Логическое ударение сквозь призму морфологии

Автор: Власова Ольга Борисовна

Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология @philology-tversu

Рубрика: Лингвистика

Статья в выпуске: 1, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена роли логического ударения при решении некоторых спорных вопросов морфологии. В центре внимания автора оттенки значений, актуализированные при изменении места логического ударения, грамматические омонимы, при разграничении которых требуется учитывать место логического ударения, а также усилительные и выделительные частицы как маркеры логического ударения. Исследование проводится на материале современного русского языка.

Логическое ударение, грамматическая омонимия, частица, наречие, союз, местоимение, семантика, пресуппозиция

Короткий адрес: https://sciup.org/146281576

IDR: 146281576

Текст научной статьи Логическое ударение сквозь призму морфологии

Логическое ударение обычно изучается при рассмотрении актуального членения предложения, а также различных аспектов теории коммуникации, поскольку именно логическое ударение позволяет точнее калибровать пресуппозиции, актуальные для говорящего.

Действительно, смысл высказывания Я купил машину коренным образом меняется в зависимости от того, где поставлено ударение, ср.:

  • -    выражение Я купил машину, произнесенное с акцентом на личном местоимении я , допускает пресуппозиции «Это не твоя машина», «Не трогай»;

  • –    выражение Я купил машину с акцентом на глаголе купил включает пресуппозиции «Я это смог сделать» или «Мне не подарили, я сам» и т. п.;

  • -    выражение Я купил машину с акцентом на существительном машину делает возможными, например, пресуппозиции «Машину, а не велосипед», или «Денег пока нет», или «Поедем кататься» и т. п. Но логическое ударение актуально и для морфологии. Во-первых, потому, что морфологическими маркерами ударения, как известно, работают частицы усилительные ( именно, исключительно, не кто иной как, не что иное как и др.) и выделительные ( только, лишь, как раз, даже, же и др.).

Отчетливая разница между двумя этими разрядами в том, что выделительные частицы, помимо того что маркируют логическое ударное слово, вводят в предложение дополнительную информацию о других объектах или субъектах, выделяя исходный субъект или объект среди прочих. Например, высказывания Только Петя пришел содержит неявное указание на то, что какие-то другие люди не пришли. Фраза Петя-то пришел означает, что какой-либо другой человек, которого также ожидали, к разочарованию говорящего, не пришел.

Усилительные частицы, в отличие от выделительных, акцентируют логически ударное слово, актуализируя его значение и соответствующие пресуппозиции, но о других субъектах или объектах не сообщают, например: Именно я купил машину. Я именно купил машину. Я купил именно машину. Я купил не что иное, как машину. Машину купил не кто иной, как я [1].

Отметим, что выделительные частицы только и лишь взаимозаменяемы, ср.: Только Петя пришел. Лишь Петя пришел.

Частица как раз используется с такой же целью, что и предыдущие, но употребляются в диалоге при наличии оппонентов, ранее озвучивших иную точку зрения. Например, фраза Как раз Петя пришел означают не только то, что другие люди не пришли, но и то, что кто-то иной полагал, что именно Пети не было на обсуждаемом мероприятии.

Частица даже в списке выделительных частиц стоит особняком. Так, выражение Даже Петя пришел позволяет неявно сказать, что пришли все без исключения, и дать характеристику некоему Пете, неявно сообщив, что он обычно не ходит на такие мероприятия.

Как правило, усилительные и выделительные частицы занимают препозиционное положение по отношению к выделяемому слову и обладают способностью перемещаться по предложению. Изменять порядок слов при этом обычно не требуется, например:

Я даже купил машину. Я купил даже машину. Даже я купил машину

Как раз Лодыгин создал первую лампу накаливания. Лодыгин как раз создал первую лампу накаливания. Лодыгин создал как раз первую лампу накаливания.

Частица - то в этом смысле является двойным исключением из правил. Во-первых, эта частица стоит не перед выделяемым словом, а после него, отделяясь дефисом. Располагаться данная частица может исключительно после первого слова высказывания, что влечет за собой изменение порядка слов в предложении, например: У меня - то была синяя краска. Синяя-то краска у меня была. Краска - то синяя у меня была. При сохранении порядка слов предложение с этой частицей оказывается грамматически аномальным, например: У меня-то была синяя краска. У меня была синяя-то краска. У меня была синяя краска-то .

Отметим, что при глаголе эта частица появляется только в конце вопросительных предложений с вопросительным словом, например: Куда ты ходил-то?

В свете логического ударения отдельного комментария заслуживает частица именно . Обычно препозитивная, эта частица в контексте с относительными и вопросительными местоимениями занимает место в постпозиции. Например: Я знаю, что именно ты скажешь и Что именно ты скажешь?

В простых предложениях ударение на именно означает отнесенность частицы к препозитивному вопросительному местоимению, например: Что именно ты скажешь? Ударение на ты означает отнесенность частицы к постпозитивному личному местоимению, например: Что именно ты скажешь? Два ударения также показатель того, что слово что выступает в роли местоимения, например: Что именно ты скажешь . Как видим, частеречный статус слова что при изменении логического ударения в простых предложениях с частицей именно остается неизменным, но смысл высказывания меняется.

В сложных предложениях с союзом когда (1) и с союзным словом как (2) изменение логического ударения также меняет оттенки смысла, например: 1) Я знаю, когда именно ты скажешь или Я знаю, когда именно ты скажешь. 2) Я знаю, как именно ты поступишь или Я знаю, как именно ты поступишь.

Иначе складывается ситуация в сложных предложениях со словом что . Двоякое логическое ударение, подсказанное частицей именно , приводит не только к изменению смысла, но и к необходимости различать союзы и союзные слова. Приведем пример.

