Малоизвестный труд статс-секретаря А. Н. Куломзина "Нужды церковного дела на сибирской дороге и в Забайкалье"

Бесплатный доступ

В статье ведется речь о малоизвестном труде статс-секретаря, затем действительного статского советника, председателя Государственного совета Анатолия Николаевича Куломзина «Нужды церковного дела на Сибирской дороге и в Забайкалье», написанном в 1898 г. Краткая заметка дает представление о восприятии автором состояния православия в регионе. Составлена она была, скорее всего, во время работы возглавляемой А. Н. Куломзиным комиссии по исследованию землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы, на наш взгляд, интересны именно наличием субъективной оценки действовавшего в регионе православия, оценкой человека, взглянувшего на происходящее со стороны и поделившегося своим впечатлением.

Еще

Православие, церковь, духовная миссия, буддизм, шаманизм, сибирская железная дорога, забайкалье, анатолий николаевич куломзин, болеслав казимирович кукель

Короткий адрес: https://sciup.org/148330315

IDR: 148330315   |   УДК: 27-9:271.2:93/94   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2024-4-10-16

Текст научной статьи Малоизвестный труд статс-секретаря А. Н. Куломзина "Нужды церковного дела на сибирской дороге и в Забайкалье"

Дроботушенко Е. В. Малоизвестный труд статс-секретаря А. Н. Куломзина «Нужды церковного дела на Сибирской дороге и в Забайкалье» // Вестник Бурятского государственного уни 1 верситета. Гуманитарные исследования Вн[утренней Азии. 2024. Вып. 4. С. 10-16.

Православие в Забайкалье досоветского времени изучено относительно неплохо. Первые труды, характеризующие тот или иной его аспект, стали появляться еще в XIX в. Отметился на поприще научно-популярной или публицистической оценки современного на тот момент состояния православия в регионе Анатолий Николаевич Куломзин. Его личность как статс-секретаря, позже действительного статского советника, председателя Государственного совета широко известна в России и далеко за ее пределами. В рамках предметного поля настоящего исследования он особо интересен как Управляющий делами Комитета Сибирской железной дороги и инициатор создания при Комитете министров Российской империи фонда содействия церковному строительству на переселенческих участках. Фонд имени императора Александра III был создан в 1894 г., его появление стало логическим завершением начавшегося почти десятилетием ранее процесса. В 1885 г. появился всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода, в котором говорилось о недостатке церквей в Сибири. На этом отчете император Александр III написал: «На это надо обратить внимание жертвователей; тут действительно можно жертвовать с пользою»1.

Под переселенческими участками понимались районы, прилегающие к Сибирской железной дороге, куда усилиями А. Н. Куломзина осуществлялось переселение народа из европейской части страны.

Знающему забайкальскому читателю, когда он слышит имя и фамилию А. Н. Куломзина, на ум, несомненно, приходят «материалы комиссии Кулом-зина» или, говоря языком официальным, «Материалы Высочайше утвержденной под председательством статс-секретаря Куломзина Комиссии для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области»2.

В то же время А. Н. Куломзин является автором, может быть, не слишком большой по объему, но интереснейшей по содержанию статьи «Нужды церковного дела на Сибирской дороге и в Забайкалье», которая была опубликована в 1897 г. отдельной брошюрой в 8 страниц, на следующий год она вышла в номере 16 от 1898 г. «Тамбовских губернских ведомостей»3. Необходимость публиковать ее именно в данном издании сегодня вызывает множество вопросов: какой круг заинтересованных мог прочесть ее, достигла ли публикация своей цели и т. д. Вероятно, свою роль сыграло знакомство авто-

  • 1    Сибирские церкви и школы фонда имени императора Александра III. К 1 января 1903 года. Санкт-Петербург: [б.и.], 1903. 96 с. Текст: непосредственный.

