Магнитно-лазерная терапия в профилактике и лечении гнойных осложнений в послеоперационном периоде у гинекологических больных

Автор: Исмаилова Л.В., Крикунова Людмила Ивановна, Евстигнеев А.Р., Эфендиев В.А.

Журнал: Радиация и риск (Бюллетень Национального радиационно-эпидемиологического регистра) @radiation-and-risk

Рубрика: Научные статьи

Статья в выпуске: 1 т.17, 2008 года.

Бесплатный доступ

В настоящем исследовании апробированы методики магнитно-лазерной терапии на новом поколении магнитно-лазерной аппаратуры для профилактики и лечения гнойных осложнений при плановых гинекологических операциях. Частота гнойных осложнений после гинекологических операций остается на высоком уровне до 4,0-12,0%, а летальность достигает 1,5-4,0 %. Внедрение новых подходов и технических методов позволили уменьшить частоту гнойных осложнений в 2-3 раза, а число летальных исходов сведено до 0.

Магнитно-лазерная терапия, гнойные осложнения, гинекологические операции, послеоперационный период, летальность

Короткий адрес: https://sciup.org/170169931

IDR: 170169931

Текст научной статьи Магнитно-лазерная терапия в профилактике и лечении гнойных осложнений в послеоперационном периоде у гинекологических больных

Плановые операции по поводу заболеваний женских половых органов относятся к условно чистым операциям, поэтому обуславливают проведение антибиотикопрофилактики в до- и послеоперационном периоде, что позволяет снизить частоту раневых инфекционных осложнений на 50 % [4]. Однако, учитывая дополнительные факторы риска, такие как длительность и травматичность операций, предшествующие воспалительные заболевания женской половой сферы, снижение питания и нарушения белкового обмена, проведение лучевой противоопухолевой и гормональной терапии у больных со злокачественными новообразованиями, риск послеоперационных осложнений нагноительного характера остается высоким. Применение цефалоспоринов второго и третьего поколений, хотя и дает некоторое снижение гнойных осложнений после операций, но число их остается высоким (4-12 %), а летальность достигает 1,5-4 % [2, 5, 6]. Это обуславливает поиск новых антибактериальных средств и других методов предупреждения и лечения послеоперационных гнойных осложнений у больных с заболеваниями женских половых органов с отягощенным анамнезом. Одним из таких методов является применение лазерной терапии для профилактики и лечения гнойных осложнений у гинекологических больных [1, 3, 7].

Целью настоящего исследования является обоснование метода магнитно-лазерной терапии для профилактики и лечения гнойных осложнений в послеоперационном периоде у пациенток со злокачественными и доброкачественными новообразованиями женских половых органов.

Группы пациенток

В исследование было включено 150 пациенток в возрасте 40-74 года, разбитые на 3 группы по 50 пациентов (табл. 1).

Первая (I) группа состояла из 50 человек со злокачественными новообразованиями матки и яичников, из них – 22 с предшествовавшей лучевой терапией, 11 пациенток с химио- (гормо-но-) терапией; у 21-го пациента из 50 в анамнезе были хронические неспецифические воспалительные процессы (ХНВП). В этой группе (первой) в послеоперационном периоде проводилась магнитно-лазерная терапия (МЛТ) с целью профилактики и лечения послеоперационных гнойных осложнений ран.

Вторая (II) группа состояла из 50 пациенток с доброкачественными образованиями и заболеваниями: миома матки, эндометриоз, киста яичников, в т.ч. 18 пациенток с отягощенным анамнезом по ХНВП гениталий в возрасте 38-76 лет, также получивших МЛТ с целью профилактики и лечения послеоперационных гнойных осложнений ран.

Третья (III) группа состояла из 50 пациенток, у 25 из которых были злокачественные новообразования матки и яичников, у 25 пациентов – доброкачественные заболевания: миома матки, эндометриоз, киста яичников. Эта группа получала в послеоперационном периоде обычную антибактериальную терапию для профилактики и лечения послеоперационных гнойных осложнений ран.

Таблица 1

Группы исследования

Нозологический состав

I группа

II группа

III группа ( контрольная )

1.

Злокачественные новообразования

ВСЕГО в т . ч .:

рак шейки матки

рак тела матки

рак яичников

Из них : ХНВП в анамнезе

предшествующая лучевая терапия

предшествующая химио - ( гормоно ) терапия

50

9

28

13

21

22

11

2.

Доброкачественные образования

ВСЕГО , в т . ч .:

миома матки

эндометриоз

киста яичников

Из них : ХНВП в анамнезе

50

27

14 9

18

3.