Во фразе Я знаю, что именно ты скажешь ударение на именно означает отнесенность частицы к препозитивному относительному местоимению, выступающему в роли союзного слова: Я знаю, что именно ты скажешь. Ударение на ты означает отнесенность частицы к постпозитивному личному местоимению ты и, стало быть, союзный статус слова что : Я знаю, что именно ты скажешь. Два ударения также показатель того, что слово что выступает в роли местоимения, например: Я знаю, что именно ты скажешь.

Как видно из последнего примера, логическое ударение актуально для морфологии еще и потому, что часто именно оно является показателем частеречного статуса слова и, соответственно, его значения.

Пример с частицей именно в сложных предложениях, где логическое ударение является определяющим при разграничении союзов и местоимений, конечно, не единственный.

В частности, в контексте Я знаю, что ты споешь вывод о части речи слова что тоже зависит от логического ударения: акцент на что оз- начает отнесенность что к классу относительных местоимении; ударение на личном местоимении ты означает союзный статус слова что.

Слово все во фразе Ты все пишешь?, произнесенной с ударением на все (Ты все пишешь?), является определительным местоимением . Это же слово в этой же фразе, но произнесенной с ударением на глаголе пишешь (Ты все пишешь ?), является частицей, означающей, что время, затраченное на выполнение действия, с точки зрения говорящего, явно превышено.

Наречия, союзы, предлоги, частицы не имеют никаких форм словоизменения, в которых отражались бы синтаксические связи слов. Поэтому при их разграничении опираться приходится только на особенности значения, синтаксическую функцию, порядок слов и, конечно, на логическое ударение [2].

Например, внимание к ударению требуется при разграничении союзов и наречий в функции союзного слова. Так, в контексте Конь мой , мощь моя и крепь , слышу я , как ржет он жалобно , закусив златую цепь ударение на как означает возможность его замены на каким образом и, стало быть, отнесенность слова как к классу местоименных наречий. Ударение на глаголе ржет свидетельствует о возможности замены как на союз что и, соответственно, о союзном статус слова как .

При разграничении союзов и частиц игнорировать логическое ударение тоже нельзя. Так, если в контексте Только ты приходи ударение падает на личное местоимение ты , перед нами выделительная частица только , означающая просьбу прийти без сопровождающих . При ударении на глаголе приходи (Только ты приходи ) слово только оказывается противительным союзом, связывающим предложение с предыдущим. Например: Я все прощу, только ты приходи .

С опорой на логическое ударение во многом происходит разграничение некоторых наречий и частиц. Например, слово просто во фразе Он просто сказал , произнесенной с ударением на просто, является наречием в значении ‘доходчиво, ясно’. Если же эту фразу произнести с ударением на глаголе сказал ( Он просто сказал ) , слово просто – частица, задача которой ввести в текст тему оправдания или извинения.

Непременное условие употребления наречия ещё в значении повторного, добавочного действия ( опять, в добавление [3]) – его ударная позиция: напиши ещё (еще раз), почитаю ещё, прыгнул ещё. Если ударение падает на глагол, слово ещё призвано подчеркнуть, что время или возможность для выполнения действия ограничены, но говорящий верит в успех: еще поживем, еще повоюем , то есть является частицей [2].

Параллельное употребление таких контекстов с разными ударениями подчеркивает разницу между наречием и частицей. Так, в контексте напишу ещё (ещё раз) слово еще является наречным. Перемещение уда- рения на глагол (напишу ещё, поборемся ещё) превращает его в частицу.

При интерпретации высказываний, включающих в себя слово ещё , нужно учитывать, что еще в значении вдобавок’ может относиться не к глаголу, а к существительному, это также влечет за собой восприятие еще не как наречия, а как частицы. Оттенки смысла при этом варьируются в зависимости от перемены места ударения. Так, если в контексте Дай ещё конфету ударение падает на ещё , это означает, что ранее были даны тоже конфеты. Если в контексте Дай ещё конфету ударение падает на конфету , ранее были даны не конфеты, а, например, фрукты [Там же].

Интересно в этом отношении слово опять , которое в словарях представлено как наречие в значении ‘еще раз, снова’ [3].

Употребленное при глаголах в пре- или в постпозиции, слово опять действительно наречие, например: Он опять чихнул . Он чихнул опять . Причем наречный статус сохраняется независимо от позиции, но только если глагол маркирован ударением, например: Опять он чихнул. Мы опять купили яблоки. Опять мы купили яблоки.

Если же ударение падает не на глагол, а на местоимение или существительное, значение слова опять определению наречия не соответствует.

Например, выражение Опять мы купили яблоки означает не столько то, что действие повторное, сколько недовольство тем, что повторно задействован один и тот же субъект, а не кто-то иной.

Выражения Опять мы купили яблоки или Мы купили опять яблоки означают не столько то, что действие совершено повторно, сколько то, что повторно приобретен некий объект, то есть яблоки. Иначе говоря, в этом случае слово опять является не наречием, а частицей.

Как видим, споры по поводу того, к какой части речи относится слово, иной раз возникают только потому, что искомое слово употребляется в предложениях, в которых возможно двоякое логическое ударение.

Об авторе:

Tver State University the Russian Language Department

Список литературы Логическое ударение сквозь призму морфологии

  • Власова О. Б. Грамматическая специфика частиц "не кто иной, как" и "не что иное, как" // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 1. С. 131-135.
  • Власова О. Б. Слово "ещё": стереотипы и реальность // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 2-2 (33). С. 49-50.
  • Ожегов С И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.
Статья научная