Литология, био и хемостратиграфия верхнесерпуховско нижнебашкирских отложений в разрезе Пача Шор (р. Илыч, Северный Урал)
Автор: Пономаренко Е.С., Иванова Р.М., Смолева И.В.
Журнал: Известия Коми научного центра УрО РАН @izvestia-komisc
Рубрика: Науки о земле
Статья в выпуске: 1 (41), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены биостратиграфия, литология и изотопный состав углерода верхнесерпуховского и нижнебашкирского подъярусов в разрезе Пача Шор на р. Илыч, Северный Урал. Установлено утяжеление изотопного состава углерода между сюранским и акавасским горизонтами башкирского яруса, что совпадает с изменением типов пород и, следовательно, со сменой условий осадконакопления. В то же время изучение изотопного состава углерода отдельных компонентов породы выявили разные значения δ13С между микробными сгустками и карбонатом створок брахиопод.
Башкирский ярус, биостратиграфия, изотопия, карбонатные породы, брахиоподы
Короткий адрес: https://sciup.org/149128876
IDR: 149128876 | DOI: 10.19110/1994-5655-2020-1-28-34
Текст научной статьи Литология, био и хемостратиграфия верхнесерпуховско нижнебашкирских отложений в разрезе Пача Шор (р. Илыч, Северный Урал)
Граница серпуховского и башкирского ярусов совпадает с границей нижнего и среднего отделов каменноугольной системы ОСШ и миссисипской и пенсильванской подсистем Международной страти-

Рис. 1. Месторасположение разреза Пача-Шор. I – Уральская складчатая система; II – Предуральский краевой прогиб; III – Печорская синеклиза; IV – Тиман; V – Пай-Хой. Внизу: карта-схема приустьевого участка сухого руч. Пача-Шор. Тонкие пунктирные линии – границы между стратиграфическими подразделениями; жирные линии – тектонические нарушения.
Fig. 1. Location of the Pacha-Shor section. 1 – Urals folded system; II – Pre-Ural foredeep; III – Pechora syneclise; IV – Timan; V – Pay-Khoy. Down below: map-diagram of the estuary section of the dry stream Pacha-Shor. Thin dotted lines represent boundaries between stratigraphic divisions; bold lines represent tectonic disturbances.
графической шкалы. Широкое развитие и использование изотопного состава углерода и кислорода в последние несколько десятилетий позволило установить во многих разрезах положительную аномалию в пограничных отложениях миссисипия и пенсильвания [1–5 и др]. Но этот уровень не всегда совпадает с биостратиграфической границей серпуховского и башкирского ярусов, как это показано на примере гипостратиграфического разреза на р. Аскын, Башкортостан [6]. По мнению этих авторов, на изменения изотопного состава углерода и кислорода могли иметь влияние смены условий осадконакопления.
На западном склоне Северного Урала, в бассейне р. Илыч, в обнажениях в районе устья сухого руч. Пача-Шор (рис. 1) нами описан разрез верхнего серпухова и нижнего башкира [7]. Целью статьи является анализ биостратиграфических, литологических и изотопных данных и их возможной взаимосвязи.
Материал и методы
Разрез Пача-Шор вскрыт в районе устья одноименного сухого ручья (правый приток р. Илыч) в 1.0–1.5 км выше урочища Лёк Из. Нами этот разрез был изучен во время полевых исследований летом 2015 г. Описание проводилось по ряду профилей, пересекающих постройку Пача-Шор в разных местах, которые впоследствии были скоррелированы друг с другом для получения ясной картины строения этого геологического тела. Шаг отбора образцов определялся мощностью той или иной литологической разности пород (от 1.0 до 4.0 м). Однако при объединении профилей в одну колонку уровни отбора проб накладывались друг на друга и, следовательно, частота проб в вертикальном разрезе увеличивалась. Породы в районе устья руч. Пача-Шор охарактеризованы 37 образцами, из которых было сделано 75 шлифов для изучения литологического состава и микрофаунистических остатков. Шлифы исследовались под поляризационным микроскопом ЛОМО Полам РП-1.
На изотопный состав углерода и кислорода проанализировано 22 пробы известняков. Образцы для изотопного анализа растирались в агатовой ступке, а затем квартовались. Из одного образца, отобранного из центральной части органогенной постройки на уровне сюранского горизонта, ручной микродрелью были высверлены дополнительные пробы для изотопного анализа, характеризующие разные компоненты породы. Разложение карбонатов в ортофосфорной кислоте и измерение изотопного состава углерода и кислорода карбонатов производилось на базе ЦКП «Геонаука» ИГ Коми НЦ УрО РАН. Использовался метод проточной масс-спектрометрии в режиме постоянного потока гелия (CF-IRMS) на аналитическом комплексе фирмы ThermoFisher Scientific (Бремен, Германия) с системой подготовки и ввода проб GasBench II, соединенную с масс-спектрометром DELTA V Advantage. Значения δ13С даны в промилле относи- тельно стандарта PDB, δ18О – стандарта SMOW. При калибровке использованы международные стандарты NBS 18 и NBS 19. Ошибка определения составляет ±0.15‰.
