточки с криком витают…
Юрты поставлены в несколько тесных рядов,
Сизый дымок поднимается из тюнюков,
И суетится, хлопочет народ у домов.
Люди то входят-выходят, то мимо идут –
Ласточками над родимым гнездовьем снуют»
[Баинов, 2007, с. 118, 157].
В фольклоре ласточка, как правило, воплощает женское начало. Так, белая грудь ласточки соотносится с женским символом [Унгвицкая, Майнагашева, 1972, с. 271]. В героическом сказании «Ай Хуучин» дева Ай-Чарых превращается в ласточку [Хакасский героический…, 1997, с. 373]. Именем Ласточка называли только представительниц прекрасного пола. Подобные имена носили положительные эпические героини Алтын Харачхай – ‘ Золотая ласточка ’, Харачхай Арыг – ‘ Чистая Ласточка ’ и др. [Бутанаев, Бутанаева, 2008, с. 44].
Таким образом, в мировоззрении хакасов ласточка наделялась высоким сакральным статусом. Она соотносилась с женским началом. Выступая в роли божественной вестницы и посредницы между мирами, она воплощала собой идею целостности и гармонии. С ласточкой неразрывно связывается круг традиционных представлений о жизни и судьбе человека, о благостных сакральных силах.