Майдана океан
Автор: Локоткова Светлана
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Геополитика
Статья в выпуске: 5 (61), 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142168543
IDR: 142168543
Текст обзорной статьи Майдана океан
ИТАР-ТАСС
Весна на Украине началась весело. Парламентская бело-голубая коалиция решила наглядно продемонстрировать президенту Украины, кто в доме хозяин. В антикризисную коалицию, созданную в июле прошлого года, изначально входило 238 депутатов: 186 — фракция Партии регионов, 31 парламентарий от Социалистической партии и 21 — от Коммунистической партии. А буквально за несколько весенних дней количество входящих в нее депутатов возросло сначала до 253, а потом и до 258. Президент Украины Виктор Ющенко мог бы просто обидеться на «перебежчиков»: в числе «предателей» были депутаты как из его партии «Наша Украина», так и из радикально-оранжевого Блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Но ему было не до обид: 270 голосов Верховной Рады достаточно для объявления импичмента президенту, а 300—уже и для изменения Конституции страны.
ПРЯМЫЕ ИН ВЕСТИ ЦИИ / №05 (61) 2007
Евгений Копатько.
Возникла угроза, и совсем нешуточная, в лучшем случае — превращения президента Украины в свадебного генерала или, на выбор, — в английскую королеву. В худшем — устранения института президентства в стране как такового. Директор политико-правовых программ киевского Центра им. Разумко-ва Юрий Якименко: «Антикризисная коалиция имела возможность набрать 300 депутатов и исключить тем самым президента из законодательного процесса. Это вело к изменению структуры парламента и искажению волеизъявления избирателей, поскольку оппозиция, представленная в парламенте, также не могла влиять на законодательную деятельность». У Ющенко был единственный шанс попытаться предотвратить это, и он им воспользовался: 2 апреля, после долгих и мучительных сомнений, он объявил о роспуске Рады и назначении на 27 мая досрочных парламентских выборов. Дата была выбрана симво- £ лическая: «антиющенковский» парламент на- < чал работать ровно год назад. Формальный мотив — нарушение Конституции, согласно которой коалицию в парламенте должны формировать фракции, весеннее же массовое пришествие депутатов в стан бело-голубых
происходило в индивидуальном порядке.
Юрий Якименко поддерживает шаг президента: «В парламенте происходили процессы, противоречащие конституционным нормам. В Конституции четко зафиксирована невозможность формирования коалиции на индивидуальной основе, субъектами коалиции могут быть только депутатские фракции. Эта
Анатолий Кинах — самый главный перебежчик


Юлия Владимировна рискует остаться в гордом оппозиционном одиночестве норма была нарушена. Некоторые депутаты считают принцип индивидуального членства законным, ссылаясь на изменения регламента Верховной Рады. Но сами эти изменения также не соответствуют Конституции».
Президент Украины испугался не зря: в «оранжевом» блоке парламента, помимо ярых и преданных борцов за идеи Майдана, есть и другие, гораздо более прагматичные политики. И для многих из них переход в лагерь бело-голубых был лишь вопросом времени. «Сегодня проявляется явная связь между политическими игроками и крупными группами капитала,— говорит директор украинского центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев. — Особенность Украины в том, что здесь в разных отраслях сформировался достаточно мощный национальный капитал со своими амбициями. Этим обусловлена тесная связь бизнеса и политиков в стране». Ермолаев уверен, что нынешний кризис связан с обострившимся конфликтом групп капитала. Таких групп капитала на Украине — три.
Первая — восточно-промышленная, связанная в первую очередь с горно-металлургическим комплексом (это знаменитые «донецкие»). Вторая группа — транснациональный капитал финансовой природы, имеющий украинские корни. Эта группа заинтересована в форсировании перераспределения собственности. Третья—торгово-промышленная группа средней руки, которая связана с «оранжевой» элитой и делает ставку на ис пользование власти для распределения самых ценных активов.
