Личность философа в романе Сола Беллоу "Равельштейн"

Автор: Пономарева А.С.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 2 (6), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются качества философа на материале литературного текста. Автор полагает философствование отражением особого подхода к жизни. Этот подход описан через рассмотрение ключевых событий романа.

Роман с ключом, философия, мемуары, мудрость

Короткий адрес: https://sciup.org/140277888

IDR: 140277888

Текст научной статьи Личность философа в романе Сола Беллоу "Равельштейн"

В современной литературе не так много портретов философов, с помощью которых можно было бы судить о значимости такой интеллектуальной деятельности как любовь к мудрости. Между тем прояснение роли философа чрезвычайно важно как для определенной рефлексии внутри академических кругов, так и для всего культурного самосознания в целом.

Утешительное исключение, однако, представляет собой «Равельштейн» американского произаика Сола Беллоу, впервые изданный в 2000 году.

Роман с ключом — изображающий реальные события и реальных людей — открывается документальным описанием пребывания рассказчика, коим выступает здесь сам Сол Беллоу, на отдыхе в фешенебельном отеле вместе с профессором политической философии Эйбом Равельштейном, прообразом которого стал друг автора, философ и публицист Алан Блум. Беллоу описывает своего героя без прикрас, упоминая одной из главных черт экстравагантность, которая находит отражение в многочисленных байках, связанных с нелепым поведением университетского преподавателя на людях.

Одной из таких показательных историй является эпизод с ужином у миссис Глиф, заявившей, что она никогда больше не будет принимать у себя Равельштейна. Жена университетского основателя, за столом которой побывали и Р.Г. Тоуни, и Бертран Рассел, не смогла простить Эйбу, тогда еще рядовому преподавателю философии, того, что он пил колу из бутылки. Обыгрывая историю в ироническом ключе, Беллоу объясняет его поступок четким разграничением того, на что стоит обращать внимание, а что отметать. Дело в том, что Равельштейн, с его непоследовательностью в действиях, обладает упорядоченным мировосприятием. Этот внутренний стержень являет собой ключевой момент личности современного философа, что во многом определяет его ценность для социума.

«Равельштейн жил согласно своим принципам и идеям. Его познания были настоящими, глубокими, и он мог их задокументировать — в мельчайших подробностях. Он пришел в этот мир, чтобы помогать, наставлять и подвигать. И ещё — чтобы сохранить величие рода человеческого даже в эпоху буржуазного благосостояния. Жизнь Равельштейна никак нельзя назвать средней или заурядной. Он не признавал скуку и серость. Не терпел депрессию, не выносил хандру. Все его беды носили исключительно физиологический характер».[1, с. 72]

Согласно Беллоу, Равельштейн относился к своему телу так, словно оно было байком, на котором он мчался по кромке Большого каньона. Философ в романе представлен в качестве личности, если не победившей страх перед смертью, то во всяком случае презревший этот страх. Сам ведущий мотив — просьба написать биографию — становится отражением триумфа бессмертного интеллекта над бренным телом.

Однако не только в отношениях с рассказчиком проявляется личность Равельштейна-философа. Важнейшей темой романа являются взаимоотношения профессора и его студентов. И здесь Равельштейн демонстрирует свойства своей философской души, ведя своих подопечных в новую жизнь, во главе которой стоит рациональное мышление. Мужество философа состоит в том, что он считает нужным и необходимым отступить от университетской программы, скорее, отправляя учеников в свободное плавание. «Преподавание — как его видел Равельштейн — весьма тонкая и сложная штука. С одной стороны, нельзя разбрасываться фактами направо и налево. Но без фактов нет истинной жизни ума. Поэтому учитель вынужден принимать решения с ювелирной точностью».[1, с. 79] Будучи вынужденными читать в оригинале Платона, к концу обучения студенты становятся не только учеными людьми, специалистами в востребованных сферах, но и хорошими друзьями профессора, за которых он готов распланировать всю их жизнь.

Интерес к любовной жизни своих студентов у Равельштейна выступает как бы практической стороной его философствования. Вместо монотонного вещания об исторической последовательности эпох современный философ в своих лекциях старается обхватить мыслью целокупное бытие и в бытии человека выделить его основное — поиск любви. «Душа без желания, без любовного влечения — не более чем использованная внутренняя трубка, годная лишь на то, чтобы разок кутнуть на пляже. Одухотворенные мужчины и женщины, особенно молодые, должны быть увлечены поиском любви. Мещане же, напротив, всю жизнь пребывают в страхе смерти. Так, очень коротко, можно обрисовать основные убеждения Равельштейна». [1, с.36-37] Рассказчик полагает, что философ, возможно, действительно на каком-то уровне разделяет идею Платона об андрогинах — разделенных существах, бывших некогда одним полом и обреченных на поиск и соединение. В окружающих, в том числе в своих студентах, Равельштейн старается отыскать следы этого душевного родства, выступая в некоторых случаях даже в роли сводни.

Тема любви как высшего из дарованных человеку благ проходит через весь роман. Лишенную страсти душу философы со времен Платона представляют в качестве увечной, больной. И это положение выступает не просто в качестве лирического выступления, оно вполне себе реализуется на сюжетном уровне: абсолютно все взаимодействующие с Равельштейном герои вызывают в нем либо любовь и обожание, либо неприятие и гнев. Так, первую жену рассказчика философ сравнивает с картонным манекеном — именно за неумение любить, потому что способность к любви он полагает самым важным качеством человека. Беллоу здесь полностью солидаризируется с героем и как бы стремится выйти за пределы Платоновского мифа, много места отводя в романе образу нынешней супруги рассказчика, в действиях которой любовь обретает предметное значение.

Однако не только приверженностью идеалам древних должен отличаться современный философ. В образе Равельштейна Беллоу запечатлел сильную личность с ее неповторимым мироощущением, готовностью направлять и вдохновлять. Основным свойством философской души по-прежнему остается охват целокупного пространства и времени, благодаря чему философ не считает более смерть чем-то ужасным. [2, с. 867] Равельштейн преставляет собой также пример личности с философским складом, отличительные характеристики которого — мужество, великодушие, способность к познанию, память. Даже сама тема постепенного умирания Равельштейна, пронизывающая весь роман, неотъемлемо принадлежит подлинному бытию настоящего философа, по Платону, всегда обитающего вблизи смерти, что помогает ему осознать жизнь и умирание как один из этапов жизни. В этом мастерство Беллоу как писателя и его честность как друга, взявшего на себя обязательство написать роман об одном из самых влиятельных политических философов XX века.

Список литературы Личность философа в романе Сола Беллоу "Равельштейн"

  • Беллоу С. Равельштейн / С. Беллоу - Москва: Издательство АСТ, 2016. -288 с.
  • Платон. Полное собрание сочинений в одном томе / Москва: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2015. -1311 с.
Статья научная