Личностные особенности ценностно-смыслового выбора женщиной будущего супруга в контексте проблемы «благополучная семья»
Автор: Плешакова Е.В., Годунов М.В.
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Статья в выпуске: 1 (96), 2025 года.
Бесплатный доступ
Представлены результаты изучения роли черт личности современной женщины в осмысленности выбора будущего супруга через композиционную организацию критериев такого выбора. Выделены черты (Q1 и Q2), влияющие на конкретный вид композиции с социальной направленностью смысловых критериев выбора, входящих в такую композицию. Представлена технология психологической работы в контексте полученных результатов.
Личность, выбор будущего супруга, смысл, критерии, благополучная семья
Короткий адрес: https://sciup.org/148330290
IDR: 148330290
Текст статьи Личностные особенности ценностно-смыслового выбора женщиной будущего супруга в контексте проблемы «благополучная семья»
№ 1(96). 14 февраля 2025 ■
Преобладание среди молодежи в последние 25–30 лет индивидуальных ценностей «общества потребления» привело к тому что в жизнедеятельности современных семей стали доминировать центростремительные тенденции, выразившиеся в таких негативных фактах, как повышение количества разводов и существенное снижение рождаемости. Эти факты определили содержание сегодняшней государственной стратегии развития семьи, которая отражена в содержании ряда важнейших нормативных актов и документов, таких, как Указ Президента РФ от 22.11.2023 г. № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» [8] и Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 г. [5], и направлена на официальный брак и многодетность. Больший акцент делается на экономическую составляющую – деньги при рождении ребенка, ипотека и т. д., но это есть необходимое, но еще не достаточное условие решения проблемы, и поэтому государство обращает внимание и на социальную, социально-психологическую, и психологическую составляющие, что ставит перед многими гуманитарными научными дисциплинами актуальную задачу разработки научно обоснованных программ повышения числа благополучных семей, оперяемую такими критериями, как 1) жизнедеятельность в зарегистрированном браке; 2) ориентированность на рождение двух или более детей, 3) активная позиция в их воспитании; 4) состоятельность в решении своих проблем; 5) качественное выполнение социальных функций семьи; 6) способность к саморазвитию в семье [7]. Однако как показал анализ информационных источников, зачастую предлагаемые программы и различные рекомендации по их внедрению в общественную практику характеризуются относительно низкой валидностью с точки зрения ее эмпирической обоснованности. В качестве иллюстрации можно привести то, что связано с таким феноменом, как «традиционные семейные ценности». Появились работы, в которых представлена попытка определить условия и механизмы формирования «традици- онных» ценностей и которые или можно развивать целенаправленно [3, 6 и др.], или через создание новых условий социальной среды [2]. Мы разрабатываем одно из направлений решения задачи психолого-педагогического обеспечения условий эффективности функционирования современной семьи, которое связано с изучением тех значимых феноменов в «истории» семьи, которые влияют на эту эффективность на всем протяжении существования семьи и к которым, как доказывают многочисленные психолого-педагогические исследования как отечественных, так и зарубежных ученых, относится выбор супруга женщиной, интегрированный с системой ценностей, которые определяют жизнедеятельность семьи и личностью женщины.
Теоретические положения
Нами разработана программа исследования, которая базируется на следующих положениях [1, 4].
Во-первых, необходимо исходить из современных общественных реалий в условиях выбора супруга женщиной, определяющихся взаимосвязанными условиями – социальными (равные возможности, карьера и т. д.), экономическими (повышения заработка женщин), правовыми (равные права), и, особенно, информационными (появление социальных сетей, которые «расширили» возможности женщины в выборе супруга не только через увеличение числа возможных вариантов для такого выбора («брачный выбор» на брачном рынке), но и изменило субъективную оценку своих возможностей в выборе, что стало проявляться не только в выборе из имеющихся альтернатив выбора, но и конструирование этих альтернатив), например, увеличение количества и качества альтернатив и критериев выбора супруга, повышает число степеней свободы в таком выборе и вероятность запуска механизмов самоорганизациии в самом выборе, что может проявляться в увеличении хаоса и снижении порядка в структуре критериев выбора. Социокультурные и информационные реалии и связанные с ними психологические составляющие, представленные выше, нельзя «отменить директивно» на психологическом уровне, а, следовательно, лучше будет если мы будем ориентированы на управление ими в желаемую «сторону», в нашем случае в направлении формирования благополучной семьи.
