Литературная интрига: за и против Аристотеля

Автор: Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1 (36), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются те историко-культурные преобразования, которые претерпело аристотелевское представление о литературной интриге. Автор показывает, что исходно понятие интриги как стержня литературного и театрального произведения было призвано показать целостную историю, подчиненную причинным связям и логике. Целью мимесиса, подражания жизни, согласно Аристотелю, является глубокое преобразующее человеческую душу переживание - катарсис. В статье показано, что дальнейшее развитие европейской культуры, литературы и искусства, а также их теоретического анализа, продолжило аристотелевскую линию рассмотрения пьесы, рассказа, романа как эвокативного, вызывающего сочувствие произведения. Однако уже в первой половине минувшего столетия модернизм, а впоследствии постмодернизм противопоставили аристотелевскому мимесису хаотичность фантазии, разрушили структуру произведения, а главное, отменили то главное, ради чего всегда создавалось произведение - эмоциональный отклик зрителя и читателя. Уничтожение внутренней логики и последовательности произведения шло вместе с отрицанием реальности как таковой. Автор статьи полагает, что никакие конкретно-исторические эксперименты с литературным произведением не могут отменить его катарсической природы и просто становятся обочиной искусства.

Еще

Литература, литературная интрига, мимесис, катарсис, модернизм, постмодернизм, реальность

Короткий адрес: https://sciup.org/144160303

IDR: 144160303   |   DOI: 10.24411/2310-1679-2020-10105

Список литературы Литературная интрига: за и против Аристотеля

  • Адорно Теодор В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001.
  • Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
  • Вишняков А.Г Ален Роб-Грийе: ревность в лабиринте знаков и структур // Изв. Саратов. ун-та. Сер. "Философия. Журналистика". 2010. Т. 10. Вып. 3.
  • Ионеско Э. Есть ли будущее у театра абсурда? Выступление на коллоквиуме "Конец абсурда?" // Театр абсурда. Сб. статей и публикаций. СПб.: 2005.
  • Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 2. М.: Прогресс, 1986.
  • Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1988.
  • Руднев В.П. Новая модель реальности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
  • Таганов А. Причудливые миры Натали Саррот. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/С/sarrot-natali/detstvo-zolotie-plodi/1
  • Хализев В. М. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999.
  • Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008.
Статья научная