Личность и общественное мнение в этиопатогенезе самоубийств
Автор: Букин Сергей Иванович, Тищенко Евгений Михайлович
Журнал: Суицидология @suicidology
Статья в выпуске: 3 (24) т.7, 2016 года.
Бесплатный доступ
Способность личности совершить самоубийство в определенной степени обусловлена отношением общества к такому поведению. Целью настоящего исследования стало определение условий, способствующих формированию у личности суицидального поведения. По результатам социологического опроса, исследования общественного мнения и личности методами математического анализа установлены обусловленность суицидального поведения доминирующими представлениями о нём в социуме и условия формирования асуицидальной личности, среди которых принципиальное место занимают отсутствие значительных затруднений в реализации потребностей в первые 20% периода ее становления и наличие в ее структуре четких границ между базовыми (реализованными) и заявленными (требующимися) потребностями.
Самоубийство, болезнь, личность, общественное мнение, генеральная совокупность, математическое моделирование, производная функции, математическая зависимость, потребность реализации, фрустрация, социо-этнический характер
Короткий адрес: https://sciup.org/140141506
IDR: 140141506
Текст научной статьи Личность и общественное мнение в этиопатогенезе самоубийств
Самоубийства составляют, примерно, 2% в структуре смертности жителей Гродненской области (Республика Беларусь). Они случаются в 2,5 раза чаще, чем смертность в результате несчастных случаев, в 6,5 раз чаще, чем убийства, и сопровождаются значительными экономическими потерями. Многочисленные исследования привели к выделению внутренних и внешних факторов риска их возникновения, вероятности наследования, особенностей развития, биохимического фона пресуицидально-го периода.
Несмотря на очевидность социо - этнического характера суицида [1] в критической оценке нуждается определение сущности самоубийства: это - болезнь, осложнение заболевания или поведенческий акт, рассматривать который необходимо, как социальное явление, с применением другого, отличного от использовавшихся ранее способов познания.
Термин «болезнь» используется в двояком смысле: в узком - для обозначения отдельных нозологических единиц; в широком - в качестве категории, обозначающей определенное биологическое явление и особую форму жизнедеятельности организма. В любом из случаев болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма. Самоубийство же приводит к прекращению жизни, вследствие чего к болезненным состояниям оно не относится.
Преждевременное прекращение жизни на фоне существенного нарушения жизнедеятельности определяется, как «летальный исход заболевания» или фатальное осложнение основного заболевания. И в этом смысле рассматривать самоубийство как осложнение нецелесообразно, поскольку дальнейшее изучение не приведет к сколько-нибудь достоверному результату в связи с отсутствием предмета исследования.
Однако независимо от диагностической принадлежности суицидентов, суицидальное поведение является следствием социальнопсихологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта, реакцией личности на неразрешимую жизненную ситуацию [2].
Личность суицидента со всей своей совокупностью стереотипов и конфликтов, как элемент социальной системы отношений, несостоятельна в изолированном существовании от социума и общественного мнения, и неизбежно обременена рядом социальных явлений, к которым относится и самоубийство [1, 3].
Выделение связей между общественным мнением и личностью суицидента позволяет исследовать свойства этих двух феноменов в контексте суицидального поведения, как функций f(α) и f(β) с использованием математических методов (моделей), позволяющих сделать выводы общего характера без определения их точных значений [4].
Необходимость использования математических методов в изучении поведения общественного мнения и личности, имеющей склонность к самоубийству, объясняется теорией множеств [5], исходя из которой, общественное мнение является генеральной совокупностью [6] неопределенного множества личностей, имеющей с каждой из них неопределенное пересечение и взаимную обусловленность. Подобный взгляд на место личности в общественном мнении представляет их как динамические нестабильные структуры, в каждую единицу времени имеющие некоторую собственную и общую величины, не поддающиеся измерению. Соответственно, области пересечения их факторов, предрасполагающих к самоубийству, не могут быть определены. Методы же математического моделирования позволят, применительно к данному вопросу, выявить общие свойства объектов исследования, не раскрывая их сущности.
В соответствии с вышеизложенным целью настоящего исследования явилось определение условий, способствующих формированию у личности суицидального поведения посредством изучения общественного мнения методами математического моделирования.
Материалы и методы.
Социологическим опросом было охвачено 2366 жителей Гродненской области в возрасте от 18 до 70 лет (средний – 37 лет). Для получения сведений об отношении общественного мнения к суицидальному поведению проведено когортное аналитическое исследование отношения жителей Гродненской области к самоубийству с использованием разработанной и стандартизированной нами анкеты «Информированность о проблеме самоубийства».
Вопросы анкеты разбиты на «формальные», характеризующие социальный статус респондента, «констатирующие», отражающие отношение, и «ориентированные» – вопросы, предлагающие сделать выбор соответственно мировоззрению. Ответы на «констатирующие» и «ориентированные» вопросы разбиты на три группы: «соответствующие» – ожидаемые ответы с позиции доминирующей нравственности и морали, «неявные» – ответы избегающего характера и «закрытые» – ответы, имеющие агрессивный характер.