Смешанная (злокачественные и доброкачественные образования)

ВСЕГО , в т . ч .:

рак шейки , тела матки и яичников

миома матки , эндометриоз и киста яичников

Из них : ХНВП в анамнезе

предшествующая лучевая терапия

предшествующая химио - ( гормоно ) терапия

ИТОГО :

ВСЕГО :

50

50

50

25

25

20

19

11

150

50

В гинекологическом анамнезе у пациенток I группы выявлены перенесенные ранее: аборты – у 72 % пациенток, диатермохирургические вмешательства на шейке матки по поводу различных заболеваний – у 35 %, острые и хронические воспалительные заболевания женских половых органов (ЖПО) – у 26 % пациенток, прием контрацептивов – у 12 % и прием антибиотиков по поводу различных заболеваний (в т.ч. внегенитальной локализации) – у 90 % пациенток. Получили предшествующую лучевую терапию – 22, химиотерапию – 11 пациенток.

В гинекологическом анамнезе у пациенток II группы выявлены перенесенные ранее: аборты – у 76 % пациенток, диатермохирургические вмешательства на шейке матки по поводу различных заболеваний – у 32 % пациенток, хронические воспалительные заболевания ЖПО – у 29 %, прием контрацептивов – у 14 % и прием антибиотиков по поводу различных заболеваний, в т.ч. внегенитальной локализации – у 84 % пациенток.

В гинекологическом анамнезе у пациенток III (контрольной) группы выявлены перенесенные ранее: аборты – у 69 % пациенток, диатермохирургические вмешательства на шейке матки по поводу различных заболеваний – у 29 % пациенток, хронические воспалительные заболевания ЖПО – у 30 %, прием контрацептивов – у 9 % и прием антибиотиков по поводу различных заболеваний, в т.ч. внегенитальной локализации – у 88 % пациенток. Получили предшествующую лучевую терапию – 19, химиотерапию – 11 пациенток.

Анализ содержимого урогенитальных мазков, мазков из свода влагалища и цервикального канала методами ПЦР, бактериоскопии и посевов выявило наличие смешанной полимикроб-ной флоры, аэробно-анаэробной инфекции, ассоциаций бактерий, микоплазменной инфекции, грибков Candida, трихомонад, грамположительной и грамотрицательной флоры у значительного количества пациенток всех 3-х групп исследований (табл. 2).

Таблица 2

Анализ содержимого урогенитальных мазков , мазков из свода влагалища и цервикального канала

Нозология

I группа (50 человек ) в %

II группа (50 человек ) в %

III группа (50 человек ) в %

Хламидиоз

4

4,3

3

Уреаплазмоз

52

45

48

Микоплазмоз

36

40

32

Трихомониаз

5

4

3

Гриб рода Candida

18

16

2

Вирус папилломы человека

2

1

1

Гонококки

3

4

4

Стафилококки , стрептококки

30

28

32

Кишечная палочка

15

17

14

Синегнойная палочка

7

11

10

Наличие большого количества различной микробной флоры и зачастую сопутствующие им воспалительные процессы гениталий, факторы эндогенного происхождения (гормональные изменения, иммунодефициты, хронические заболевания, такие как сахарный диабет) являются достаточно веским основанием, предполагающим возможное возникновение послеоперационных гнойных осложнений у таких пациенток.

Для объективного прогнозирования вероятного развития гнойных осложнений в послеоперационном периоде на основании регрессионного анализа была создана балльная шкала рисков (табл. 3).

Оценка риска возникновения гнойных осложнений в послеоперационном периоде

Таблица 3

№ п / п

Факторы риска

Значение

Балл

1.

Бактер . загрязненность посевов из гениталий

наличие

2

2.

ХНВП гениталий в анамнезе

наличие

1

3.

Диабет

сахар выше 10

1

4.

Хронические болезни других органов и систем

наличие

1

5.

Критерии Т ( по TNM)

2 и более

2

6.

Критерии N ( по TNM)

1 и более

2

7.

Химиотерапия

наличие

3

8.

Лучевая терапия

наличие

2

9.

Операции с лимфаденэктомией

наличие

3

10.

Комбинированная операция

2 и более

4

11.

Лимфоцитопения

( наличие менее 8)

4

12.

Лейкоцитарный индекс интоксикации

>1,4

5

Если по совокупности признаков суммарный бал конкретной больной превышал 10 баллов, то ожидаемая частота развития гнойных осложнений составляла 10°%.

Вероятность степени прогнозирования была проверена методом регрессионного анализа зависимых (наличие бактериальной загрязненности) и независимых переменных (суммарный балл). При независимой переменной коэффициент регрессии b =2,002; р=0,001 точность прогноза 86 %. При независимом включении в регрессионную модель 12 факторов, согласно табл. 3, прогноз составил 86,6 %.

Метод терапии

Пациентки всех трех групп получали в послеоперационном периоде (через 6 часов после операции) цефазолин по 1-3 раза в день в течение 4-х дней.

Не позднее 4-х часов после оперативного вмешательства (по мере отхождения от наркоза) пациенткам I-II группы была проведена магнитно-лазерная терапия (МЛТ).

