Летние скопления крупных пернатых хищников и проблема оценки их численности
Автор: Брагин Евгений Александрович, Катцнер Тодд Эли, Брагин Александр Евгеньевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 958 т.23, 2014 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Брагин Е.А., Катцнер Т., Брагин А.Е. 2010. Летние скопления крупных пернатых хищников и проблема оценки их численности // Орнитология в Северной Евразии. Оренбург: 71-72.
Короткий адрес: https://sciup.org/140154479
IDR: 140154479
Текст статьи Летние скопления крупных пернатых хищников и проблема оценки их численности
Летние скопления крупных пернатых хищников и проблема оценки их численности
Е.А. Брагин, Т.Катцнер, А. Е. Брагин
Второе издание. Первая публикация в 2010*
Известно, что неполовозрелые особи орлов и крупных падальщиков широко кочуют в поисках доступных кормовых ресурсов и в местах их обилия могут образовывать временные скопления. Многолетние исследования на юге Кустанайской области показали, что существуют и чрезвычайно устойчивые скопления, которые ежегодно формируются в одних и тех же местах. Два крупных скопления, расположенные в Наурзумском районе, известны уже более 30 лет.
Скопление в Наурзумском бору занимает участок в центральной части массива площадью 100-150 га, но местоположение его несколько менялось в связи с пожарами. На останцовом плато Кизбель скопление локализовано на северо-западном склоне, вдоль верхней кромки которого на протяжении 3 км тянутся редкие берёзовые и осиновые колки. Несколько мелких и не столь устойчивых скоплений располагается на склонах Восточно-Тургайского плато. Расстояние между всеми участками от 30 до 40 км.
Основными условиями формирования данных скоплений являются: 1) приуроченность к крупным массивам плотных поселений жёлтого суслика Spermophilus fulvus , 2) наличие мест (присад), удобных и безопасных для ночёвки и дневного отдыха; 3) на склонах плато Кизбель существенную роль, видимо, играют формирующиеся над ними воздушные потоки.
Основную массу в этих скоплениях (около 90%) составляют орлы могильники Aquila heliaca в возрасте 1-3 года, и отдельные особи – 4-5 лет. Регулярно отмечаются орланы-белохвосты Haliaeetus albicilla (1-4 года), беркуты Aquila chrysaetos , степные орлыAquila nipalensis , одиночные чёрные грифы Aegypius monachus , и в некоторые годы – большие подорлики Aquila clanga и чёрные коршуны Milvus migrans . Птицы располагаются довольно плотно, иногда по нескольку на одном дереве. Формируются скопления в конце апреля – начале мая, что, вероятно, определяется выходом молодых сусликов, и распадаются в конце июля, с залеганием сусликов в спячку. Можно предполагать, что орлы периодически перемещаются между местами скоплений, поэтому оценка их численности на основе разовых учётов будет значительно меньше реальной.
Кроме того, во время учётов птицы группами поднимаются из колков и парят, перемещаясь в разных направлениях, что также затрудняет учёт. Генетическая идентификация, проведённая по перьям, собранным в июле 2004 года в Наурзумском скоплении, позволила точно определить численность орлов, посещающих эту территорию. Из 1161 перьев, из которых удалось выделить ДНК, было идентифицировано 287 особей могильников, 16 орланов-белохвостов и 4 беркута (Rudnick et el . 2007), всего 307 особей. Это в 5 раз больше экспертных оценок (5060 особей), сделанных ранее на основании визуальных наблюдений.
Данный метод очень перспективен, поскольку позволяет решать целый ряд других задач, связанных с изучением демографии популяций, но его широкое применение вряд ли возможно. Вместе с тем, результаты этих исследований, а именно – среднее число перьев, приходящееся на одну особь (3.8), можно адаптировать для определения относительной численности скоплений по количеству выпавших под присадами перьев.
ю ^