Майя Тимофеевна Мазуренко: к 90-летию со дня рождения
Автор: Иванова А.В.
Журнал: Фиторазнообразие Восточной Европы @phytodiveuro
Статья в выпуске: 3 т.19, 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья содержит краткое описание жизненного пути и основных научных достижений ботаника, биоморфолога, доктора биологических наук Майи Тимофеевны Мазуренко (1935–2013).
Ботаника, дендрарий, экспедиции, исследования
Короткий адрес: https://sciup.org/148331529
IDR: 148331529 | DOI: 10.24412/2072-8816-2025-19-3-6-10
Текст научной статьи Майя Тимофеевна Мазуренко: к 90-летию со дня рождения
Майя Тимофеевна Мазуренко (19.10.1935–25.06.2013)
Она родилась 19 октября 1935 г. в Тбилиси, но своей настоящей малой родиной всегда считала Зеленый мыс. Это местечко находится в Аджарии у берега Черного моря в глубине Батумской бухты, у ее основания, в десяти километрах от Батуми.
Как-то раз, во время наших коротких встреч, М.Т. делилась своими мыслями: «Почему же я все-таки стала ботаником?» Очевидно, говорила она, сказалась близость Батумского ботанического сада. Это крупнейший, всемирно известный дендрарий Черноморского побережья. Здесь М.Т. начала свою трудовую деятельность садоводом, здесь в библиотеке работала ее мама Вероника Генриховна Зельгейм. Об этом периоде своей жизни в книге «Утраченная Колхида» М.Т. вспоминает так: «Я – типичная самоучка. Ботанический сад был благодатным материалом. В нем я и стала ботаником. Это моя Alma mater.» (Mazurenko, 2012). Ее желание изучать ботанику очень поддерживал часто приезжавший на Зеленый мыс известный анатом растений Андрей Алексеевич Яценко-Хмелевский. В течение жизни они нередко встречались и переписывались.
Высшее образование М.Т. получила во Всесоюзном сельскохозяйственном институте заочного обучения в Балашихе Московской области. Закончив институт в 1959 г, посвятив свою дипломную работу хурме – важнейшему субтропическому плодовому растению.
В эти же годы М.Т. начинает собирать коллекцию шишек, используя прежде всего возможности Батумского ботанического сада, а также совершая экскурсии в другие уголки Аджарии. В дальнейшем эта коллекция пополнялась сборами экспонатов из разных мест: Дальний Восток, Кавказ, Средиземноморье, Юго-Восточная Азия. В 1988 году эта коллекция, насчитывавшая уже несколько сотен экспонатов, была передана в дар Биологическому музею им. К.А. Тимирязева (Voroshilov et al., 1995).
Дальнейший ее путь в науке был определен знакомством с будущим мужем – Андреем Павловичем Хохряковым. Он приехал на Зеленый мыс, в Батумский ботанический сад выпускником МГУ. Всю свою жизнь занимался исследованием флоры, систематики растений и биоморфологией.
М.Т. и Андрей Павлович прожили вместе 38 лет. Вместе пережили многое: рождение детей, аспирантуру и защиты диссертаций, работу в Магадане в институте Биологических проблем севера, вместе исследовали флору Кавказа, Турции.
Андрей Павлович Хохряков – известный ученый ботаник, флорист, доктор биологических наук, коренной москвич. После окончания МГУ он работал некоторое время в Аджарии, городке Кобулети, на зональной станции лекарственных растений. Кобулети находится в 30 км от Батуми, на берегу Черного моря. Ботаники Кобулетской станции часто бывали в библиотеке Батумского ботанического сада на Зеленом мысу, которой заведовала мама М.Т. – Вероника Генриховна Зельгейм.
После свадьбы молодая семья переезжает в Москву. С 1960 года М.Т. – садовод Главного Ботанического сада АН СССР в отделе флоры, где заведует экспозициями лекарственных растений. На этой должности она проработала 11 лет, совершив несколько длительных экспедиций в разные части СССР.
Работая в ГБС, М.Т. собирает материал для будущей кандидатской диссертации, которая первоначально задумывалась по принципу «и это все о жимолости». Изучались различные аспекты биологии данной культуры: нектаропродуктивность, химический состав, особенности размножения. Однако в дальнейшем интересы сосредоточились на биоморфологии жимолостей, а затем и всех жимолостных. М.Т. приложила массу усилий для внедрения в культуру жимолости съедобной, что выразилось в неоднократных поездках в Сибирь и на Дальний Восток для сбора посадочного и посевного материала. Растения высаживались в экспозициях ГБС. Они приживались, прекрасно плодоносили. Такого рода работа сопровождалась хождениями по разного рода инстанциям с целью доказать полезность жимолости съедобной. К сожалению, «внедрить» ее тогда так и не удалось: чиновничество и бюрократия на разных уровнях в решении данного вопроса оказались непробиваемы.