Затяжной политический конфликт оттягивал процесс реформирования. А капиталу эти реформы нужны как воздух — ему необходимы четкие условия игры для развития рынков. С 2004 года считалось, что пропрезидентские блоки прогрессивны, а их оппоненты — консервативны.
Однако возникшая в прошлом году коалиция из Партии регионов, Компартии Украины и социалистов объявила себя коалицией национального единства. И именно ей удалось разработать и представить проспект экономических реформ, которые носят либеральный характер. Таким образом, Партия регионов перехватила эстафету оранжевых в деле создания работоспособной коалиции. Ющен-ковский народный союз «Наша Украина» (НСНУ) и Блок Юлии Тимошенко неожиданно и вынужденно оказались в оппозиции и в кризисе. Ермолаев объясняет: «Блок Юлии Тимошенко — это вождистская структура, где две партии-учредителя являются номинантами. Главная проблема этого блока в том, что в него входит много независимых политиков, как правило, выходцев из бизнеса. Эти люди обычно толерантно настроены к любой власти и поэтому не поддерживали амбиции лидеров БЮТ. С этим отчасти был связан переток депутатов из БЮТ в коалицию.
Что касается НСНУ — это блок из шести партий, которые имеют разные идеологии и придерживаются разной тактики взаимоотношения с новой властью. К весне 2007 года в НСНУ имелся постоянно тлеющий внутренний конфликт, который вылился в выход из блока Партии промышленников и предпринимателей. После этого лидеры НСНУ предпочли кризисный сценарий, так как это позволяло им сохранить лицо».
Помимо всех этих, довольно серьезных аргументов, для перебежчиков из стана оранжевых в стан бело-голубых существовал и гораздо более прозаичный мотив. «Всем известно, что материальная стимуляция перехода депутата из одной фракции в другую в нынешнем парламенте приобрела масштабные формы. Цифры называются открыто. Это тоже нарушение конституционных норм»,— утверждает Юрий Якименко.
Впрочем, принятие депутатами парламентов разных стран тех или иных решений за те или иные деньги — давно уже секрет Полишинеля. Вопрос в другом: зачем нужны были эти громкие демарши с переходом из одной коалиции в другую? По большому счету, никто ведь не мешал этим «ренегатам» тихо-мирно в нужный момент проголосовать так, как нужно бело-голубым, и получить за эту «работу» соответствующие премиальные. Нет, белоголубым нужно было поиграть мускулами, причем демонстративно. Вот и поиграли.
Цирк вперемешку с чехардой, которые творились в апреле на Украине, не увидишь в самом красочном сне. Для полноты картины назовем основные контраргументы бело-голубой части Рады, после указа Ющенко ставшей «нелегитимной». Первый: согласно ст. 61 части 4 регламента работы Рады, внефракционным депутатам все же разрешается в индивидуальном порядке вступать в коалиции. Второй: в 90-й статье Конституции Украины указаны три причины, по которым можно досрочно прекратить полномочия депутатов: если в течение определенного срока после выборов не сформирована коалиция, правительство или не начинаются заседания.
Ни по одному из этих пунктов претензий у Ющенко к Раде не было. Кроме, того, белоголубые упирали на то, что в бюджете страны на этот год не заложены расходы на проведение внеочередных выборов в парламент (около $100 млн.). И чтоб оранжевым жизнь медом не казалась, сторонники Януковича в парламенте признали нынешний состав Центризбиркома нелегитимным, вернув тот состав комиссии, при котором Янукович одержал победу. Так что, по мнению наблюдателей, разрешить спор украинских «политических субъектов» мог только Конституционный суд (КС). Туда ряд бело-голубых депутатов и обратился с просьбой признать неконституционным указ Ющенко от 2 апреля. Впрочем, депутаты от Партии регионов на этом не остановились, а обратились еще в суды местного значения с целью запретить проведение выборов. Артемовский районный суд города Луганска и Феодосийский городской суд Крыма приняли определение, из которого Центризбирком узнал: любым юридическим и физи
ПРЯМЫЕ ИН ВЕСТИ ЦИИ / №05 (61) 2007

ческим лицам запрещено совершать какие-либо действия и принимать решения по проведению внеочередных выборов. Правда, эти решения просуществовали недолго: вышестоящие суды их сразу же отменили.