  • 2    Высочайше утвержденная под председательством статс-секретаря Куломзина Комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Санкт-Петербург: 1898-1899. Вып. 1. Списки населенных мест и дач. С картой дач. 3+LXXIV+305+8 с.; Вып. 2. Статистические данные. Поселенные таблицы. 1898. 2+УШ+853+Ш с.; Вып. 3. Статистические данные (итоговые таблицы). 4+413+III с.; Вып. 4. Географические сведения / составители Бар. Г. Винекен и С. Саблер. 4+II+174+1 с.; Вып. 5. Исторические сведения / составитель А. Щербачев. 4+147+1+325 с.; Вып. 6. Население, значение рода у инородцев и ламаизм / составители Н. Разумов и И. Сосновский. 6+165+33 с.; Вып. 7. Съемочные и землеустроительные работы с конца XVIII века по 1897 г. / составитель С. Рудин. 4+267 с.; Вып. 8. Землеведение / составитель А. Калмыков. 4+267 с.; Вып. 9. Аренда / составитель В. Трейден. 4+197+5 с.; Вып. 10. Формы землепользования / составитель М. Кроль. 4+197 с.; Вып. 11. Земледелие в связи с характеристикой естественных условий пахотной земли / составитель Н. Бутович. 6+239+Ii+17 с.; Вып. 12. Характеристика естественных условий покосных и лесных угодий / составитель Д. Грудинин. 4+202 с.; Вып. 13. Скотоводство / составитель Н. Разумов. 4+181+35 с.; Вып. 14. Сбыт сельскохозяйственных продуктов, наемный труд в сельском хозяйстве, промыслы и неземледельческие заработки / составитель Д. Григорьев. 4+185+11 с.; Вып. 15. Подати и повинности / составитель Г. Цыбиков. 6+253 с.; Вып. 16. Бюджеты / составитель Д. Головачев. 4+XV+399+2+6 с.; Алфавитный указатель волостей, ведомств, станиц и населенных пунктов. 4+81+2 с. Текст: непосредственный.

  • 3    Нужды церковного дела на Сибирской дороге и в Забайкалье. Санкт-Петербург: Государственная типография, 1897. 8 с.; Нужды церковного дела на Сибирской дороге и в Забайкалье // Тамбовские губернские ведомости. 1898. 7 февр. № 16. С. 6-7. Текст: непосредственный.

ра статьи с редактором издания или издателем, хотя А. Н. Куломзин фигурой был значимой и, думается, мог опубликоваться много раз. Однако так или иначе статья появилась именно там.

Нами данная статья в печатном виде встречена в фондах Государственного архива Российской Федерации. При этом типографский экземпляр подписан собственноручно автором А. Н. Куломзиным 1 . 2 Как представляется, это именно тот вариант заметки, который был издан типографским способом как самостоятельное издание2 .

Статья начинается замечанием о том, что Император Всероссийский во время своей поездки по Сибири в 1891 г. в статусе цесаревича отмечал, что по Сибирской дороге мало церквей 3 . Речь шла о дороге железной. Подробнее о названной поездке можно прочитать в достаточно известном трехтомнике, написанным князем Э. Э. Ухтомским «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича», третий том посвящен поездке по Сибири [2].

В 1893 г. наследник престола цесаревич Великий Князь Николай Александрович был назначен председателем Комитета Сибирской железной дороги. Как отмечалось выше, управляющим делами комитета был именно А. Н. Куломзин. Став председателем, Николай вспомнил о своей поездке и уже на одном из первых заседаний поднял вопрос о строительстве православных храмов по Сибирской железной дороге 4 .

Забайкальская железная дорога в рассматриваемое время представлялась как продолжение Средне-Сибирской железной дороги. На момент написания статьи вдоль ее полотна на средства Фонда имени императора Александра III строилась только одна церковь на большой по тем временам станции Хилок Вокруг станции возникло поселение, которое, по мнению А. Н. Куломзина, «несомненно, имело большое будущее» 5 (в настоящее время это город районного подчинения Забайкальского края).

Строительство Хилокской церкви началось в 1897 г., закладка храма во имя святителя Николая Чудотворца и царицы Александры проведена 1 августа. На Забайкальской железной дороге это была первая церковь. А. Н. Ку-ломзин сообщил об этом Его Императорскому Величеству Николаю II, на что получил ответ: «Закладка первой церкви на Забайкальской дороге меня искренне радует. Николай» 6 .

Следует отметить, что 1897 год стал достаточно «урожайным» на начало строительства новых православных храмов в полосе Сибирской железной до- роги. В связи со значительным поступлением в Фонд имени императора Александра III пожертвований в начале года одновременно утвержден проект 20 церквей1.

