Майна Acridotheres tristis в Кызылкумах
Автор: Ишунин Г.И.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1328 т.25, 2016 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Ишунин Г.И. 1960. Майна в Кызылкумах // Природа 11: 109.
Короткий адрес: https://sciup.org/140156370
IDR: 140156370
Текст краткого сообщения Майна Acridotheres tristis в Кызылкумах
Г.И.Ишунин
Второе издание. Первая публикация в 1960*
Майна, или саранчовый скворец Acridotheres tristis , проникшая из Афганистана на территорию Узбекской ССР в начале XX века, быстро расселяясь по долине Амударьи, залетела и в бассейн Зеравшана и заселила южную часть Бухарской и всю Самаркандскую область. В 1959 году майна стала уже обычной, а местами и многочисленной в окрестностях Джизака и буквально во всех населённых пунктах хребта Ну-ратау и его предгорий. Также обычна и многочисленна эта птица в селениях гор Актау и Каратау. Например, в Нуратау мы нашли майну в городском парке, а одна пара поселилась даже в дупле огромной шел-
Ишунин Г.И. 1960. Майна в Кызылкумах // Природа 11: 109.
ковицы возле летней столовой; несколько пар обосновалось в чайхане старинного горного кишлака Дих-и-Балянд. В садах и на полях Кени-мехе, Гиждувана и Шафрикана майна теперь такая же ландшафтная птица, как и воробьи или горлинки. У местного населения она не пользуется особой любовью, так как её стаи наносят заметный урон плодовым садам и виноградникам.
В мае-июне 1959 года мы обнаружили гнездящуюся майну в южной и центральной части Кызылкумов, причём в местах, очень мало сходных с теми, в которых обычно живёт эта птица. Несколько пар было обнаружено в 8 км к югу от селения Аяк-кудук.
Поселилась здесь майна в заброшенном доме на берегу пруда, существующего за счёт небольшого родника солоноватой воды. Окружающая местность — полого-холмистая равнина, местами прорезанная оврагами и выходами скал коренных пород. Древесных посадок, полей и огородов вблизи нет и в помине. Ближайший населённый пункт, в котором майна живёт в обычных для неё условиях, находится в предгорьях западных отрогов хребта Нуратау на расстоянии 75 км по прямой. Ещё в менее подходящих условиях пара майн поселилась у колодца Мурун-кудук, с северной стороны небольшой горы-останца Му-рун-тау. Обосновалась эта пара в заброшенной глинобитной мазанке. Вокруг — ни деревца, ни ручейка. Колодец Мурун-кудук глубокий: чабаны достают из него воду для овец только с помощью верблюжьей тяги. Сама майна вряд ли залетает в колодцы, а пользуется водой, поднятой чабанами для водопоя скота. Расстояние отсюда до Кызылчи 135 км и до Тамды 22 км.
Дальше на север майна найдена в населённом пункте Кукча, находящемся на полпути между Тамды и Айтыном. Этот пункт состоит всего из двух мазанок и колодца, приютившихся в котловине, окружённой полузакрепленными грядово-бугристыми песками. Здесь ландшафт типично пустынный. Тем не менее, пара птиц поселилась под крышей одной мазанки и кормилась возле овец, отары которых ежедневно пригоняют с пустынных пастбищ к колодцу на водопой.
Таким образом, майна, распространяясь по Узбекистану, селится здесь не только в культурных ландшафтах, орошаемых арыками, но и в глубине пустыни, даже среди песчаных равнин. Очевидно, что с дальнейшим освоением пустыни и развитием в ней озеленённых селений майна станет таким же обычным обитателем Кызылкумов, каким она за последние 5-7 лет стала в долине Зеравшана и в горах Нуратау, ограничивающих великую пустыню с юга.
ю ^