Целевая группа сформирована с использованием районированной сплошной выборки. Критерием включения было согласие респондента на участие в опросе, критерием исключения из исследования – нежелание респондента участвовать в опросе на любом этапе (случаи исключения не зарегистрированы).
В целевую группу вошли сотрудники производственных предприятий г. Гродно (ООО «Азот» (А, n=598; 25,3%) и ОАО «Скидельский сахарный комбинат» (ССК, n=327; 13,8%)), медицинские сотрудники (МС, n=271; 11,5%) и пациенты (П, n=206; 8,7%) учреждений здравоохранения Гродненской области. В контрольную группу вошли студенты УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» и УО «Гродненский государственный аграрный университет» (С, n=964; 40,7%), как возрастная категория с наиболее низкой частотой самоубийств.
Характер районирования выборки обусловлен необходимостью максимальной объективизации её результатов в условиях невозможности проведения исследования в объемах, репрезентативных для Гродненской области. Основная группа разделена на однородные по параметрам включения в исследование части, с использованием в соответствии с целями работы социальной неоднородности респондентов: высоко- и низкорентабельное предприятие; медицинский персонал и пациенты, как субъекты и объекты социальных отношений.
Для обработки данных использовался статистический пакет прикладных программ «SPSS Statistics 17.0».
Результаты и обсуждение.
Установлено следующее: 81,6% респондентов в возрасте от 18 до 50 лет; 59,6% из них – женщины; 81,7% городские жители; 34,6% имеют высшее образование; 22,8% – незаконченное высшее образование, 36,4% – среднее; 85% большую часть жизни прожили в городе, совместно с 2–3 сожителями проживает 61,2%; 55,0% состоят в браке, 34,0% – холосты, 6,0% – в разводе; исповедуют православие – 60,5%, католицизм – 27,8%; полная занятость у 68%; не работает – 22,3%; дети есть у 62,1%; доход на одного члена семьи в месяц составляет у 37,7% 1,5-3 млн белорусских руб., у 26,3% – 3-4,5 млн бел. руб.
Общие результаты анализа анкетирования свидетельствуют о том, что 60,2% респондентов категорично против самоубийств, 20,5% относятся негативно, но не всегда. 80,8% никогда не думали о суициде, 96,3% не совершали попыток самоубийства. У 72,3% респондентов нет сведений о том, кто-либо из знакомых совершал самоубийство. 44,5% в качестве наиболее легкого способа суицида выбирают порез вен и отравление. В качестве основного мотива 50,7% респондентов выбирают желание уйти от проблем. В качестве причин самоубийства выбираются депрессия (17,1%), психическая болезнь (13,8%) и тяжелое заболевание (11,6%). 49,9% респондентов отмечают, что отношение к самоубийству на протяжении ряда лет у них не изменилось, и оно является проявлением слабости характера. В качестве первой помощи при желании совершить самоубийство 31,4% выбирают близких и родственников, 41,8% – психолога либо психотерапевта.
Бессонницу или повышенную сонливость отмечает 10,6%, внезапные приступы гнева – 10,2%, высокое чувство долга – 9,1%, очень высокую тревожность – 8,6%, осознание своих трудностей – 7,5%. 42% отмечают легкость в адаптации к изменяющимся внешним условиям, 31,3 – высокую работоспособность, 38,1% – наличие цели в жизни и стремлении в ее реализации, 27,1% – внимательное отношение к своему здоровью. 75% считают себя обычными людьми, достаточно успешными в жизни. 54,1% осведомлены об основной идее религиозной веры, но не исполняют обряды.
Наиболее популярны «соответствующие» ответы на «констатирующие» и «ориентированные» вопросы.
Для оценки личного отношения к самоубийству с использованием кластерного анализа проведена оценка удельного веса ответов на «ориентированные» вопросы.
Отношение к самоубийству: отрицательное в целом, но принятие его, как социального явления. Наиболее доступный способ совершения самоубийства: отравление либо иные способы, приводящие к существенному изменению прижизненного внешнего вида. Основной мотив совершения суицида: призыв о помощи и желание уйти от проблем. Непосредственно подтолкнуть к самоубийству может: тяжелое заболевание (в том числе, психическое) и чувство беспомощности, безысходности. При возникновении мыслей о самоубийстве обращаться за помощью бессмысленно или нужна помощь психиатра.
В качестве характерных для них особенностей респонденты выделяют: проблемы со сном, раздражительность и высокое чувство долга, высокая работоспособность, экстремальность и легкая адаптация к изменяющимся жизненным условиям.
В результате общая оценка анкетирования свидетельствует, что респонденты, принявшие участие в анкетировании, умеренно невротизи-рованы, и имеют хорошую социальную адаптацию. Самоубийство для большинства не является проблемным вопросом, но – следствием тяжелого расстройства здоровья или ассоциируется с независящими от самого респондента обстоятельствами его жизни.
