Летописная статья 1044 г. и чудо воскрешения через крещение в «Житиях херсонских святых епископов»

Бесплатный доступ

В статье эпизод Житий херсонских святых с чудом воскрешения посредством крещения мертвого мальчика определяется как редакторская вставка. Автор полагает, что акцент на возлиянии освященной воды, пропуск некоторых существенных разделов чина оглашения и крещения, общая катехизическая направленность Житий имеют те же истоки, что и особая актуализация темы крещения «водой» в летописной Речи философа - тексте катехизического содержания с некоторыми аллюзиями на богомильство. Крещение костей Олега и Ярополка и иные сюжеты и мотивы, общие для Житий и летописи, гипотетически связываются с церковно-религиозной полемикой с богомильской ересью, вероятно, актуальной на Руси X-XII вв.

Еще

Древняя русь, херсон, богомильство, крещение мертвого, жития херсонских святых епископов, речь философа, летопись

Короткий адрес: https://sciup.org/14118116

IDR: 14118116

Список литературы Летописная статья 1044 г. и чудо воскрешения через крещение в «Житиях херсонских святых епископов»

  • Алексеев А. И. 2003. Крещение костей (к интерпретации статьи Повести временных лет под 1044 г.). Древняя Русь. Вопросы медиевистики 1(11), 102-106.
  • Ангелов Д. 1954. Богомильство в Болгарии. Москва: Иностранная литература.
  • Арранц М. 1988. Чин оглашения и крещения в Древней Руси. Символ 19. Июль. URL: www.miguel-arranz.net/files/catechum_et_baptiz.pdf (Дата обращения 01.06.2015).
  • Бегунов Ю. К. 1973. Козьма Пресвитер в славянских литературах. София: Българска академия на науките.
  • Борилов Синодик. Historical materials. URL: ald-bg.narod.ru/biblioteka/bg_srednovekovie/borilov _sinodik/borilov_sinodik.htm (Дата обращения 01.06.2015).
  • Васильев П. 1891. Богомилы. B: Андреевский И. Е (ред.). Энциклопедический словарь. Т. IV(7). Санкт-Петербург: Ефрон И. А., 174-176.
  • Введенский А. М. 2009. Текстологический анализ летописного сказания о крещении Новгорода. B: Понырко Н. В. (отв. ред.). ТОДРЛ. Т. 60. Санкт-Петербург: Наука, 267-280.
  • Виноградов А. Ю. 2005. Греческие предания о св. апостоле Андрее. Т. 1. Жития. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет (Библиотека «Христианского Востока»).
  • Виноградов А.Ю. 2010. «Миновала уже зима языческого безумия…». Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. Москва: Университет Дмитрия Пожарского; Русский фонд содействия образованию и науке.
  • ГИМ. Синод. гр. 376 (Влад.).
  • ГИМ. Синод. слав. 992.
  • Дмитриевский А. А. 1901. Древнейшие патриаршие Типиконы иерусалимской (святогробской) и константинопольской (Великой) церкви. Труды Киевской духовной академии. Т. 12. Киев: Типография Императорского Университета св. Владимира.
  • Иванов Й. 1970. Богомилски книги и легенди. София: Наука и изкуство.
  • Кирило-методиевска енциклопедия. 1985. Т. 1. София: Българската академия на науките.
  • Лаврентьевская летопись. 1926. ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Ленинград: Академия наук СССР
  • Латышев В. В. 1906. Жития св. епископов херсонских. Исследование и тексты. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук.
  • Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Саргсян Т. Э., Сорочан С. Б., Шапошников А. К. 2012. Жития епископов херсонских в контексте истории Херсонеса Таврического. B: Сорочан С. Б. (гл. ред.). Нартекс. Byzantina Ukrainensis. Т. 1. Харьков: Антиква.
  • Назаренко А.В. 2001. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей в IX-XII вв. Москва: Языки русской культуры.
  • Петрухин В. Я. 2006. Крещение Руси: от язычества к христианству. Москва: Астрель.
  • Попруженко М. Г. 1907. Св. Козмы пресвитера слово на еретики и поучение от божественных книг. Сообщение. Памятники древней письменности и искусства CLXVII. Санкт-Петербург: Типография И. Н. Скороходова.
  • Православная Энциклопедия. 2002. Т. V. Москва: Православная Энциклопедия.
  • Радченко К. Ф. 1910. Этюды по богомильству: Народные космогонические легенды славян в их отношении к богомильству. B: Шахматов А. А. (гл. ред.). ИОРЯС 15. Кн. 4. Императорская Академия Наук
  • РНБ. Оп. I. Д. 72.
  • Соколов П. П. 1913. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев: Типография И. И. Чоколова.
  • Срезневский И. И. 1893. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам. Т. I. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук.
  • Творогов О. В. 1984. Лексический состав «Повести временных лет»: Словоуказатели и частотный словник. Киев: Наукова думка.
  • Толочко П. 2010. «Емше, влачаху поверзше ужи за ноги». B: Ричка В, Толочко А. (науч. ред.). Ruthenica. Альманах середньовiчної iсторiї та археологiї Схiдної Европи. T. IX. Киев: Iнститут iсторiї України НАН України, 17-22.
  • Успенский Ф. Б. 2002. Скандинавы. Варяги. Русь: Историко-филологические очерки. Москва: Языки русской культуры.
  • Фаррар Ф. В. 2001. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. II. Москва: Сретенский монастырь.
  • Феодор Студит, преподобный. 2003. Послания. Кн. 1. Москва: Приход храма Святого духа сошествие.
  • Ljubljana. Narodna in univerzitetna knjižnica. Cod. Kop. 2.
  • Mosq. GIM gr. 296.
  • Par. gr. 1587.
  • Patmiacus gr. 736.
  • Warszawa. Biblioteka Narodowa. Biblioteka Ordynacji Zamoyskich. № 21.
Еще
Статья научная