Литейная форма с рисунками из Владимира

Бесплатный доступ

В статье рассматривается литейная форма с рисунками, обнаруженная в 1995 г. на территории «Ветчаного города» г. Владимира. Находка датируется серединой XII в. - 1238 г. Изделие предназначено для изготовления жуковин -металлической фурнитуры книжного переплета, украшающей и защищающей последний. На литейной форме нарисован лучник, стреляющий в многоглавое чудовище. Последнее, как установлено М. В. Седовой, изображено взрослым, а его победитель - ребенком. Облик чудовища восходит к Лернейской гидре. Шлем лучника опознается как относящийся к типу II по А. Н. Кирпичникову, вероятно, к разновидности ПБ.

"ветчаный город", владимир, литейная форма, фурнитура книжного переплета, жуковины, рисунок, дракон, лернейская гидра, античное наследие, византия, русь, детское творчество, шлем

Короткий адрес: https://sciup.org/143173121

IDR: 143173121

Список литературы Литейная форма с рисунками из Владимира

  • Даркевич В. П., 1962. Подвиги Геракла в декорации Дмитриевского собора во Владимире // СА. № 4. С. 90-104
  • Жарнов Ю. А., 1996. Раскопки усадьбы в "Ветчаном городе" Владимира // АО 1995 года. М.: ИА РАН. С. 135-136.
  • Завьялов В. И., 2005. Археологические исследования посада // Великое княжество Рязанское. Историко-археологические исследования и материалы / Отв. ред. А. В. Чернецов. М.: Памятники исторической мысли. С. 90-104.
  • Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая половина XV - XVI век: каталог. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Московский Кремль", 2016. 328 с.
  • Каковкин А. Я., 1994. О двух коптских тканях с изображениями двенадцати подвигов Геракла // Византия и Ближний Восток / Науч. ред. В. С. Шандровская. СПб.: ГЭ. С. 41-54.
  • Каталог славяно-русских рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР / Сост.: О. А. Князевская, Н. С. Коваль, О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова. М.: Тип. Главархива СССР, 1988. 2 т.
  • Кирпичников А. Н., 1971. Древнерусское оружие. Вып. 3: Доспех, комплекс боевых средств IX-XIII вв. Л.: Наука. 127 с.
  • Клепиков С. А., 1960. Орнаментальные украшения переплетов конца XV - первой половины XVII в. в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Вып. 22. С. 57-73.
  • Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л., 1981. Усадьба новгородского художника XII в. М.: Наука. 168 с.
  • Медынцева А. А., 2018. Из инструментария древнерусских мастеров - резчиков по камню // КСИА. Вып. 252. С. 233-241.
  • Мокрецова И. П., 2001. Древнерусский обиходный переплет по материалам Синодального собрания в Российском государственном архиве древних актов // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 19. М.: Гос. НИИ реставрации. С. 31-47.
  • Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л., 2003. Материалы и техника византийской рукописной книги. М.: Индрик. 320 с.
  • Мурашева В. В., 2000. Древнерусские ременные наборные украшения (X-XIII вв.). М.: Эдиториал УРСС. 136 с.
  • Описи Соловецкого монастыря XVI в. / Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик; отв. ред. М. И. Мильчик. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 357 с.
  • Плавинский Н. А., 2013. Древнерусские граффити как источник по истории вооружения: к постановке вопроса // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы 58-го заседания (17-19 апреля 2012 г.). / Отв. ред. Н. В. Лопатин. М.; Псков: ИА РАН: Псковский музей-заповедник. С. 389-399.
  • Порфиридов Н. Г., 1975. История одного изображения в древнерусском искусстве // Древнерусское искусство. Зарубежные связи / Ред.-сост. Г. В. Попов. М.: Наука. С. 119-124.
  • Рыбина Е. А., 1998. Рисунки средневековых новгородцев (по археологическим материалам) // Историческая археология. Традиции и перспективы / Ред.-сост. Т. А. Пушкина; отв. ред. В. Л. Янин. М.: Памятники исторической мысли. С. 15-27.
  • Рындина А. В., 1984. Эллинистические мотивы в памятнике московской торевтики последней трети XIV в. // Древнерусское искусство XIV-XV вв. / Отв. ред. О. И. Подобедова. М.: Наука. С. 94-100.
  • Седова М. В., 2004. Рисунки на камнях из Владимира и Суздаля // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы 50-го научного семинара / Отв. ред. В. В. Седов. Псков: Псковский гос. объед. ист.-архит. и худож. музей-заповедник. С. 358-366.
  • Седова М. В., Мухина Т. Ф., 1996. Работы во Владимире (ул. Фрунзе, 25) // АО 1995 года. М.: ИА РАН. С. 177-178.
  • Стасов В. В., 1887. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб.: Картографическое заведение А. А. Ильина. 399 с.
  • Atsalos B., 1977. Surquelquestermesrelatifs à lareliuredesmanuscritsgrecs // Studia Codicologica. Berlin: Akademie Verlag. P. 15-42.
  • Byzantium. Faith and power. New York: New Heaven: London: The Metropolitan Museum of Art, 2004. 658 p.
  • Grabar A., 1936. L'empereur dans l'art byzantin. Paris: Les Belles Letres. 336 p.
  • Musin A., 2010. Russian Medieval Culture as an "Area of Preservation" of the Byzantine Civilizantion // Towards Rewriting? New Approaches to Byzantine Archaeology and Art / Eds.: P. Grotowski, S. Skrzyniarz. Warsaw: The Polish Society of Oriental Art: Cardinal Stefan Wyszyński University. P. 11-44. (Series Byzantina; vol. VIII.)
  • O'Hear N., O'Hear A., 2015. Picturing the Apocalypse. The Book of Revelation in the Arts over two Millenia. Oxford: Oxford University Press. 333 p.
  • Ogden D., 2013. Drakōn. Dragon Myth and Serpent Cult in the Greek and Roman Worlds. Oxford: Oxford University Press. 472 p.
  • Οι Θησαροι του Αγιου Ορους: Εικονογραφημένα χειρόγραφα. Αθηνα: Εκδοτικη Αθηνων, 1973. 496 σ.
  • Tarradell M., 1969. Arte Romano en España. Barcelona: Ediciones Poligrafa. 243 p.
  • Weitzmann K., 1951. Greek Mythology in Byzantine Art. Princeton: Princeton University Press. 280 p.
Еще
Статья научная