Мастера декоративно-прикладного искусства и художники-тунеядцы или золотой фонд России?
Автор: Кузина Е.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 1-3 (14), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются проблемы мастеров изготовления художественных промыслов, работающих на дому, и предлагаются некоторые пути улучшения жизни, которые привели бы не только к уменьшению проблем мастеров, но и воплощению задач нашего общества по культурному наследию и занятости социально незащищённых слоёв общества.
Художники, мастера, дпи (декоративно-прикладное искусство), ип (индивидуальные предприниматели), художественные промыслы
Короткий адрес: https://sciup.org/140111308
IDR: 140111308
Текст научной статьи Мастера декоративно-прикладного искусства и художники-тунеядцы или золотой фонд России?
В этой статье мне хочется привлечь внимание к условиям жизни мастеров художественных изделий, которые не работают на больших художественных фабриках и заводах, а трудятся дома. Они создают свободные от цензуры и рамок шедевры по различным видам прикладного искусства, но при этом числятся в нашем обществе безработными. Они трудятся не покладая рук, сохраняя и передавая опыт и свое мастерство последующим поколениям, они живут, получая деньги за свои изделия случайными ярмарками или случайными договорами. Многие, чтобы не числиться безработными, иметь хоть какой-то стабильный заработок и при этом заниматься любимым делом, устраиваются на работу сторожами и ночью творят свои шедевры.
Россия богата художниками, мастерами художественных промыслов, ремесленниками, изготовляющими своими руками различные уникальные изделия. Они передают из поколения в поколение, своим детям и внукам, секреты мастерства резьбы по дереву, камню, кости, Хохломской росписи, Павловской филиграни, Гжели, плетения и других видов промыслов. В рамках существующего законодательства, Администрации городов и областей заботятся о развитии художественных промыслов, ремесел, организовывают ярмарки, на которых разрешают проводить продажу изделий ДПИ (декоративно-прикладного искусства), проводить мастер-классы по обучению населения различным ремёслам. Содействуют проведениям выставок и ярмарок, организованным по инициативе различных групп художников и мастеров. Но достаточная ли это забота в смысле «уверенности в завтрашнем дне»? У всех ли мастеров есть возможность создавать интересные уникальные изделия, и при этом зарабатывать на хлеб, содержать семью и передавать свой опыт внукам и правнукам?
Мастера и ремесленники часто объединяются в неформальные группы по видам деятельности для обмена опытом и получения сведений о ярмарках, магазинах, которые принимают продукцию для реализации изделий народных промыслов. Продажа, реализация изделий мастером – это не розничная торговля, это продажа его личного имущества, мастер не может торговать 5-6 дней в неделю, у него не будет времени на создание, на творчество. Он может сдать в магазины для реализации свои поделки и шедевры. Но магазины вынуждены значительно повысить цену на эти изделия, ведь им надо уплатить заработную плату продавцам, уплатить аренду за помещение и налоги. Чаще всего конечная цена за такие поделки не устраивает ни покупателя, ни мастера. Поэтому мастера стараются получить разрешение на участия в различных ярмарках – продуктовых, строительных и любых других, где их изделия разрешено продавать как вспомогательные. Это шанс, но небольшой. Специальные ярмарки художественных промыслов, декоративно прикладного искусства проводятся Администрацией города либо 1 раз в год, либо совмещаются с праздником города, где три-четыре часа разрешено на улицах города порадовать население уникальными изделиями ручной работы. В это время происходит удивительное общение с мастерами, значительно отличающееся от покупки в магазине. Мастера с удовольствием рассказывают, как они создавали эти изделия, какой рассвет или закат отразили на поделке, им важно, чтобы изделия попали в добрые руки, потому что эти изделия несут их энергетику. На ярмарках к мастерам приходят начинающие, по обмену опытом, для многих людей вышивка лентами, декупаж, рисунки по стеклу являются хобби, и они с радостью выслушивают советы опытных мастеров, художников, ремесленников.
