Личный фонд Л. В. Алексеева в архиве ИА РАН
Автор: С. С. Горланов, У. Ю. Кочкаров, С. В. Селезнева
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: История науки. Материалы научного архива ИА РАН
Статья в выпуске: 264, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен обзор личного фонда историка и археолога, специалиста по истории и культуре Западной Руси Л. В. Алексеева (Научно-отраслевой архив ИА РАН, Ф-52). Фонд состоит из трех больших разделов, включающих археологические экспедиционные материалы по раскопкам и разведкам Л. В. Алексеева за период с 1951 по 1989 г. на территории Белоруссии, Смоленской и Псковской областей, рабочие материалы к публикациям и личные документы. Значительный раздел фонда составляют материалы и документы учителя и друга Л. В. Алексеева – историка и археолога, академика АН СССР, профессора Б. А. Рыбакова. В совокупности данные фонда дополняют сведения о биографии и становлении научного пути Л. В. Алексеева и позволят будущим исследователям расширить представление о деятельности ученого.
Л. В. Алексеев, Б. А. Рыбаков, Браслав, Друцк, Мстиславль, личный фонд, архив.
Короткий адрес: https://sciup.org/143176931
IDR: 143176931 | DOI: 10.25681/IARAS.0130-2620.264.490-504
Текст научной статьи Личный фонд Л. В. Алексеева в архиве ИА РАН
В научно-отраслевом архиве ИА РАН хранятся более 40 научных отчетов об экспедиционной деятельности Л. В. Алексеева.
Биография и становление научного пути Леонида Васильевича описаны Т. И. Макаровой и В. П. Богдановым в статьях, посвященных ученому ( Макарова , 2000; Богданов , 2007). В 2010 г. в Витебске состоялась научная конференция, конференция в честь 90-летия со дня рождения Л. В. Алексеева, по материалам которой был выпущен сборник статей. Исследователи из России, Белоруссии, Литвы, Украины говорили о бесценном вкладе ученого в развитие Белорусской археологии. В сборнике приводятся как историографические материалы, так и результаты последних археологических работ на памятниках Белоруссии. Биографическую справку и подробный рассказ о научной деятельности ученого в своей статье дает Л. В. Колединский ( Колединский , 2011), о работе Л. В. Алексеева с музейными фондами и сотрудничестве с Витебским областным краеведческим музеем рассказывает Н. Ю. Шарковская ( Шарковская , 2011).
Сегодня эти данные дополняются материалами личного фонда исследователя, которые были собраны в научно-отраслевом архиве ИА РАН (Ф-52).
Личный фонд включает в себя 38 дел под одной описью, сгруппированных в тематическом и хронологическом порядке. В целом фонд делится на три больших блока. Первый блок (Д. 1–30) включает в себя археологические экспедиционные материалы по разведкам и раскопкам, проводившимся Л. В. Алексеевым на территории современной Белоруссии, Смоленской и Псковской областей. Второй блок (Д. 31–33) включает в себя рукописи и рабочие материалы к многочисленным публикациям ученого. Также в этой группе материалов содержатся личные документы Л. В. Алексеева – рисунки, открытки, переписка. Учителем, научным руководителем, а позже товарищем и другом семьи Леонида Васильевича был крупнейший советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Борис Александрович Рыбаков ( Коле-динский , 2011. С. 9). Неудивительно, что среди переданных в архив ИА РАН документов Л. В. Алексеева, оказалось значительное количество рабочих материалов и документов самого Б. А. Рыбакова, которые и составили третий блок фонда (Д. 34–38).
Личный фонд Л. В. Алексеева открывают материалы по археологическим разведкам в Северной Белоруссии в 1950–1951 гг., целью которых было выявление и первичная фиксация археологических памятников Витебской и Полоцкой областей, а также ознакомление с культурным слоем древних белорусских поселений. Данные материалы преимущественно содержат полевые дневники и фотографии разведывательных мероприятий (Д. 1). Эти данные являются одними из наиболее ценных в фонде, так как отражают начальный этап исследовательской деятельности ученого и не фигурируют среди научных отчетов, которые Л. В. Алексеев начиная с 1955 г. ежегодно сдавал на хранение в архив ИА РАН.
Дела 2–6 фонда посвящены археологическому изучению древнего Браслава в 1955–1956 гг., в рамках работы Полоцкого отряда Прибалтийской комплексной экспедиции АН СССР. Содержимое этих документов отражает все этапы проводимых работ – это подробные полевые дневники, которых насчитывается более 30 единиц; фотографии, планы и чертежи раскопов. Отдельно необходимо обратить внимание на работу с находками, – материалы по изучению древнего Браслава содержат многочисленные описи индивидуальных находок и массового материала, рисунки и фотографии предметов, таблицы распространения керамического материала. Находятся среди документов и не имеющие отношения к раскопкам материалы – фотографии пейзажей и виды древнего города (рис. 1). Все эти данные в значительной мере расширяют и дополняют научные отчеты по раскопкам древнего Браслава.