Результаты и обсуждение
Исследования охватывают три направления: биостратиграфия, литология и изотопный анализ.
Биостратиграфический анализ проводился на основании фауны фораминифер в соответствии со схемой стратиграфического расчленения [8]. В разрезе Пача-Шор установлены протвинский и ста-роуткинский горизонты серпуховского яруса, а также богдановский, сюранский, акавасский и аскын-башский горизонты башкирского яруса (рис. 2).
Протвинский горизонт (сл. 1–7; 26.1 м) не содержит зональных видов фораминифер, поэтому установлен по стратиграфическому положению между староуткинским горизонтом и нижнесерпуховскими отложениями, вскрытыми в небольшом выходе 62а на р. Илыч. Породы представлены светлосерыми массивными биокластовыми брахиоподо-выми известняками и цементолитами с подчиненным развитием сгустковых разностей.
Староуткинский горизонт (сл. 8–10; 12.2 м) как и во многих разрезах Среднего и Южного Урала выделяется по появлению Plectostaffella varvariensis и Pl. varvariensiformis , являющихся зональными видами. Он сложен светло-серыми массивными био-кластовыми брахиоподовыми известняками и це-ментолитами с линзами сгустковых известняков.
Богдановский горизонт (сл. 11–16; 10.5 м) в принятой авторами стратиграфической схеме соответствует нижней части башкирского яруса [8]. Он выделяется на основании появления вида-индекса Plectostaffella bogdanovkensis . Обращает на себя внимание, что в основании башкирского яруса здесь отмечается лишь Pl. ex gr. bogdanovkensis (рис. 2), но в этом же слое присутствуют первые Millerella umbilicata и Pl. varvariensiformis tenuissima , чье появление происходит совместно с Pl. Bogda-novkensis [8]. Богдановский горизонт на руч. Пача-Шор сложен биокластовыми брахиоподовыми известняками и цементолитами, однако на р. Илыч он характеризуется линзовидным чередованием био-гермных пятнистых брахиоподово-микробиальных известняков и неявнослоистых органогенных песчаников.
Сюранский горизонт (сл. 17; 2.0 м) во многих разрезах Северного и Среднего Урала отвечает фораминиферовой зоне Eostaffella postmosquensis . Однако первые особи этого вида известны уже в серпуховском веке. Впоследствии для сюранского горизонта Южного Урала и краснополянского горизонта Восточно-Европейской платформы в качестве зональной формы был предложен вид Semi-staffella variabilis [8]. В разрезе Пача-Шор он установлен из выходов биогермных брахиоподово-сгустковых известняков.
Выше отмечен не обнаженный интервал около 25 м по мощности.
Акавасский горизонт (сл. 19–22; 5.3 м) сложен серыми и темно-серыми плитчатыми биокла- стовыми и биоморфными водорослевыми известняками с обилием Donezella и Ungdarella и с подчиненными прослоями известняков пелитоморфных и биокластовых с пелитоморфным цементом. Зональные виды, такие как Pseudostaffella antiqua и Ps. grandis, так и S. cf. minor (Raus.), появляются только в верхней части этого интервала. Однако В.А. Варсанофьева и Д.М. Раузер-Черноусова [9] во многих обнажениях на р. Илыч отмечают серые плитчатые известняки с обильными донецеллами, унгдареллами и Ps. antiqua (северокельтменский горизонт). Это позволяет предположить, что вся эта толща относится к акавасскому горизонту.
Аскынбашский горизонт (сл. 23–25; 3.7 м) представлен известняками биокластовыми, иногда с преобладанием фрагментов водорослей Ungda-rella . Нижняя граница горизонта проводится по первому появлению вида-индекса Pseudostaffella prae-gorsky .
Литологически отложения в районе устья сухого руч. Пача-Шор можно разделить на два комплекса: (1) протвинско-сюранский биогермный и (2) акавасско-аскынбашский открыто-морской.
Протвинско-сюранский комплекс (видимая мощность 50.8 м) представляет собой брахиоподо-во-микробную органогенную постройку и её фланкирующие слои, развивавшуюся с условиях полу-изолированной лагуны [7]. Она сложена брахиопо-дово-сгустковыми и биокластовыми брахиоподовы-ми известняками с линзами цементолитов. В меньшей степени отмечаются прослои криноидных разностей и фенестровых сгустковых известняков.
Акавасско-аскынбашский комплекс (видимая мощность 9.0 м) сложен в основном плитчатыми био-кластовыми и водорослевыми (унгдарелловыми и/или донецелловыми) известняками и представляет отложения открытого мелкого моря. Эти слои характеризуют начало раннебашкирской трансгрессии.