В 1974 году в ГБС (Москва) состоялась защита кандидатской диссертации на тему: «Системы побегов и циклы их развития на примере семейства Жимолостные». Одним из оппонентов при защите была известный биоморфолог, доктор биологических наук Татьяна Ивановна Серебрякова.
С 1970 года начинается пятнадцатилетний период работы в Институте биологических проблем Севера (г. Магадан) сначала в качестве младшего, а затем старшего научного сотрудника. В Магадане бурлила интересная, напряженная жизнь. Институт создавался, формировались подразделения. Андрей Павлович Хохряков возглавил лабораторию ботаники. Ежегодно с началом полевого сезона сотрудники лаборатории вертолетами улетали в труднодоступные районы Камчатки, Чукотки, Колымского нагорья. В осенние месяцы летели на юг, в Приморье, на Курильские острова. Зимой обрабатывали собранный материал.
Проводя активную научную работу на Севере, М.Т. посещает целый ряд всесоюзных и всероссийских съездов, конференций и становится признанным лидером в области биоморфологии растений. В этот период написаны монографии: «Рододендроны дальнего Востока» (Mazurenko, 1980), «Вересковые кустарнички Дальнего Востока» (Mazurenko, 1982), «Биоморфологические адаптации растений Крайнего севера» (Mazurenko, 1986), совместно с А.П. Хохряковым – «Структура и морфогенез кустарников» (Mazurenko, Khokhryakov, 1977).
В 1986 году по материалам, собранным во время северных экспедиций, М.Т. Мазуренко в диссертационном совете Новосибирского ботанического сада защитила докторскую диссертацию «Адаптации растений к условиям крайнего Севера».
Подошел к концу период работы в Магадане. Андрей Павлович Хохряков закончил «Флору Магаданской области», эта работа была издана в 1985 году. Сменившееся руководство в Институте биологических проблем Севера не способствовало развитию лаборатории ботаники.
В 1984 году М.Т. возвращается в Батумский ботанический сад и работает там по 1993 год сначала старшим, а затем главным научным сотрудником отдела интродукции. Продолжается изучение жизненных форм субтропических деревьев и кустарников. Здесь, как и в Сибири, особенным вниманием пользовалось семейство Вересковых, в котором удалось выделить несколько новых подвидов и гибридогенных форм. Кроме того, по результатам поездок в горные районы выходят работы, посвященные морфогенезу каштана посевного (Mazurenko, Jobava, 1992; Khokhryakov et al., 1992). Джумбер Джобава – научный сотрудник Кинтришского заповедника. Благодаря его гостеприимству и всестороннему содействию оказались возможны полевые исследования на территории заповедника. Кроме того, в этот «второй батумский» период продолжаются и совместные с Андреем Павловичем флористические исследования Аджарии и Кавказа в целом.
Работа на Кавказе была интересной и продуктивной. Однако, ухудшающаяся политическая обстановка в конце 1993 года совсем ей не способствовала. М.Т. была вынуждена покинуть Батумский ботанический сад, уехать со своей Родины, что далось ей очень непросто.
С 1993 по 1998 годы М.Т. Мазуренко – директор Ботанического сада Тверского государственного университета. Она совмещает этот пост с научной работой на кафедре ботаники, где читает курсы растениеводства и почвоведения с основами земледелия. Кроме того, с осени 1994 г. М.Т. стала впервые в истории ботаники вести курс биоморфологии. Не отрицая преемственности этого курса с курсами морфологии вегетативных органов И.Г. Серебрякова (на ФПК), следует подчеркнуть, что именно в ее лекциях термин «биоморфология» прозвучал в учебных аудиториях в полную силу (Voroshilov et al., 1995).
В этот же период совместно с Андреем Павловичем совершены девять поездок в Турцию с целью изучения флоры. Все эти поездки были спланированы и осуществлены по собственной инициативе и за свой счет. Интерес Андрея Павловича к флоре Турции был продиктован во многом хорошим знанием Кавказской флоры. Особенно тщательно обследовалась та часть Турции, которая до 1918 года относилась к Российской империи. В результате совершенных поездок был собран обширный материал по флоре Лазиастана. Однако, этот труд остался незавершенным: Андрея Павловича не стало.