Во-вторых, семья – это сложное многомерное образование, в котором функционирует сложная система ценностей, связанная с жизнедеятельностью семьи, и не всегда этот факт отражен в психолого-педагогических исследованиях, например, часто используются как однопорядковые такие понятия, как «ценности семьи», «семейный ценности», «ценность семь». В наши исследовательские задачи не входит анализировать суть этих категорий, мы, занимаясь проблемой выбора супруга современной женщиной, пришли к выводу, что такой выбор определяется сложным взаимодействием трех ценностей – ценностью семьи в жизнезначимом сценарии женщины, ценностью тех элементов, которые определяют функций современной семьи, ценностью будущего супруга. Взаимодействие этих трех ценностей порождает две функции ценностей семьи в выборе супруга. Во-первых, оно служит «мерилом» значимости каждой из альтернатив выбора, во-вторых, оно выступает мотивирующим началом для выбора или конструирования альтернатив выбора в современных социокультурных и информационных реалиях.
В-третьих, эти две функции интегрируются в реальном смысловом выборе супруга, который напрямую измерить невозможно, но который на эмпирическом уровне обнаруживает себя в критериях смыслового выбора.
В-четвертых, ценность семьи в жизненном сценарии женщины и ценность потенциального супруга критерии смыслового выбора количественно измерить нельзя, т. к. определяются по дихотомии «есть – нет», а ценность содержательных элементов актуальных функций современной семьи измерить можно и в рамках этого мы, разработанной поэтапной технологией изучения таких критериев, основанной на синтезе проективной технологии и экспертного оценивания, выделили 10 критериев смыслового выбора, которые ранее были уже представлены в ряде наших работ [1, 4]. Критерии, были условно разделены на 3 группы – критерий направленность содержательных элементов актуальных функций современной семьи. Первая группа – это «психологические критерии», вторая группа – это «социальные критерии» и третья группа – это «социально-психологические критерии». Если вни- мательно посмотреть на обобщенные критерии того, что называют «благополучная семья» в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (1) жизнедеятельность в зарегистрированном браке; 2) ориентированность на рождение двух или более детей; 3) активная позиция в их воспитании; 4) состоятельность в решении своих проблем; 5) качественное выполнение социальных функций семьи; 6) способность к саморазвитию в семье), то мы обнаружим, что в содержании критериев смыслового выбора и благополучной семьи многое «перекликается» если несколько расширить границы обобщения для критериев благополучной семьи путем включения и конкретизации «психологических и социально-психологических функций». Актуален вопрос: «С точки зрения психолого-педагогического сопровождения в решении проблем современной семьи хорошо или плохо, что критерии смыслового выбора и благополучной семьи так похожи?». Мы считаем, что ответ неоднозначный, т. к. критерии смыслового выбора были выделены на субъективной основе (ответы женщин), а критерии благополучной семьи определены социальными институтами (определены «сверху») и поэтому директивность в психолого-педагогическом сопровождении может привести к эффекту «бумеранга».
В-пятых, совокупность критериев выбора супруга современной женщиной не ограничивается только смысловыми критериями, а образует сложные композиции, которые будут определять потенциальность смыслового выбора Изучая такие композиции, мы установили, что по критерию включенность смысловых критериев, которые и определяют потенциальность смыслового выбора супруга существует четыре вида [1, 4], Вид композиции определяется некой совокупностью психологических факторов, среди которых, можно полагать, значимыми являются и особенности личности женщины.