А с КС стали происходить загадочные вещи. Сначала пошли слухи о том, что президент, опасаясь невыгодного ему вердикта, просто отзовет шестерых из 18 судей КС, чем заблокирует его работу. Впрочем, как выяснилось позже, для кворума суда достаточно присутствия на заседании и 12 человек. В общем, никакого отзыва не последовало, зато пятеро судей собрали в Киеве пресс-конференцию и объявили, что считают невозможным участвовать в рассмотрении жалобы депутатов Верховной Рады на указ президента.
«Определенные политические силы через своих представителей публично оказывают
Промышленность Донбасса — финансовый оплот антикризисной коалиции. На фото: металлургический комбинат «Азовсталь»
грубое давление как на отдельных судей, так и на весь состав КС, — было сказано в заявлении судей. — Считаем невозможным принимать участие в рассмотрении КС судьбоносных для украинского народа вопросов, пока судьям не будут обеспечены условия для непредубежденного рассмотрения и принятия правосудных решений».
Тем временем кабинет министров принял постановление правительства о невозможности финансирования досрочных парламентских выборов — мол, строки такой в бюджете нет. Президент указом приостановил действие постановления и сам обратился в КС, чтобы опротестовать компетенцию правительст ва принимать решения относительно выпол-
Кирилл Кийченко , кафедра теоретической политологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:
«Политика политикой, а денежки врозь. Очевидно, реальные проблемы у Тимошенко начались не с проигрыша БЮТ парламентских выборов 2006 года. Не секрет, что источником политического влияния Тимошенко было ее положение в компании «Единые энергетические системы Украины» — Тимошенко возглавляла ЕЭСУ во времена премьерства Лазаренко (1995-1997 гг.). Компания пользовалась множеством налоговых льгот и привилегий. Как свидетельствуют материалы дела Лазаренко, был там ручеек отвода капиталов и для Юлии Владимировны. Капитал экономический легко конвертируется в политическое влияние. Этим Тимошенко и пользовалась до момента развала ЕЭСУ. Вторая компания, обладающая сопоставимым с ЕЭСУ потенциалом, — украинский поставщик туркменского газа «Итера» — после развала ЕЭСУ стала монополистом на этом направлении, оставаясь под контролем соратников Тимошенко и Лазаренко. Подлинное поражение «газовая принцесса» потерпела в ходе известного скандала между Россией и Украиной в декабре 2005-го — январе 2006 года. Не пересказывая сюжет
того спектакля, укажем только на финал: расклад сил кардинально изменился. Поставками среднеазиатского газа занимается уже не подконтрольная соратникам Лазаренко и Тимошенко компания, а «РосУкрЭнерго», акционеры которой — РАО «Газпром» (50%), бизнесмены Дмитрий Фирташ (45%) и Иван Фурсин (5%). Следовательно, прибыль от поставок газа в Украину получает уже не Тимошенко и ее окружение. Новая схема поставок газа в Украину серьезно подорвала позиции лидера БЮТ. Становится очевидным, почему Тимошенко регулярно требует заменить «РосУкрЭнерго» другой компанией-поставщиком, прозрачно намекая, что единственной альтернативой является хорошо нам знакомая «Итера». Очевидно, что компанию, в которой 50% акций принадлежат «Газпрому», не так легко подвинуть на рынке, и есть основания полагать, что в ближайшем будущем у Тимошенко нет шансов выиграть игру на экономическом поле. Совсем другое дело — досрочные выборы в Верховную Раду, с которыми лидер БЮТ связывает надежды на новые карьерные успехи и возвращение «Итере» ее позиций на газовом рынке Украины. Амбиции по поводу премьерского кресла по-прежнему не дают Тимошенко спасть спокойно».