С 1956 г. Полоцко-Прибалтийский отряд Прибалтийской экспедиции АН СССР под руководством Л. В. Алексеева начинает раскопки на территории древнего Друцка в Витебской области. Личный фонд включает в себя материалы 10-летней работы на этом памятнике – до 1967 г. В ходе работ было вскрыто более 2000 кв. м культурного слоя древнего города, а материалы Л. В. Алексеева из раскопок Друцка в итоге составили основу экспозиции Витебского областного краеведческого музея в 1960–1980-е гг. ( Колединский , 2011. С. 15). Данные работы хорошо представлены в отчетной документации, однако многие материалы, которые содержатся в личном фонде, не вошли в научные отчеты – это первичные описания работ в полевых дневниках, заметки и рисунки, множество фотографий (рис. 2).
С 1959 г. параллельно работам в Друцке начинаются исследования культурного слоя древнего Мстиславля в Могилевской области, которые будут продолжаться почти 30 лет – до 1989 г. Фонд иллюстрирует первые шаги экспедиции в Мстиславле – приезд, бытовые моменты, виды города (рис. 3; 4). На многих фотографиях сохранились пометки исследователя: «Первый шурф в Мстислав-ле!» (рис. 5) или «Наш дом в Мстиславле» (рис. 6).
С 1969 г., когда основные археологические работы уже сосредоточены на древнем Мстиславле и его окрестностях, а также в Смоленской области, отряд Прибалтийской экспедиции под руководством ученого меняет название на Днепро-Двинский. Документы фонда, освещающие работы в Мстиславле, показывают, как ответственно и скрупулезно Л. В. Алексеев подходил к археологическим изысканиям. Однако помимо тщательного описания и документирования проводимых работ, схем и чертежей материалы фонда включают фотографии нерабочих моментов (рис. 7). На одной из подобных фотографий за 1976 г. кратко отмечено: «Жизнь. Экспедиция» (рис. 8).
Безусловно, материалы по изучению Друцка и Мстиславля преобладают в фонде и, в общем, составляют 23 дела (Д. 7–29). Но помимо этих двух центров сосредоточения деятельности ученого фонд содержит материалы по другим направлениям. В фонде присутствуют материалы по работам под руководством Л. В. Алексеева в Псковской области Великолукской экспедиции ИА АН СССР в г. Великие Луки и его окрестностях в 1966 г. А также материалы разведок по изучению курганов на территории Белоруссии, исследованиям древнего Рославля в 1969–1970 гг. в Смоленской области (Д. 1, 30).
Конечно, итоги археологических работ за этот период содержатся в научных отчетах, однако множество материалов, сопровождающих эти раскопки, в них не вошли – это подробные и тщательно выверенные чертежи, многочисленные фотографии, дневники, рисунки, заметки. А также необходимая каждой экспедиции отчетная документация – договоры, сметы, инструкции.
Второй блок фонда преимущественно состоит из рабочих материалов к многочисленным статьям и монографиям Л. В. Алексеева. На основе этих документов можно проследить, насколько тщательно ученый подходил к написанию своих трудов. Фонд содержит рабочие материалы к публикациям, посвященным древним Браславу, Друцку, Мстиславлю, Рославлю. Также фонд содержит большой объем разработок к монографиям исследователя «Полоцкая земля в IX–XIII вв.» ( Алексеев , 1966) и «Смоленская земля в IX–XIII вв.» ( Алексеев , 1980) (Д. 31–33). В фонде присутствуют рукописи учеников Л. В. Алексеева, с его правками и рекомендациями, в частности работы Якова Григорьевича Риера «Изучение курганов в Могилевском Поднепровье», «Славянские курганы в д. Эсьмоны, Бельчинского района Могилевской области» и др. Личные документы и переписка немногочисленны, всего в фонде представлены 9 единиц хранения – это открытки, поздравления с праздниками (Д. 33).
Документы и материалы Бориса Александровича Рыбакова, которые оказались в фонде, также носят разнообразный характер. Здесь присутствуют и экспедиционные материалы, в частности большой блок документов посвящен работе Киевской археологической экспедиции в 1968 г. в Белогородке (Д. 34). Планы раскопов и фотографии, материалы по керамике, рукописи и заметки собраны по результатам раскопок Вщижского городища (Д. 35). В этом блоке содержатся материалы Б. А. Рыбакова по разведкам в Брянской области, по раскопкам древнего Любеча, древнего Берестья, г. Александров и другие (Д. 36).
Особый раздел в научной деятельности Б. А. Рыбакова занимала древнерусская эпиграфика, всю жизнь он собирал древнерусские надписи: фотографировал, копировал, снимал слепки ( Алексеев , 1968. С. 116). Таким образом, в отдельное дело фонда сгруппированы материалы исследователя по древнерусским надписям, среди которых Суздальские и Васильевские врата, Корпус Ковчег Дионисия, чаша Владимира Давыдовича, Новгородские кратиры и др. (Д. 37).