В 1898 г. запланировано начало строительства второго православного храма на Забайкальской железной дороге, где именно в статье не указывается, однако отмечается, что на строительство женой бывшего военного губернатора Забайкальской области, наказного атамана Забайкальского казачьего войска генерал-майора Болеслава Казимировича Кукеля выделено 10 000 р.2

За акцентом на строительстве нового православного храма следовало рассуждение автора о том, что мало кто представляет «духовные нужды» забайкальцев. Ах, какие слова!!! И как они подходят к 2024 г. Написаны в 1898 г. и не потеряли своей актуальности. Далека столица, и «трудно себе представить» духовные потребности Забайкалья. Незнание и непонимание потребностей людей, живших за Байкалом, привели к появлению «записки» А. Н. Куломзина, нашедшей выражение в газетной статье.

Сам автор заметки побывал в Забайкалье в 1897 г. и оценил его нужды. Важнейшая мысль звучала так: «Скудость средств в регионе»3. А. Н. Кулом-зин побывал в православных и единоверческих церквях и буддийских монастырях, проведя упоминавшейся выше комиссией подробнейшее изучение региона.

Интереснейшим, на взгляд знатока истории православия в Забайкалье, является замечание о «... миссии 1861 г., о миссии 1862 г.». Речь в заметке шла о православной духовной миссии в Забайкалье. Широко известно, что первая духовная миссия в регионе, Даурская, появилась в 1681 г. Появление второй миссии относится к 1861 г. или к 1862 г. Причем первая дата встречается в источниках и публикациях чаще. Нормативное ее подтверждение, т. е. указ об отправке в Забайкалье, на сегодня не обнаружено. Отсюда разница в подходах. В отдельных единичных публикациях речь идет о второй и третьей духовных миссиях в регионе [1]. Кроме анализируемой заметки и ссылки единичных исследователей о третьей миссии не говорит никто. Возможно, современные авторы в своих замечаниях о второй и третьей забайкальских духовных миссиях опираются именно на публикацию А. Н. Куломзина, однако, судя по имеющимся на сегодня данным, это не верно, да и упомянутые исследователи пишут о 1821 и 1841 гг. [1], так что и это наше предположение не выдерживает критики, а слова А. Н. Куломзина более запутывают ситуацию с православными миссиями в Забайкалье, чем помогают в ней разобраться.

А. Н. Куломзин приводит данные о переходе в 1861 и 1862 гг. шаманистов в буддизм и православие. Это 7,7 чел. и 8,9 (вероятно, тыс., поскольку иным образом дробное число понять невозможно) чел. соответственно.

1 Сибирские церкви и школы фонда имени императора Александра III. К 1 января 1903 года. Санкт-Петербург: [б.и.], 1903. 96 с. Текст: непосредственный.

2 ГАРФ. Ф. 543. Оп. 1. Д. 413. Л. 58.

3 Там же.

С 1862 по 1890 г. уменьшилось с 6,2 до 4,9 чел. 12 Относительно большое количество перешедших в православие в начале седьмого десятилетия XIX в. может быть объяснено началом работы второй Забайкальской духовной миссии, однако в целом названные цифры вызывают сомнение.

Площадь Забайкальской области, по данным А. Н. Куломзина, составляла 522 000 квадратных верст. При этом в духовной миссии было всего 18 миссионеров и 3 сотрудника. В 1896-1897 гг. расход на миссию составил 26 400 р., чего, по мнению автора записки, «на серьезное не хватит». Уж точно этого не хватало на построй~ ку храмов2 .

Вопрос о «неуспехах» миссии не раз обсуждался в «центральном ведомстве». В г. Чита, областном центре Забайкальской области, местопребывании епархиальных архиереев, и то деревянный собор, «по внешности и убранству уступающий большинству сельских церквей центральной России», стоял на краю города. Место для нового собора в центре города рядом с архиерейским домом было определено, но собрать средства сложно. А. Н. Куломзиным отмечалось, что в Читинском округе, в Воинской степной думе стояла ветхая деревянная миссионерская церковь 3 . Надеяться в таких условиях на серьезное распространение православия среди коренного населения региона, вероятно, не приходилось.

19 мая 1896 г. провели закладку православного каменного храма в с. Ага. Присутствовал правящий архиерей. Храм «еле строился».

