Макс Вертгеймер и его вклад в психологическую науку: в контексте совершенствования образования психологов системы МВД России

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ концептуальных положений психологической науки, имеющих непосредственное отношение к гештальт-психологии. По мнению автора, актуальность обращения к истокам отмеченного направления психологического учения обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, усилением внимания к личности Макса Вергеймера как одного из основоположников гештальт-психологии; во-вторых, необходимостью ориентации работников психологических служб системы МВД России к их целостному восприятию как личности каждого сотрудника органов внутренних дел, так и конкретных ситуаций отношения к службе личного состава отмеченной институции. Рассмотрев особенности проведенной экспериментальной работы в формате доказательства выдвинутой немецким психологом гипотезы относительно психологии восприятия образа, автор акцентирует внимание на своде гештальт-законов.

Еще

Психология, гештальт, восприятие, «фи - феномен», «иллюзорное движение», изоморфизм, целостность, органы внутренних дел

Короткий адрес: https://sciup.org/170199615

IDR: 170199615   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-6-3-40-42

Текст научной статьи Макс Вертгеймер и его вклад в психологическую науку: в контексте совершенствования образования психологов системы МВД России

В истории психологической науки имя немецкого психолога Макса Вертгеймера (1880-1943) ассоциируется с таким психологическим направлением как гештальт-психология, предметное поле которой сопряжено с объяснением на основе принципа целостности триады понятий: «восприятие» – «мышление» – «личность». По нашему представлению, указанный триединый подход имеет актуальное значение и для специалистов психологических служб, работающих с личным составом российских органов внутренних дел.

Выделяя квинтэссенцию учения отмеченного ученого, советский психолог Б.М. Теплов в своих заметках по истории психологии следующим образом характеризует магистральную линию творческого пути М. Вертгеймера, руководимого предписанием следующего тезиса: «психология должна изучать «жизненное» и при этом должна оставаться подлинной наукой» [1, с. 220].

Абстрагируясь от детализации рассмотрения психологического учения о гештальте (нем. «Gestalt» – «форма», «фигура») как целостном образе, который мы выделяем из всего окружающего про- странства (классический пример с «вазой Рубина»), представляется необходимым акцентировать внимание на персональном вкладе указанного ученого в теорию целостности восприятия окружающего человека мира. Исследуя особенности зрительного восприятия, М. Вертгеймер акцентировал свой исследовательский взор на интерпретации феномена «иллюзорных движений», которую он презентовал психологическому сообществу в своей статье «Экспериментальные исследования по наблюдению за движением» (1912 г.), положившей начало учения о гештальт-психологии [2].

Несомненного внимания заслуживает проведенный М. Вертгеймером в 1912 г. эксперимент, связанный с демонстрацией «фи – (phi) – феномена» суть оптической иллюзии движения двух неподвижных источников света. «Феномен фи – это способность ума создавать иллюзию движения. Эту иллюзию также можно использовать как показатель того, что мозг работает правильно (интерпретируя входные данные восприятия и пытаясь их рационализировать)» [2, s. 162] – резюмирует М. Вертгеймер.

Доказанное в ходе эксперимента наличие кажущегося движения как явления целостности восприятия основывалось на принципе изоморфизма «физиологического и психического». При этом фактор задействования указанного принципиального установления был обусловлен тем, что по мысли самого экспериментатора, кажущееся движение является субъективным свидетельством того, что в мозге человека наступает физиологическое явление в виде «короткого замыкания». Результаты отмеченного эксперимента с выявлением «фи – феномена» послужили подтверждением того, что переживание в виде восприятия движения «не является простой суммой факторов и потому для понимания мыслей и действий человека нельзя изучать их вне целостности как отдельные элементы» [3].

Предложенная в указанной статье за 1912 г. первоначальная идея гештальт-психологии, в дальнейшем оформилась на основе ее соединения с научными выводами Вольфганга Кёлера (1887-1967) и Курта Коффки (1886-1941) в соответствующую научную школу, результаты деятельности которой публиковались в журнале «Психологические исследования» (нем. «die Zeitschrift «Psychologische Forschung»). К указанной научной школе также принадлежали Рудольф Арнхейм (1904-2007), Карл Дункер (1903-1940), Курт Левин (1890-1947) и Вольфганг Мецгер (18991979). Руководствуясь выводами по психологии восприятия, М. Вертгеймер и его сторонники В. Кёлер и К. Коффки в дальнейшем адаптировали свои умозаключения к процессам памяти, мышления, обучения и решения ряда философских вопросов.

В концентрированном виде гештальт-психология исходит из того, что психические процессы не складываются из отдельных психических элементов, а изначально заданы как целостная форма. При этом выражением этих процессов выступает не действие отдельных сил, а динамическое целое психики. По оценке представителей экспертного сообщества психологов г. Бремен (Германия), наибольшую известность получил закон гештальта (всего их описано более 100), именуемый в качестве «закона хорошего гештальта», который описывает тенденцию всегда воспринимать выделенный, предпочтительный гештальт, даже если он на самом деле не существует таким образом [4]. К примеру, круг с небольшой вмятиной воспринимается как правильный круг, но зритель обманывается относительно вмятины (восприятия).

Особое место в теоретическом наследии М. Вертгеймера занимает его комплексный подход к формулированию в 1923 г. итоговых утверждений, известных современной генерации психологов в качестве гештальт-законов, свидетельствующих о приверженности каждого человека воспринимать «ВСË» в соответствии со следующими 6 законами, имеющими значение принципиальных установлений:

  • 1.    Закон близости: элементы, расположенные ближе друг к другу, воспринимаются как группа;

  • 2.    Закон подобия: элементы, которые выглядят похожими, с большей вероятностью будут рассматриваться как принадлежащие друг другу, чем разные;

  • 3.    Закон хорошей формы (или просто-ты/краткости): преимущественным образом происходит восприятие запоминающихся форм, имеющих простую и четкую структуру;

  • 4.    Закон хорошего продолжения (или непрерывной линии): линии рассматриваются как идущие по простейшему пути. Возможные пересечения воспринимаются не как таковые, а как две пересекающиеся линии;

  • 5.    Закон закрытия: предпочтительным образом происходит восприятие тех структур, которые кажутся закрытыми, а не открытыми;

  • 6.    Закон общей судьбы: когда два (или более) элемента движутся в одном направлении, они воспринимаются как одна фигура [4].

Таким образом, фактор апеллирования специалистов психологических служб системы МВД России к отмеченным концептам психологического учения М. Вертгеймера окажет несомненно позитивное воздействие на достижение гармонии между теорией и практикой в служеб- ной деятельности психологов и обеспечит ний наших великих предшественников. им широту восприятия научных достиже- / (дата обращения: 27.06.2023).

Список литературы Макс Вертгеймер и его вклад в психологическую науку: в контексте совершенствования образования психологов системы МВД России

  • Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1985. - 360 с.
  • Wertheimer M. Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung // Zeitschrift für Psychologie. - 1912. - № 61. - S. 161-265.
  • Вертгеймер Макс. История психологии в лицах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080619042100/http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex1/article/PS1/ps1-0125.htm (дата обращения: 27.06.2023).
  • Wertheimer M. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.theoretische-psychologie.uni-bremen.de/dokuwiki/doku.php?id=personen:max_wertheimer#experimentelle_studien_ueber_das_sehen_von_bewegung_1912.
Статья научная