Гипотеза. Черты личности женщины могут определять композицию критериев выбора супруга современной женщиной, определяемую особенностями представленности смысловых критериев.
Метод исследования
Участники исследования . Выборка объемом в 147 испытуемых из женщин, приблизительно одинакового социально-экономического статуса, не вступавшие в официальный брак и не проживающие в неофициальном браке.
Методический инструментарий исследования. 16-факторный опросник Р. Кеттелла. Авторская технология изучения смысловых критериев выбора супруга [7].
Методы статистического анализа. Использовался дискриминантный анализ (статпакет СПСС-17.0).
Результаты и их обсуждение
Для удобства анализа и наглядности рассчитанные допустимые значения вероятности ошибки при определении влияния черт личности женщины на композицию критериев выбора супруга современной женщиной, определяемую особенностями представленности смысловых критериев, представим на рис.

Рис. Допустимые значения вероятности ошибки влияния черт личности женщины на композицию критериев выбора супруга современной женщиной, определяемую особенностями представленности смысловых критериев
Из рис., мы видим, что:
-
– по допустимому уровню ошибки (р≤0,01) только две черты личности женщины – Q1 («консерватизм – радикализм») и Q2 (конформизм – нонконформизм) статистически достоверно влияют на композицию критериев смыслового выбора супруга, а, в рамках нашей модели исследования, и на потенциальность смыслового выбора супруга современной женщиной;
-
– такая черта, как L (подозрительность), также оказывает влияние, но вероятность ошибки вывода выше допустимого уровня (р≤0,01);
-
– такие черты-факторы, как F (импульсивность) и Н (смелость), вообще, очень слабо влияют на композицию критериев смыслового выбора супруга.
Однако дискриминантный анализ позволяет определить на обобщенном уровне не только статистическую достоверность влияния интервальных значений на зависимую переменную, измеренную в шкале наименований – 4 вида композиции критериев выбора супруга, но и влияние черт личности женщины на проявление конкретного вида композиции критериев выбора супруга современной женщиной с учетом представленности в каждом виде смысловых критериев. Для решения этой задачи, мы рассчитали «вклад» двух черт личности женщины – Q1 («консерватизм – радикализм») и Q2 (конформизм – нонконформизм) в конкретный вид композиции и для наглядности представляем результаты в табл.
Таблица
Значения стандартизированных коэффициентов, показывающих вклад черт личности Q1 и Q2 в композицию критериев выбора супруга современной женщиной
Объясняющие переменные |
Функции |
||
1 |
2 |
3 |
|
Q1 |
0,55 |
–0,02 |
0,08 |
q 7 |
0,74 |
–0,21 |
–0,24 |
Из данных, представленных в табл., мы видим, что:
-
– повышение выраженности черт личности женщины Q1 и Q2не способствуют однозначному повышению уровня представленности смысловых критериев выбора супруга в композиции всех критериев выбора (в функцию «3», повышающую вероятность варианта с максимальной потенциальностью смыслового выбора супруга – «вклад» составляет всего 0,08 для Q1и –0,24 для Q2 а в функцию с номером «1» слабо повышающую потенциальность смыслового выбора супруга «вклад» максимальный и составляет 0,55 для Q 1 u 0,74 для Q 2 );
-
– вид, в который Q1 и Q2 вносят самый большой вклад, характеризуется тем, что в композиции всех субъективных критериев выбора супруга современной женщиной имеется или один смысловой критерий, который имеет главный смысл, или два таких критерия, которые имеют второстепенный смысл в композиционной организации (цетроид 1).