Далее в заметке А. Н. Куломзин приводит примеры иных попыток постройки православных церквей в населенных пунктах Забайкальской области. Так, крещеные «инородцы» одного из сел (возможно, с. Нуринск) вблизи с. Цугол, где имелся большой буддийский дацан, заготовили 20 м 3 леса на постройку церкви, собирали пожертвования, но этого было мало 4 .

В 1895 г. в селе Бохтинское (с. Бохто) Нерчинско-Заводского округа был открыт свой приход, а храм так и не был построен. Причина в малой состоятельности приписанных к с. Бохто окрестных селений. Была, правда, небольшая разрушающая часовня 5 , однако проку от того было немного.

Ко времени написания записки пришла «в негодность, ветхая» церковь в с. Шундинское (возможно, с. Шундуя, в настоящее время нежилое). В с. Ко-куй храм был без иконостаса, ввиду чего для служб использовался «запасной» иконостас церкви соседней казачьей станицы Сретенск. Не было в ко-куйском храме ни церковной утвари, ни облачений.

Отдельное внимание в своей статье А. Н. Куломзин обратил на районы расселения в Забайкалье старообрядцев, которых он в силу бытовавшей традиции именует «раскольниками». Их, по данным автора статьи, в Троицко-савском и Верхнеудинском округах было до 50 000 душ. При этом А. Н. Ку- ломзин писал, что они «... по общему мнению, отличаются исключительным невежеством»1.2 Относительно данных территорий речь шла о единоверческих храмах, которые также испытывали «крайнюю нужду». Их бедность «поразительна». Многие храмы были «ветхими» и требовали ремонта. Так, например, в самом, пожалуй, большом в Забайкалье старообрядческом селе Бичура, растянувшемся на 20 км, был всего один «убогий деревянный храм». Со старообрядцами работал только один миссионер, жалованье которого составляло 400-500 р. в год. При существовавших ценах этого было мало и «привлечь кого-то сложно»2 .

Недостроенной на момент написания статьи оставалась единоверческая церковь в с. Хонхолой, в другом центре старообрядчества за оз. Байкал. Возводилась она на средства благотворителей, но их не хватило 3 . 4

Как отмечает А. Н. Куломзин, свою негативную роль сыграло сильное наводнение лета 1896 г., когда многие православные церкви Забайкалья по- 4 страдали .

На протяжении всего изложения А. Н. Куломзин проводит сравнение видимого им православия с институциональным выражением буддизма. Он отмечает, что дацаны везде «богатейшие и красивейшие», сетуя тем самым на присутствие бедности в имевшихся церквях 5 .

Таким образом, статья А. Н. Куломзина, с одной стороны, малоизвестна широкому кругу общественности и ученых, с другой, является интереснейшим источником по истории православия в Забайкалье в самом конце XIX в. Ее данные дополняют имеющиеся материалы и позволяют воссоздать более полную картину существования православной церкви в регионе. Сама риторика заметки говорит скорее о том, что автор видит больше негатива в происходящем, чем позитива. И это несмотря на то, что церкви строились в том числе и в полосе железной дороги. Автор делает акцент на постоянной нехватке средств как на строительство новых храмов, так и на ремонт старых, на церковную утварь, облачение, иконы и иконостасы, заработную плату миссионерам.

Список литературы Малоизвестный труд статс-секретаря А. Н. Куломзина "Нужды церковного дела на сибирской дороге и в Забайкалье"

  • Векшина Н. М. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Сибири и на Дальнем Востоке во второй половине XIX в.: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2014. 198 с. Текст: непосредственный. EDN: ZPNCCR
  • Путешествие на Восток Его Императорского высочества наследника цесаревича: в 3 томах, 6 частях / автор-издатель князь Э. Э. Ухтомский. Санкт-Петербург; Лейпциг: Ф. А. Брокгауз, 1893-1897. Т. 1. Путешествие государя императора Николая II по Египту и Индии (в 1890-1891 гг.). 230 с.; Т. 2. Путешествие государя императора Николая II на Дальний Восток и по Сибири (в 1891 г.). 248 с.; Т. 3. Путешествие государя императора Николая II на Дальний Восток и по Сибири (в 1891 г.). 255 с. Текст: непосредственный.