ПРЯМЫЕ ИН ВЕСТИ ЦИИ / №05 (61) 2007
нения указов президента. После этого суд все же собрался. Но председательствующей по делу о конституционности указа о роспуске Рады Сюзанне Станик предъявили обвинение в коррупции. Служба безопасности Украины заявила о том, что ее родственник получал взятки в виде земельных участков и квартиры в Ялте и Киеве, а также несколько дорогих автомобилей, в т.ч. Mercedes и BMW.
Генпрокуратура Украины сочла заявление СБУ давлением на судей и в ответ возбудила уголовное дело по ст. 376 УК Украины — «вмешательство в деятельность судьи с целью помешать выполнению им служебных обязанностей или добиться вынесения неправомочного решения» и возобновила уголовное дело против сторонника Ющенко, обвинив брата главы секретариата в контрабандном ввозе Mercedes-Benz 320.
Генпрокурору Украины Александру Мед-ведько все эти действия обернулись больницей, куда он попал с гипертоническим кризом. А судьи, хоть и с большим трудом, но прорвав оцепление сторонников Ющенко, все же начали рассмотрение дела. К тому времени на улицы Киева уже вышел народ. Однако, в отличие от 2004 года, майданов теперь было два: на одном расположились защитники Ющенко, на другом — Януковича. Стало очевидно: во-первых, устранить юридические коллизии практически нереально. А во-вто рых, здесь в любом случае нужно политическое, а не юридическое решение. Распущенная Виктором Ющенко Верховная Рада пошла на смелый компромисс с президентом: парламент демонстративно отменил свое решение, которое стало формальным поводом к разгону депутатов. Бело-голубые депутаты проголосовали за постановления «О внесении изменений в статью 61 регламента Рады» и «О предотвращении действий, угрожающих конституционному правопорядку, общественному спокойствию и стабильности».
Согласно этим постановлениям, оранжевые перебежчики вернулись обратно, и таким образом в бело-голубой коалиции вновь осталось только 238 депутатов. В свою очередь, Виктор Ющенко пошел навстречу Виктору Януковичу и согласился перенести досрочные парламентские выборы с мая на октябрь, а также объявил, что договорился с ним еще по целому ряду пунктов. Теперь Янукович будет добиваться одновременного с парламентом переизбрания президента.
Забрезжил свет в конце тоннеля. Однако если бело-голубой майдан прислушивается к Януковичу, то у оранжевого майдана есть, кроме Ющенко, еще кого слушать. А Юлия Тимошенко наотрез отказывается идти на какие бы то ни было компромиссы. Впрочем, единственное, в чем она может быть уверена, — в том, что ее сторонники не разойдутся с
Майдана до тех пор, пока она их не распустит по домам. Янукович и Ющенко, похоже, вновь могут договориться без ее участия.
«По факту лидер БЮТ если и не выступает главным идеологом раскола, то уж точно является главным шоу-мейкером, — говорит Кирилл Кийченко с кафедры теоретической политологии философского факультета МГУ . — Оно и понятно: основной тенденцией минувшего года было налаживание прямого диалога между Ющенко и Януковичем. Юлия Тимошенко оказалась явно лишней. Можно с уверенностью сказать, что кто-то из троицы Ющенко — Янукович — Тимошенко падет жертвой нынешних политических разборок на Украине. В случае новых выборов БЮТ отнюдь не гарантировано увеличение количества мест в Раде. Ющенко сильно испортит себе репутацию в том случае, если КС признает его указ нелегитимным. Наиболее сильными выглядят позиции Януковича». Уже сейчас становится ясно: только широкая коалиция может обеспечить консенсус между парламентом, правительством и окружением президента. Очевидно, что в диалоге между Партией регионов и «Нашей Украиной» возможен консенсус . Очевидно также, что новый виток политического кризиса на Украине будет сохранять интригу и напряженность как минимум до осени. W