Массовые коммуникации: социальный аспект

Автор: Собачкин А.Ю.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 11-2 (27), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются массовые коммуникации в социальном контексте. Приводятся ключевые подходы к анализу глобальных тенденций развития международных информационных процессов. Раскрываются мнения различных авторов относительно этих базовых концепций. Дается обзор проблемы диспропорций в распространении информационных потоков на мировом рынке.

Массовые коммуникации, мировой рынок информации, информационные потоки, тренды информационных процессов

Короткий адрес: https://sciup.org/140280588

IDR: 140280588

Текст научной статьи Массовые коммуникации: социальный аспект

В условиях непрерывно ускоряющихся темпов научно-технического прогресса и развития современного общества, роль средств массовой информации как инструмента экономических и политических воздействий значительно возрастает, следовательно, снижается защищенность потребителей информационного продукта.

Ряд исследователей отмечают, что развитие СМИ нередко служило толчком для изменений социокультурной организации общества и новая технология «блокчейн» может послужить одним из таких катализаторов.

Исследователь массовых коммуникаций А. Черных определяет теоретические подходы к анализу глобальных трендов информационных процессов, исходя из специфики изучаемых проблем, как:

  • -    СМИ и развитие,

  • -    культурный империализм,

  • -    новый мировой информационный порядок,

  • -    плюрализм коммуникаций [3, с. 34].

В основе концепции «СМИ и развитие» лежат во многом опирающиеся на средства массовой коммуникации попытки прогнозирования путей социально-экономического и культурного развития бывших колониальных стран.

Центральными фигурами данной концепции являлись Д. Лернер и В. Шрамм. Они исследовали базовые ментальные установки, характерные для конкретного общества, и влияние этих установок на социальные изменения. По их мнению, активная экономическая позиция населения, в совокупности с его вовлеченностью в политику, в целом определяли темпы развития. При этом базовые установки, присущие развивающимся обществам являлись сдерживающим фактором. Согласно этой теории, средства массовой коммуникации могут оказать необходимое воздействие на ментальность населения, упразднив тем самым некоторые факторы, сдерживающие положительные изменения в развивающихся странах [2, с. 82].

Эффективность воздействия СМК обуславливается обеспечением интеграции локального и международного рынков путем формирования спроса на новые блага у населения пост-колониальных территорий.

Появление теории «культурного империализма» стало индикатором отличия мнений интеллигенции развивающихся стран от идей западных универсалистов.

Г. Шиллер, сторонник этой теории, отмечал важность спецификации условий, сложившихся в странах «третьего мира». В его работах отражается негативная суть воздействия средств массовой коммуникации на население развивающихся стран, как контроль Запада над их культурой, вследствие чего прежние отношения зависимости между государствами только усиливаются [5, с. 170].

Социолог Р. Конецкая отмечает, что присутствие западных СМИ на информационном рынке бывших колоний, негативно сказывается на национальной идентичности. Также, подобная интервенция формирует у населения так называемые «ценности потребления» и, как следствие, вызывает отток капиталовложений из проектов по модернизации инфраструктуры в краткосрочные проекты, нацеленные на производство и потребление благ [1, с. 108].

Следует отметить, что сторонники теории «зависимого развития» рассматривали условия становления обществ развивающихся стран как уникальные, соответственно экстраполяция опыта западных стран на страны «третьего мира» этой группе ученых представлялась невозможной.

Большое значение рекламы как инструмента воздействия на население, фиксировалось как последователями Шрамма, так и Шиллера.

Все они сходились во мнении, что реклама выполняет роль ретранслятора идей консьюмеризма на потребителей из развивающихся стран. При этом, долгое время наибольший доход приносила реклама именно потребительских товаров и услуг.

Таким образом, теория «культурного империализма» обозначает диспропорции распространения информационных потоков в условиях глобального информационного рынка.

Различия влиятельности средств массовой коммуникации стран запада и стран «третьего мира» привели в конечном итоге к политическим распрям. Участники анти-универсалистского движения, такие как Индия и Индонезия, сформулировали в семидесятые годы двадцатого века идею «нового мирового информационного порядка», как продолжение концепции «культурного империализма».

Суть данной теории в том, что мировая система массовой коммуникации подконтрольна странам запада, представленным объединением крупнейших поставщиков международного рынка информации. Контролируя технологии производства и распространения информационного блага, олигополия оказывает непосредственное влияние на деятельность СМК в развивающихся странах.

Концепция «новый международный информационный порядок» была утверждена в 1978 году Международной комиссией Макбрайда при ЮНЕСКО. Работа комиссии была направлена на устранение диспропорций движения информационных потоков на международном рынке, а также на обеспечение необходимых условий для прогресса мирового сообщества.

Цели международной комиссии Макбрайда реализовывались благодаря проведению политики по регулированию вещания за пределы государственных границ стран-производителей информационных ресурсов [3, с. 112].

Меры внешнего регулирования не были приняты странами запада, прежде всего Соединенным штатам Америки, так как внешнее вмешательство противоречит традициям западной прессы.

Под предлогом защиты идей публичной дипломатии и свободного информационного потока, США выходит из состава ЮНЕСКО и останавливает финансирование многочисленных социальных, гуманитарных и культурных программ. Такое давление на организацию подтолкнуло новое руководство ЮНЕСКО отказаться от «культурного империализма».

Смещение экономического баланса на страны «третьего мира» в 1980е и 1990-е годы отводит разногласия относительно мировых информационных потоков на второй план. Сложившая ситуация стала предпосылкой для становления идей «плюрализма мировых коммуникаций».

Впервые концепция нового «нового порядка» была озвучена на Совещании латиноамериканских стран в Лиме в 1990-м году. Суть резолюции участников Совещания сводилась к установлению и поддержанию прозрачных и естественных информационных потоков. Принципиальное отличие нового «нового порядка» заключается в смещении фокуса на интересы массового потребителя [1, с. 117].

Претворение данной идеи в жизнь стало возможным благодаря двум факторам:

  • -    изменение структуры деятельности коммуникационной олигополии,

  • -    количественное увеличение объемов информации, поступающей из развивающихся стран, в совокупности с качественным изменением её содержания.

Ф. Шарков отмечает, что в 1990-е годы диспропорции международных потоков информации начинают сглаживаться, однако законы рыночной экономики приводят к еще большему увеличению транснациональных коммуникационных объединений [4, с. 306].

Современные тенденции развития СМК ведут к разнонаправленности информационных потоков, что делает их распространение более сбалансированным. То есть обратная связь играет важную роль в процессах массовой коммуникации, при этом достижения научно-технического прогресса во многом сближают понятия массовой и межличностной коммуникации.

Список литературы Массовые коммуникации: социальный аспект

  • Конецкая Р. Социология коммуникации. Москва: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304с.
  • Сиберт Ф.С., Шрамм У., Петерсон Т. Четыре теории прессы. Москва: Фонд Карнеги, 1998. 403с.
  • Черных. А. Социология массовых коммуникаций. Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. 452 с.
  • Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник. Москва: Дашков и Ко, 2013. 488с.
  • Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Москва: Фонд Карнеги, 1980. 326с.
Статья научная