Характер распределения значений δ13С карб и δ18О карб показывает следующую картину (табл. 1; рис. 2):
-
1. На протвинско-сюранском интервале отмечается постепенное облегчение δ13С карб от 2.1 до 0.4...0.5‰ и δ18О карб от 28.3 до 26.1‰.
-
2. Породы нижней части акавасского горизонта характеризуются более утяжеленным δ13С карб (2.71‰) по сравнению с породами верхней части богдановского и сюранского горизонтов (0.4...0.5‰).
-
3. В акавасско-аскынбашской части разреза, в целом, отмечается постепенное облегчение δ13С карб от 2.7 до 1.4‰.
Таким образом, характер распределения величин δ13С карб и δ18О карб в основании башкирского яруса не показал значительных колебаний. Заметное утяжеление δ13С карб между сюранским и акавас-ским горизонтом связано, вероятно, с изменением условий осадконакопления, так как совпадает с отложениями, характеризующими установление открыто-морского режима вследствие подъёма уровня моря. Такое утяжеление близко к распределению δ13С в разрезе Аскын на Южном Урале, где повышение δ13С также совпадает с обширной трансгрессией [6]. Главным отличием между разре-

Рис. 2. Литология, распространение фораминифер и изотопные значения δ 13 Скарб и δ 18 Окарб.
Условные обозначения: 1 – сгустковый известняк; 2 – брахиоподовый цементолит; 3 – биокластовый бра-хиоподовый известняк; 4 – биокластовый брахиоподовый известняк с пелитоморфным цементом; 5 – органогенный песчаник; 6 – биоморфный водорослевый известняк; 7 – биокластовый водорослевый известняк с пелитоморфным цементом; 8 – полибиокластовый известняк с пелитоморфным цементом; 9 – поли-биокластовый известняк со спаритовым цементом; 10 – пелитоморфный известняк.
Fig. 2. Lithology, distribution of foraminifera, and isotopic values of δ 13 C carb and δ 18 O carb . 1 – clotted limestone; 2 – brachiopod cementstone; 3 – bioclast brachiopod limestone; 4 – bioclast brachiopod limestone with micrite cement; 5 – organogenic sandstone; 6 – biomorphic algal limestone; 7 – bioclast algal limestone with micrite cement; 8 – polybioclast limestone with micrite cement; 9 – polybioclast limestone with sparite cement; 10 – lime mudstones.
Таблица 1
Значения δ 13Скарб и δ 18Окарб для пород разреза Пача-Шор, Северный Урал
Values of δ 13Сcarb and δ 18Оcarb for whole rocks of the Pacha-Shor section, Northern Urals
Table 1
Анализ изотопного состава углерода и кислорода отдельных компонентов породы из образца биогермного брахиоподово-сгусткового известняка (табл. 2) сюранского возраста показал следующую картину (рис. 3):
Таблица 2
Изотопный состав углерода и кислорода компонентов пород (δ13Скомп, δ18Окомп) и карбоната раковин брахиопод (δ13Сбрах, δ18Обрах) в образце брахиоподово-сгусткового известняка сюранского возраста
Table 2
Isotopic composition of С and O of rock components
( δ 13 С
δ О comp )
comp ,
and carbonate of brachiopod shells (δ13Сbrach, δ18Оbrach) from a sample of brachiopod-clumped limestone of the Suranskian age
№ на рис. 3 |
Компонент |
δ13С,‰, PDB |
δ18O, ‰, SMOW |
1 |
раковина брахиоподы 1 |
4.8 |
28.0 |
2 |
сгустковый кальцит внутри раковины брахиоподы 1 |
0.4 |
26.3 |
3 |
темная микробная корка внутри раковины брахиоподы 1 |
0.5 |
26.4 |
4 |
раковина брахиоподы 2 |
1.9 |
26.3 |
5 |
темная микробная корка внутри раковины брахиоподы 2 |
0.1 |
26.3 |
6 |
сгустковый кальцит между раковинами брахиопод |
0.5 |
26.2 |
7 |
биокластовые участки |
0.5 |
26.1 |

Рис. 3. Биогермный брахиоподово-сгустковый известняк. Сюранский горизонт. Слой 17. Обр. П-ПШ1/1. Точки указывают места отбора проб на изотопный анализ (см. табл. 2).
Fig. 3. Bioherm brachiopod-lump limestone. Syurani-an horizon. Layer 17. Sample П-ПШ 1/1. Points indicate sampling site for isotope analysis (see Table 2).
-
1. δ13С и δ18О сгустковых и биокластовых участков породы имеют сходные с δ13С комп и δ18О комп значения (от 0.1 до 0.5‰ и от 26.1 до 26.4‰ соответственно).
