Л.Н. Толстой и В.В. Розанов: две исповеди
Автор: Климова Светлана Мушаиловна
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Рубрика: Василий Розанов: Мыслить уединенное. К 165-летию со дня рождения философа
Статья в выпуске: 3 (57), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена сопоставлению текстов двух исповедей - «Исповеди» Л.Н. Толстого и «Уединенного» В.В. Розанова - в аспекте их жанровых и содержательных характеристик. В процессе исследования был учтен момент смены литературных стилей, связанный с переходом от реализма Толстого к модернизму, отраженному в жанре «опавших листьев» Розанова. Испове-дальность Толстого, созданная на основе классических традиций Августина и Руссо, становится толчком к созданию новых исповедальных форм, например, иронической философии Розанова. При этом оба автора используют прием остранения: Толстой как художественный, а Розанов - как стилистический, необходимый для проявления его иронической философии.
Исповедь, психология личности, остранение, ирония, л.н. толстой, в.в. розанов
Короткий адрес: https://sciup.org/170191393
IDR: 170191393 | DOI: 10.24866/1997-2857/2021-3/57-62
Список литературы Л.Н. Толстой и В.В. Розанов: две исповеди
- Бердяев Н.А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 3. Париж, 1989.
- Климова С.М. Проблемы поэтики До-стоевского-Розанова-Бахтина // Человек. 2004. № 3. С. 53-65.
- Розанов В.В. Собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 4. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995.
- Розанов В.В. Полное собрание "опавших листьев". Кн. 1. Уединенное. М.: Русский путь, 2002.
- Салманова И.Ф. Переписка как исповедально-диалогическое пространство русской культуры // Н.Н. Страхов в диалогах с современниками. Философия как культура понимания / Под ред. С.М. Климовой. СПб: Алетейя, 2010. С. 116-135.
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 23. М.: Государственное издательство "Художественная литература", 1957.
- Шкловский В.Б. Розанов // Розанов В.В.: pro et contra. Кн. 2. СПб.: РХГА, 1995. С. 321343.
- Denner, M.A., 2008. Dusting off the couch (and discovering the Tolstoy connection in Shklovsky's "art as device"). The Slavic and Eastern European Journal, Vol. 52, no. 3, pp. 370-388.