В дальнейшем М.Т. занимается преподавательской деятельностью: работает в Московском областном педагогическом университете, читает систематику растений. С 2002 г является старшим научным сотрудником кафедры геоботаники МГУ им. Ломоносова.
С 2003 по 2004 г., работая научным редактором в газете «Ваши 6 соток», М.Т. одновременно пишет книгу мемуаров о покойном муже А.П. Хохрякове «Дорогой мой ботаник». Это во многом помогало пережить потерю близкого человека. Вместе с тем процесс подготовки макета книги потребовал от нее приобретения навыков работы с компьютером, что в пожилые годы дается непросто. Несмотря на все сложности, книга вышла в 2006 году (Mazurenko, 2006). Кроме воспоминаний об Андрее Павловиче, книга является ценным изданием по истории ботанической науки. В ней описывается целый ряд событий и участвующих в них людей, произошедших в период активной научной деятельности Майи Тимофеевны и Андрея Павловича. На книгу написана рецензия Б.М. Миркиным (Mirkin, 2008).
Последние годы жизни М.Т. проработала ведущим научным сотрудником ботанического сада-института в г. Владивостоке. Ее не стало 25 июня 2013 года.
М.Т. имеет более 200 печатных работ, в том числе 7 монографий. Кроме научных работ она оставила нам целый ряд научно-популярных изданий. Делиться результатами своих наблюдений, исследований в природе с широким кругом людей всегда было ее искренним желанием. Им она заразила и своего супруга, вдохновив его на ряд статей в журнале «Юный натуралист», а также один из номеров серии «Знание», посвященный биоморфологии. К сожалению, последняя работа не вышла в свет по причине прекращения выпуска серии в конце 1990-х годов.
Целый ряд научно-популярных изданий, посвященных растениям, увидел свет благодаря активной работе самой М.Т. Работая долгое время в Магадане, она часто принимала участие в различных встречах, обучающих семинарах, посвященных северной природе. Приходилось выступать перед самой разной аудиторией с лекциями, рассказами о северных растениях. В ответ на живой интерес к биологии северных растений и инициативе Магаданского книжного издательства появилась книга «Краски северного лета (рассказы о растениях)», которая издавалась два раза. Второе издание содержит описание закономерностей развития растений в экстремальной северной среде обитания. Оно дополнено качественными иллюстрациями, раскрывающими особенности вегетации целого ряда видов магаданской флоры (Mazurenko, Moskalyuk, 2009).
Несколько раньше вышло еще одно научно-популярное издание – "Жизнь на пределе (очерки биологии северных растений)" (Mazurenko, Andreev, 2007). В основу книги положены результаты многолетних исследований в различных районах Северо-Востока России, дополненных примерами из других областей планеты. Основное внимание здесь уделено адаптациям растений к суровым условиям севера. При этом материал излагается в систематическом порядке. Книга прекрасно иллюстрирована.
Примерно в это же время выходит в свет издание, посвященное особенностям развития южных растений Колхиды. «Вечнозеленая Колхида» - описание ритмов развития природной растительности Южной Колхиды, а также культурной флоры. В книге обобщаются результаты научных исследований, но изложены они доступно для широкого круга читателей (Mazurenko, 2009).
М.Т. была чрезвычайно общительным и доброжелательным человеком. В ее электронной почте оказалось более 200 адресов, она поддерживала переписку с большим числом людей, способствуя тем самым и их общению друг с другом. При этом она до последнего оставалась активно работающим ученым, стремящимся опубликовать результаты своих исследований. Одной из последних ее работ была наша совместная статья «Варианты реализации онтогенетической траектории Quercus robur (Fagaceae) Самарской области», которая вышла в 2013 году в Ботаническом журнале (Ivanova, Mazurenko), уже после ее смерти.
К сожалению, часть задуманных планов Майя Тимофеевна не успела реализовать. Она лишь начала работу над методическими основами биоморфологии. Этот труд должен был помочь целому ряду молодых исследователей освоить методики работы с древесными породами, а, следовательно, и способствовать укреплению морфологической школы в ботанике.
Работа выполнена по государственному заданию ИЭВБ РАН «Комплексная оценка состояния биологических ресурсов и мониторинг природных экосистем Волжского бассейна (FMRW-2025-0047, № 1024032600230-5-1.6.19)».