-
2. Изотопный состав карбоната раковин двух брахиопод (δ13С брах и δ18О брах ), расположенных в 2.0
см друг от друга, показывает повышенные значения (1.9–4.8‰ и 26.3–28.0‰ соответственно).
Эти данные ясно указывают на несовпадение изотопного состава карбоната раковин брахиопод и других компонентов породы. Объяснение этого факта в изученном разрезе – предмет будущих исследований.
Заключение
Литологическое, стратиграфическое и изотопное изучение пограничных отложений нижнего и среднего отделов каменноугольной системы в разрезе Пача-Шор позволило выявить следующее:
-
1. В разрезе Пача-Шор по фауне форамини-фер установлены протвинский и староуткинский горизонты серпуховского яруса и богдановский, сюранский, акавасский и аскынбашский горизонты башкирского яруса.
-
2. По литологическим признакам установлено два комплекса пород: протвинско-сюранский и ака-васско-аскынбашский. Протвинско-сюранский комплекс представляет собой образования брахиопо-дово-микробной постройки, развивавшейся в условиях полуизолированной лагуны. Акавасско-аскын-башский комплекс отражает условия осадконакопления открытого моря, являвшимся следствием раннебашкирской трансгрессии.
-
3. Изучение изотопного состава углерода и кислорода пород позволило выявить утяжеление δ13С карб примерно на границе сюранского и ака-васского горизонтов, совпадающего с началом трансгрессии. Такое распределение сходно с утяжелением δ13С, установленным в основании башкирского яруса в разрезе Аскын на Южном Урале, которое также подчеркивается изменениями условий осадконакопления.
-
4. Анализ изотопного состава углерода и кислорода разных компонентов породы выявил значительные различия в значениях δ13С карб и δ13С брах .
Авторы выражают искреннюю признательность А.В. Журавлеву (ИГ Коми НЦ УрО РАН) за ценные замечания.
Работа выполнена в рамках темы № АААА-А17-117121270034-3 ИГ Коми НЦ УрО РАН, № АА-АА-А18-118052590025-8 государственного задания ИГГ УрО РАН, при частичной финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований УрО РАН, проект №18-5-5-31 и Комплексной программы фундаментальных исследований УрО РАН № АААА-А18-118052590031-9.
Список литературы Литология, био и хемостратиграфия верхнесерпуховско нижнебашкирских отложений в разрезе Пача Шор (р. Илыч, Северный Урал)
- Grossman E.L., Mii H.S., Yancey T.E. Stable isotopes in Late Pennsylvanian brachiopods from the United States: Implications to Carboniferous paleoceanography // Bull. Geol. Soc. Am. 1993. Vol. 105. P. 1284 1296
- Bruckshen P., Oesmann S., Veizer J. Isotope stratigraphy of the European Carboniferous. Proxy signals for ocean chemistry, climate and tectonic // Chem. Geol. Isotope Geosci. Section. 1999. Vol. 161. P. 127 163
- Mii H.S., Grossman E.L., Yancey T.E. Carboniferous isotope stratigraphies of North America: implications for Carboniferous paleocea nography and Mississippian glaciation. Geol. Soc. // Am. Bull. 1999. Vol. 111. P. 960 973
- Brand U., Jiang G., Azmy K., Bishop J.W., Montanez I.P. Diagenetic evaluation of a Pennsylvanian carbonate succession (Bird Spring Formation, Arrow Canyon, Nevada, U.S.A.) 1: Brachiopod and whole rock comparison // Chem. Geol. 2012. Vol. 308 309. P. 26 39
- Saltzman M.R., Thomas E. Carbon isotope stratigraphy // The Geologic Time Scale. Elsevier, 2012. P. 207 232
- Кулешов В.Н., Седаева К.М., Горожанин В.М., Горожанина Е.Н. Гипостратотип башкирского яруса каменноугольной системы (р.Аскын, Башкортостан): литология, изотопные особенности (δ13С, δ18О) и условия образования карбонатных пород // Стратиграфия, геологическая корреляция. 2018. Т. 26. №6. С. 41 64
- Пономаренко Е.С., Иванова Р.М. Литология и стратиграфия верхнесерпуховско нижнебашкирских отложений в разрезе Пача Шор (р. Илыч, Северный Урал) // Вестник ИГ Коми НЦ УрО РАН. 2017. №7. С. 28 37
- Иванова Р.М. Фузулиниды и водоросли среднего карбона Урала (зональная стратиграфия, палеобиогеография, палеонтология). Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 204 с
- Варсанофьева В.А., Раузер Черноусова Д.М. К характеристике среднекаменноугольных отложений р. Илыч // Сборник трудов по геологии и палеонтологии / Коми фил. АН СССР. Сыктывкар: Республиканская типография Полиграфиздата, 1960. С. 94 126