С практико-ориентированной точки зрения важным становится вопрос о содержании смысловых критериев, которые включены в вид композиции, который характеризован выше (или один смысловой критерий, который имеет главный смысл в композиции, или два таких критерия, которые имеют второстепенный смысл в композиционной организации). Такой вид композиции критериев выбора супруга, обозначенный цифрой «1» имели 70 женщин из общего объема выборки (147 испытуемых), что составило 48%. Проведенный анализ содержания смысловых критериев в композиции критериев выбора супруга у современных женщин, имевших вид с номером «1», показал, что в подавляющем числе случаев в выборе супруга эти женщины используют «социально-ориентированные смысловые критерии» – это 44 испытуемых из 70 (62%), далее идут «психологически-ориентированные смысловые кри- терии» – это 18 испытуемых из 70 (26%) и, наконец, только у 8 женщин (12%) имеют место «социаль-но-психологически-ориентированные смысловые критерии».
Приведенные результаты, косвенно (нет специального исследования, направленного на изучение влияния черт личности женщины, как Q 1 и Q 2 на критерии благополучной семьи), через связь таких критериев с содержанием смысловых критериев в композиции критериев выбора супруга современной женщиной, позволяют говорить, что личность женщины есть важнейший фактор, определяющий смысловой выбор супруга, а, через него – благополучность современной семьи. Результат можно рассматривать как инструментальную основу психолого-педагогической работы, направленную на развитие центростремительных тенденций в жизнедеятельности современных семей, что выразится в таких позитивных фактах, как снижение количества разводов и существенное повышение рождаемости, но с учетом определенных психологических рекомендаций, которые мы представляем в заключении и рекомендациях.
Заключение и рекомендации
Представленные исследовательские результаты мы апробировали в собственной практике психологической помощи женщинам при актуализации проблемы вступления в брак. Использовался метод клинический беседы. Результат позволил нам сделать два вывода: во-первых, исследовательские результаты, показавшие влияние конкретных черт личности на композицию критериев выбора супруга достаточно валидны, во-вторых, чрезмерную выраженность черт личности Q1и Q2 нужно учитывать при выборе методики психотерапевтической работы с такими женщинами. В связи с тем, что жизнедеятельность семьи определяется сложным взаимодействием всех ее «направленно-стей» – «социальной», «социально-психологической» и «психологической» и отсутствие в этой жизнедеятельности хотя бы одной составляющей может выразится к невротической привязанности к одной и только одной семейной ценности, что потенциально возможно для женщин, у которых при выборе супруга черты личности Q1и Q2 доминируют над всеми остальными. В работе с ними нужно ориентироваться на технологии, направленные на развитие навыков личностной рефлексии, а не технологии поведенческой направленности, что определяется необходимостью «расширения» включенности в композицию критериев выбора будущего супруга у современной женщины, которые в смысловом содержании имеют «социально-психологическую» и «психологическую» направленности.
Список литературы Личностные особенности ценностно-смыслового выбора женщиной будущего супруга в контексте проблемы «благополучная семья»
- Абакумова И.В., Плешакова Е.В. К вопросу о содержании и выраженности критериев смыслового выбора супруга женщиной в добрачный период (на примере русских студенток) // Известия Чечен. гос. пед. ун-та. Сер. 2. Психологические и философские науки. 2024. № 1(1). С. 14-19.
- Базаров Т.Ю. Психология семейного счастья // Психологическая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/10108/(дата обращения: 20.09.2024).
- Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Ахтян А.Г. Основы традиционной русской семьи: истоки, особенности, перспективы // ЦИТИСЭ. 2022. № 2(32). С. 268-282. EDN: QSTAGO
- Плешакова Е.В. Структура субъективных критериев выбора супруга как фактор его осмысленности у женщин до и после подачи заявления в ЗАГС // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PSMN622.pdf (дата обращения: 19.09.2023). EDN: AXSCDR
- Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585 (дата обращения: 20.09.2024).
- Солодова Е.В., Яговдик В.А. Суверенитет культуры как императив цифрового общества // Общество: философия, история, культура. 2024. № 4(120). С. 70-76. EDN: ZSOHPA
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
- Указ Президента РФ от 22.11.2023 г. № 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи". [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013?ysclid=m6qkief5e0764916630 (дата обращения: 20.09.2024).