Массовое сознание россиян ( геополитические и этнические корни)
Автор: Ореховская Наталья Анатольевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Идеи и смыслы
Статья в выпуске: 9, 2009 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрывается актуальность массового сознания как фактора, скрепляющего российских людей в единое государство, общество. Автор в историческом контексте показывает роль эволюции геополитических и этнических корней в формировании ментальности массового сознания россиян.
Массовое сознание, историческая память, менталитет, патриотизм, культура
Короткий адрес: https://sciup.org/170165038
IDR: 170165038
Текст научной статьи Массовое сознание россиян ( геополитические и этнические корни)
С овременное российское государство и общество переживают глубокий кризис. Упадок промышленности, массовая бедность, резкая социальная поляризация населения – всё это проявления системного кризиса капитализма. Одним из его результатов и в то же время одной из фундаментальных причин является искажение массового сознания народа как главного субъекта истории.
Русский народ исторически обустраивался на великой равнине, расположенной на стыке Европы и Азии. По мнению Н.А. Бердяева, необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души: «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, широта»1.
На протяжении всей своей истории русский народ постоянно контактировал со своими западными и восточными соседями. Эти контакты приобретали характер как мирного экономического, политического, культурного сотрудничества, так и острого военного противостояния. Но во всех случаях Россия выступала своеобразным связующим мостом между Европой и Азией, выполняла важную геостратегическую роль, связанную с поддержанием мирового равновесия.
ОРЕХОВСКАЯ Наталья
Местоположение на не защищенной с запада, юга и востока равнине приводило к тому, что Россия со всех сторон была открытой для нападения агрессивных соседей. Не счесть войн, в основном оборонительного характера, которые пришлось вести русскому народу. Война стала для русских людей суровой необходимостью, а сама Россия напоминала своеобразную осаждённую крепость. С 1228 по 1462 г., за 234 года, у русских было 160 внешних войн. В XVI в. они воюют на северо-западе и западе против Речи Посполитой, Ливонского ордена и Швеции 43 года, ни на год не прерывая войны против татарских орд на юго-восточных и южных границах. В XVII в. Россия воевала 48 лет, в XVIII – 56 лет2. Суровыми были и последние два столетия. XIX век: три войны с турками, одна – с персами, кавказская, среднеазиатская войны, нашествие Наполеона, Крымская война. XX век – две войны с японцами, две мировые войны, интервенция Антанты в Гражданскую войну и ядерный шантаж вто рой полови ны XX в.
«Русская история развивалась так, что для неё не было никакого выбора; или надобно было сражаться, или быть уничтоженным; вести войну или превратиться в рабов и исчезнуть»1. При этом масштабы войн и битв, которые вела Россия, степень напряжения усилий народа во все века были несоизмеримы с европейскими. Так, считалась крупной и ожесточённой одна из битв 1119 г. между французскими и английскими феодалами, в которой участвовало 900 рыцарей, из которых три человека были убиты и 140 человек взяты в плен.
В бесконечной череде вооружённых противостояний и военных конфликтов были тяжкие неудачи и военное счастье, сокрушительные поражения и блестящие победы. Такая непростая и противоречивая судьба приучила русских не падать духом и не отчаиваться в самых безнадежных ситуациях. Она формировала в русских душах «уверенность, что, если они потерпели поражение в национальной борьбе, это поражение – только “первая” глава схватки, “вторая” будет означать очищение и накопление сил, “третья” – победу, освобождение, воскрешение»2.
Каждый раз, когда иностранная армия вторгалась в Россию, война неизбежно перерастала в народную, ярко высвечивая все лучшие ментальные свойства массового сознания русской нации. Как писал Л.Н. Толстой, «из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине каждого, – любовь к Родине»3.
Геополитическая специфика России связана с её срединным положением на евроазиатском континенте, многонациональным составом населения. В процессе обретения Россией новых земель был выработан особый тип межнациональных отношений, не свойственный другим европейским империям. Он основан на чувстве уважения к другим народам, к их религии, обычаям и традициям. Русские переселенцы легко вступали в хозяйственные, культурные, дружеские и родственные связи с коренным населением, органично и повсеместно врастая в окружающую инородческую среду. Неизвестным с точки зрения образования западных империй был и факт добровольного вхождения в Россию ряда народов, что в буквальном смысле спасло некоторые из них от физического уничтожения.
Подчеркнём: не на инородцах, а на плечах русского народа лежала основная тяжесть поддержания мощи многонационального государства. Показательно, что в России с этнической карты не исчез фактически ни один народ, в то время как в процессе колонизации Америки романо-германцами и англосаксами были уничтожены великие самобытные цивилизации. Не злой мачехой, а доброй и заботливой матерью была Россия для инородческих племён. Поэтому большинство российских народов питали ответное доброе чувство к русскому народу, полагая себя полноправной частью полиэтнической России.
Благожелательное и уважительное отношение к инородцам в душе русского народа – не пропагандистская имперская выдумка, а исторический факт, подтверждённый многовековой совместной жизнью десятков этносов в едином государстве. Распад СССР, сопровождающийся межэтническими столкновениями, не опровергает миссию России как носительницы идеи всечеловечности в отношениях между народами. История ещё не всё расставила по своим окончательным местам. Из спектра исторических возможностей не исключена вероятность всесторонней, добровольной, не обязательно в рамках единого государства интеграции ранее единых евразийских народов вокруг своего исторического ядра – Великороссии.