Большую группу документов составляют рабочие материалы Б. А. Рыбакова по архитектуре Древней Руси – это многочисленные фотографии, схемы, реконструкции древних храмов Великого Новгорода, Александрова, Киева и др. В фонде присутствуют рабочие материалы к публикациям Б. А. Рыбакова «История СССР», «Геродотова Скифия», «Киевская Русь». Живой интерес вызывают материалы по этнографии, которые собирал Борис Александрович, помимо иллюстраций музейных экспозиций они включают фотографии головных уборов, деревянных наличников и даже новогодних пряников (Д. 38).
Среди документов Л. В. Алексеева оказались и рисунки руки Бориса Александровича, шуточные шаржи и наброски, а также письма и открытки, адресованные ученому. Так, примечательно письмо советского историка и археолога, специалиста в области древнерусской культуры Сергея Александровича Высоцкого к Борису Александровичу от 26 марта 1961 г., в котором он помимо благодарности на замечания к статье пишет об их разночтениях в расшифровке древнерусских надписей (Д. 38. К. 16. Л. 1–3).
В целом, личный фонд Леонида Владимировича Алексеева включает как опубликованные материалы и данные научных отчетов, так и ранее не доступные документы, которые позволят будущим исследователям расширить представление о деятельности ученого.
Список литературы Личный фонд Л. В. Алексеева в архиве ИА РАН
- Албегова (Царикаева) 3. X., Кочкаров У. Ю., 2018. Северо-Кавказская археологическая экспедиция ИИМК // ИА АН СССР в киноматериалах научно-отраслевого архива ИА РАН (1957– 1959 гг.) // КСИА. Вып. 252. С. 321–327.
- Алексеев Л. В., 1966. Полоцкая земля: Очерки истории северной Белоруссии в IX–XIII вв. М.: Наука. 295 с.
- Алексеев Л. В., 1968. К 60-летию Б. А. Рыбакова // СА. № 2. С. 111–117.
- Алексеев Л. В., 1980. Смоленская земля в IX–XIII вв. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии. М.: Наука. 260 с.
- Батченко В. С., Малышев А. А., Горланов С. С., 2019. Личный фонд К. Ф. Смирнова в архиве ИА РАН // SCYTHIA et SARMATIA: сб. ст. / Отв. ред. А. А. Малышев. М.: МАКС Пресс. С. 19–24.
- Богданов В. П., 2007. Леонид Васильевич Алексеев // Алексеев Л. В. Полоцкая земля. Полоцк: А. И. Судник. С. 46–48. (Наследие Полоцкой земли; вып. 5.)
- Виноградов А. Ю., Кочкаров У. Ю., 2018. Нижнеархызское и Кяфарское городища в кинохронике Северо-Кавказской экспедиции ИА РАН // КСИА. Вып. 252. С. 328–336.
- Володин С. А., Кочкаров У. Ю., Кудрявцев А. А., Селезнева С. В., 2019. Обзор кинофонда Научно-отраслевого архива Института археологии РАН // КСИА. Вып. 257. С. 426–437.
- Колединский Л. В., 2011. Алексеев Леонид Васильевич (слово про учителя, наставника, друга) // Віцебскія старажытнасці: матэрыялы навуковай канферэнцыі, прысвечанай 90-годдзю з дня нараджэння Л. В. Аляксеева, Віцебск, 28–29 кастрычніка 2010 г. Мінск: Медисонт. С. 6–34.
- Кудрявцев А. А., 2018. Кинодокументы 1947–1948 гг. научно-отраслевого архива Института археологии РАН как источник по истории археологического изучения Новгорода // КСИА. Вып. 252. С. 337–345.
- Кудрявцев А. А., Володин С. А., Кочкаров У. Ю., Селезнева С. В., 2020. Обзор личного фонда А. Л. Монгайта в Научно-отраслевом архиве Института археологии РАН // КСИА. Вып. 261. С. 413–425.
- Макарова Т. И., 2000. К 80-летию Л. В. Алексеева // РА. № 1. С. 159–163.
- Ольховский С. В., Кочкаров У. Ю., 2019. Кинодокументы 1959–1960 гг. Научно-отраслевого архива Института археологии РАН как источник по истории подводной археологии в СССР // КСИА. Вып. 257. С. 438–444.
- Шарковская Н. Ю., 2011. Ученый и музей (О сотрудничестве ВОКМ с Л. В. Алексеевым) // Віцебскія старажытнасці: матэрыялы навуковай канферэнцыі, прысвечанай 90-годдзю з дня нараджэння Л. В. Аляксеева, Віцебск, 28–29 кастрычніка 2010 г. Мінск: Медисонт. С. 60–69.