У респондентов группы «П» наиболее популярны «закрытые» вопросы, наименее – «соответствующие»; в группе «А» – наиболее популярны «соответствующие» ответы, а наименее – «закрытые» (r=-0,99). В группе «ССК» на
«констатирующие» и «ориентированные» вопросы наиболее популярны «латентные» ответы, а наименее – «соответствующие». В группе «МС» высший рейтинг выбора «латентных» ответов.
Итак, для группы «ССК» характерна более выраженная эмоциональная напряженность и категоричность, выражающиеся в повышенном внимании к здоровью и склонности к злоупотреблению алкоголем. Для группы «А», в противоположность «ССК», – переживания одиночества и эмоциональная драматизация самоубийства. Для группы «МС» – социализиро-ванность, тревожность и эмоциональная драматизация, а для группы «П» – категоричность, повышенное внимание к здоровью, склонность к злоупотреблению алкоголем и переживания одиночества.
Анализ производных результатов анкетирования внутри групп свидетельствует о наличии в целом средней прямой корреляции (r=0,57) в группах «А» и «С» и слабой прямой корреляции (r=0,44) по ориентированным вопросам между частными «П»/«МС» и «А»/«ССК». Данные положения свидетельствуют о том, что у сотрудников рентабельного предприятия осведомленность о проблеме самоубийства и отношение к нему аналогично показателям контрольной группы, характеризующиеся собранностью, целеустремленностью и уверенностью в собственных силах, рассматривающие самоубийство применительно к себе, как гипотетическое следствие не зависящих от них обстоятельств.
Особенности характеристик групп «А» и «ССК», «МС» и «П» позволяют сделать вывод о наличии общего сходства ответов между «А» и «МС», «ССК» и «П» при существенном отличии материального достатка в них (в группе «А» и «П» большинство ответов группируется в зоне достатка 6 млн руб., в группах «МС» и «ССК» – в зоне ниже 4,5 млн руб.).
Из анализа следует, что отношение к самоубийству определяется общественным мнением, социальным статусом, оно не имеет непосредственной связи с материальным положением и представлено двумя доминирующими представлениями о сущности акта суицида:
-
1) самоубийство воспринимается, как неизбежное явление, в основе которого лежит множество разнообразных причин, обобщить которые в единицу времени не представляется
возможным, в связи с чем, и влияние на частоту оценивается, как ничтожное;
-
2) в структуре предикторов суицидального поведения имеются выраженные пограничных психические расстройства и изменения личности, что приводит к пониманию акта самоубийства, как поведенческой реакции, являющейся непосредственным проявлением имеющегося психического расстройства.
Исследование зависимости формирования «личности» от средовых и внутренних факторов [7, 8] определяют личность, как обобщенное понятие, как относительно устойчивую систему поведения индивида, построенную, прежде всего, на основе включённости в социальный контент [9], и наделённую в качестве свойства социума возможностью совершения суицида. Эта «возможность», как стереотип социального поведения, обусловлена отношением общественного мнения к проблеме самоубийства.
Самоубийство же, как способ разрешения внутреннего конфликта личности [9], является характеристикой (величиной) личности, производной от отношения изменений в общественном мнении и личности, в каждой единице времени имеющей в декартовой системе координат [10] некоторую (в том числе, нулевую) удаленность от вероятных его значений [x, y]:
[11],
ИХ
Список литературы Личность и общественное мнение в этиопатогенезе самоубийств
- Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Под ред. В.А. Базарова. -Москва: Мысль, 1994. -399 с.
- Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. -М., 1980. -48 с.
- Вебер М. Основные понятия стратификации//Социология: в 4 ч./Под. ред. А.М. Беспалов, М.М. Прудникова. -Бийск, 2008. -Ч. 2. -С. 365385.
- Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. -М.: МЦНМО, 2004. -5 с.
- Пол Дж. Коэн, Теория множеств и континуум-гипотеза/Пер. с англ. А. С. Есенина-Вольпина. -М.: Мир, 1969. -347 с.
- Кобзарь А.И. «Прикладная математическая статистика», для инженеров и научных работников. -М.: 2008. -816 с.
- Диагностика психических состояний в норме и патологии/Под ред. проф. Ф.И. Случевского. -Ленинград: Медицина, 1980. -188 с.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. -СПб: Речь, 2000. -408 с.
- Майерс Д. Социальная психология: учеб. пособие. -СПб.: Питер, 1997. -688 с.
- Декартова система координат . -Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/890827. -Дата доступа: 22.12.2015.
- Определение и смысл производной функции . -Режим доступа: http://www.mathprofi.ru/opredelenie_proizvodnoi_s mysl_proizvodnoi.html. -Дата доступа: 20.12.2015.
- Мышкис А.Д. Элементы теории математических моделей. -3-е изд. -Москва: КомКнига, 2007. -192 с.
- Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Илей. Методы. Примеры. -2-е изд. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. -320 с.
- Шутов В.Н. Фундаментальная экономика. Законы социально-экономических систем. -М.: Этерна, 2012. -288 с.
- Марина И.Е. Психологическое сопровождение личности, склонной к суицидальным формам поведения. -СПб.: Речь, 2013. -80 с.
- Принцип Парето . -Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/marketing/princip-pareto.html -Дата доступа: 30.06.2016.