Значительное влияние на формирование особенностей русского массового сознания оказал фактор межэтнического смешения в процессе образования русского народа. Славянское влияние – этнически самое мощное, но отнюдь не единственное в русском народе. Таков закон этногенеза, ибо, как отметил ещё А.С. Хомяков, «одностихийных народов в истории почти не встречается... мы можем заметить преобладание одного или другого начала; но мы не можем и не должны без ясных доказательств вносить народные имена под графы, составленные для племён и се- мей»1. Русский народ как суперэтнос представляет собою сложное полиэтническое природно-социальное образование, органически впитавшее в себя славянское, финно-угорское и тюркское влияние.
Стержнем и ядром великорусского типа массового сознания выступает славянское начало. В исторической литературе сохранилось относительно немного свидетельств о первоначальных ментальных качествах массового сознания восточных славян. Позднеантичный автор Маврикий Стратег определяющей чертой славян считает присущую им любовь к свободе: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране»2. Славяне выносливы, легко переносят холод, жару, наготу, недостаток в пище, к прибывшим к ним иноземцам они относятся ласково. Этого автора впечатляют скромность и преданность славянских женщин, добровольно лишающих себя жизни после смерти мужа, а также изобретательность и храбрость славянских воинов. Не остаются в тени и такие нелицеприятные свойства, как коварство, неумение держать своё слово относительно заключённых договоров, склонность к раздорам и отсутствие единомыслия среди соплеменников.
Ментальные свойства массового сознания народов в немалой степени зависят от характера их жизнедеятельности. А.С. Хомяков делит по этому признаку все народы на две группы: завоевательные и земледельческие. Завоевательные народы, к которым он относит германские народы, отличаются жестокостью, презрением не только к побеждённому, но и ко всему чужому. Земледельческие народы, к числу которых принадлежат славяне, ближе к общечеловеческим началам, они отличаются восприимчивостью ко всему чужому: «Им недоступно чувство аристократического презрения к другим племенам, но всё человеческое находит в них созвучие и сочувствие... Русский смотрит на все народы, замежёванные в бесконечные границы Северного царства, как на братьев своих...»3. Из такого мирочувствования берёт свои корни отмеченная позднее Ф.М. Достоевским всемирная отзывчивость русского народа, его эмпатический дар сопереживать и принимать близко к сердцу беды и страдания других народов. Однако восприимчивость и способность вбирать в себя черты иноплеменников могут также иметь и отрицательные последствия. Славяне, в силу мягкости, кротости, переимчивости своего характера, легче других народов поддаются воздействию ассимиляции, утрачивая при этом свои самобытные племенные и национальные черты.
Значительное и существенное влияние на великорусский этнос оказало воздействие татаро-монгольских племён. Традиционно данное влияние описывается негативными красками и считается, что едва ли не все отрицательные черты в русском народе есть следствие отравленности татарщиной. Однако И.А. Ильин – в целом представитель негативной оценки татарского влияния на русский народ – вынужден признать факт неоднозначности такого влияния. С одной стороны, он говорит об ужасных последствиях монгольского ига, с другой – о положительных аспектах его влияния на русский народ. Продолжительное иго воспитало в русских не только слабые, но и сильные ментальные свойства: проницательность, неистощимое терпение и стойкость; способность вынести самый низкий жизненный уровень и при этом не падать духом; искусство самопожертвования и безрассудной самоотдачи; жизненную стойкость души; удивительную покладистость и гибкость; наследственную отвагу; ярко выраженное, в поколениях воспитанное искусство оборонительной войны.
Активной социальной и духовной силой в русском обществе в период татаромонгольского порабощения становится православная церковь, деятельности которой монголы не чинили особых препон. Она несла русским людям утешение, силу и веру, христианство становится средоточием народного бытия. «Опыт России, – отмечает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – показывает, что активная роль религии в жизни страны помогла нашим предкам преодолеть исторические трудности, построить государство, объединившее множество мирно уживающихся народов и религий, создать признанную великую рус- скую культуру»1. Именно в данный период произошла христианизация души русского народа, ставшая на долгие века отличительной национальной чертой. Потому под патриотическим знаменем наши недруги «критически переосмысливают» события прошлого, пытаются осуществить отключение исторической памяти и нравственности. Так, например, в книге английского профессора Дж. Феннела «Кризис средневековой Руси» даётся образ Александра Невского как предателя, пособника татаро-монгольской управы, создаются «британские стереотипы русского прошлого». Некоторые идеологические структуры, СМИ внедряли в массовое сознание эти «британские стереотипы», разрушающие образ одного из главных русских святых, символ национальной гордости. Поэтому за последние годы в массовом сознании русского народа удалось сильно исказить историческую картину политического спектра России, внедрить в сознание молодёжи элементы дегеро-изации2.
Таким образом, татаро-монгольское иго и борьба с ним стали в конечном итоге мощным катализатором становления великорусского народа, влияя на формирование государственности, быта, культуры и массового сознания. Начавшись в ХIII в., процесс становления русского суперэтноса в основном завершился в первой половине XVI в. К этому времени победоносно осуществилось национальное освобождение от трёхсотлетнего татарского владычества. Кроме этого, территориально произошло государственное оформление Московской Руси в виде гигантского царства, и возникла национально-государственная идеология. С этого времени русский народ был вынужден нести на своих плечах бремя трёх вызовов истории: 1) полиэтничности; 2) суровой природной среды; 3) гигантских размеров страны. Перед русской цивилизацией были поставлены такие исторические вызовы, с которыми в их комплексе не сталкивалась ни одна крупная цивилизация. На эти вызовы истории русский народ ответил особенностями своей хозяйственной и духовной жизни, уникальным набором качеств своего массового сознания. В этой связи следует напомнить, что массовое сознание является важным фактором приспособления народа к особенностям природной и социальной среды.