Магнитно-лазерная терапия проводилась на новом отечественном магнитно-лазерном комплексе «Улей 3 КС» (уведомление о поступлении № 026350 и регистрации заявки №°2007124194 от 28.06.2007 г. Федеральной службы интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам), характеризующийся красным 632 нм и инфракрасным спектром излучения, мощностью импульса 20 Вт, длиной волны 890 нм, длительностью импульса 200 нс, частотой до 30000 Гц и глубиной проникновения луча до 8 см. Аппарат адаптирован к накожным и полостным процедурам, оснащен матричным излучателем и разными насадками, магнитными кольцевыми аксессуарами аксиального и радиального полей воздействия. Главной отличительной особенностью аппарата является то, что доза и мощность магнитно-лазерного излучения равны и эффективны не только на поверхности, но и на всем протяжении раны, в т.ч. и в брюшной стенке на всю ее толщину.

В промежутке от 4-х до 12 часов после операции рану, покрытую повязкой, облучали низкоинтенсивным магнитно-лазерным комплексом инфракрасного спектра излучения (λ=890 нм) мощностью 20 Вт, длительностью экспозиции 180 с, частотой следования импульсов 3000 Гц с дозой облучения 0,05 Дж/см2 с магнитной насадкой напряженностью магнитного поля до 100 млТл.

На второй день и далее в течение 6 дней после операции, во время перевязки, раневую поверхность облучали по вышеописанной методике.

Главной методической задачей при проведении магнитно-лазерной терапии является регистрация и контроль энергии, вводимой в ткани пациента. Для этого необходимо рассчитать поглощенную тканями дозу, от количества которой зависят местная и общая реакция организма. Коэффициент отражения магнитно-лазерного излучения в процентном соотношении рассчитывали по методике лазерной биофотометрии, разработанной А.Р. Евстигнеевым (1988 г.) [1] с учетом глубины раны (табл. 4).

Таблица 4

Определение времени экспозиции НИМЛИ (λ=0,89 мкм ) в зависимости от глубины раны

Глубина раны при длине 10-12 см

Чистые раны (W – 0,35 Дж / см 2)

Гнойные раны (W – 0,5 Дж / см 2 )

Мощность МЛИ на выходе световода ( Вт )

Мощность МЛИ на выходе световода ( Вт )

10 Вт          II

5 Вт

15 Вт          II

20 Вт

до 2 см

90

80

320

300

до 4 см

100

90

380

360

до 6 см

140

130

430

400

до 8 см

160

150

470

450

до 10 см

220

180

500

480

Расчет времени экспозиции для низкоинтенсивного магнитно-лазерного облучения инфракрасного спектра производили с учетом биоэффективных доз, установленных экспериментальным путем Евстигнеевым А.Р. (1988-2000 гг.) составляющих 0,3-0,35 Дж/см2 для потенциально опасных в бактериальном плане ран и 0,4-0,5 Дж/см2 для гнойных и гнойно-некротических ран, при мощности импульса излучения от 10 до 20 Вт.

Расчет времени экспозиции для облучения НИМЛИ инфракрасного спектра (λ=0,89 мкм) производился в зависимости от площади раневой поверхности по коэффициентам отражения лазерного излучения от раневой поверхности, полученные на основе лазерной биофотометрии по формуле:

WS

t =                  , с,

Список литературы Магнитно-лазерная терапия в профилактике и лечении гнойных осложнений в послеоперационном периоде у гинекологических больных

  • Евстигнеев А.Р. Биоэффективные режимы воздействия импульсного лазерного излучения//Вестник ЛАН РФ. 1998. №5. С. 2-3.
  • Крикунова Л.И., Кондратьева Е.А. Использование низкоинтенсивной лазерной терапии и криодеструкции в лечении предраковых заболеваний рака шейки матки: Методическое пособ для врачей. Обнинск, 2002. С. 19.
  • Побединский Н.М., Зуев В.М., Дибладзе Т.А. Современные аспекты применения лазерного излучения в акушерско-гинекологической практике//Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов. 1997. №3. С. 97-104.
  • Савельев B.C., Гельфанд Б.Р. Антибактериальная терапия абдоминальной хирургической инфекции. М.,2000. 56 с.
  • Levie M.D., Einstein M.H., Goldberg G.L. Cervical intraepithelial neoplasia an overview of diagnosis and management//Cancer Invest. 2002. V. 20, N 5. P. 769.
  • Stanley M.A. Prognostic factors and new therapeutic approaches to cervical//Virus Res. 2002. V. 90, N 2. P. 241-248.
  • Spuhler S., Outcha Adjahoto E., Raszka K., De Gvanoli P. Consequences of laser CO2 trecafinent of cervical intraepithelial neoplasias on the anatomic and functional integrity of the cervix, 1995.