В Нижнем Новгороде мастером резьбы по дереву Фроловым И.Н. был организован Профсоюз мастеров с организацией юридического лица при Нижегородском профсоюзе работников Культуры, которому уже более 11 лет. Младенцева Н.В. создала центр Мастеров. Есть и другие общества, объединившие мастеров и ремесленников ручных художественных изделий. Мастера, живущие в разных городах области и районов города объединяются для передачи опыта и занятости населения, в целях воспитания, повышения культуры и получения специальности, хобби, для организации ярмарок. Они не раз поднимали вопросы условий мастеров в министерствах, в печати и на телевидении, но так устроено наше общество, что инициативы «снизу» приветствуются, но, к сожалению, очень долго реализовываются, так как все инициативы должны быть подкреплены законодательством. А сколько проблем воспитания молодежи было бы решено, сколько социальных вопросов – для мало оплачиваемых категорий населения и инвалидов было бы улучшено при возможности обучения их ремёслам и их постоянной реализации.
Многие понимают необходимость развития мастерства по различным направлениям, по видам творчества, преемственность поколений. Но не все знают о том, что эти мастера, художники и ремесленники являются социально незащищенным слоем населения в нашем обществе. Многие из них не имеют трудового стажа и живут на редкую выручку от своих изделий часто меньшую, чем определена минимальная заработная плата.
Если же мастер декоративно-прикладного искусства или свободный художник не зарегистрирован ИП (индивидуальным предпринимателем), он считается безработным. Не говоря уже об этом унизительным для нашего общества с времён СССР «звании» безработного, у мастера уникальных художественных изделий не считается трудовой стаж, статус этих «трудяг» приравнен к тунеядцам. А это по настоящему «золотой фонд» нашей родины. Мастера художественных фабрик и заводов «зажаты» рамками утвержденных и узаконенных выпускаемых изделий. Свободные же художники и мастера свободны и от этих рамок. Они не только создают уникальные изделия, но они в большей мере свободны и для передачи секретов коренных промыслов из поколения в поколение, совершенствования народных промыслов, создания современных, новых изделий, не дожидаясь бюрократической процедуры утверждения на новый вид изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ). У них больше возможности изготовить настоящие шедевры. Учитывая трудные материальные условия жизни большинства из них, таких мастеров ДПИ, ремесленников и художников в нашей стране остаётся с каждым годом всё меньше. На мой взгляд, их уже надо охранять как редких уссурийских тигров с занесением в Красную книгу. Другими словами, надо как можно скорее создать условия для этих слоёв населения, которые важнее даже сохранения архитектурных памятников, которые можно хотя бы воссоздать по фотографиям и чертежам. Утерянные же секреты мастерства канут в вечность и небытие, откуда их не поднимут никакие ясновидящие и экстрасенсы.
Периодически возникают проекты и попытки изменения статуса художников, проекты налогообложения, которые до сих пор остаются проектами.
Есть возможность оформить патенты для ИП(индивидуальным предпринимателем) по виду деятельности «художественные промыслы». Это решает вопрос о трудовом стаже, который учитывается для пенсии. Но почему же % предпринимателей по этому виду деятельности так ничтожно мал? В 2013 и 2014 году стоимость патента (например, в Нижегородской области) составляет 200 тысяч рублей. Для большинства мастеров и ремесленников сумма патента такова, отработать которую они даже в хороших снах за год не могут. Многие из них только выручку такую за год с трудом могут заработать, а ведь патент – это сумма налога. Мастеру при этом необходимо постоянно следить за изменениями в бухгалтерском и налоговом законодательстве, ставках отчисления в различные фонды, разбираться во многих бумажных тонкостях, изучение которых не свойственно многим мастерам и художникам. У них другой склад ума. Многие живут в глубинках нашей родины, вырезая пари (бочки) из цельного ствола дерева или долбят лодки вручную из стволов дуба. Они сажают и собирают ивовые прутья разных сортов ивы, или сушат бересту для тонкого узора шкатулки, ищут корни и капы (наросты дерева), заранее, в лесу угадывая рисунок природы в изгибах березы или сосны.
В общем, получается, что пока наша забота о мастерах выражается крайне слабо. Кого относить к художникам и мастерам – это тоже задача. Звание народных художников, другие медали и «места» среди мастеров и художников – это идеологическая составляющая. Для социального статуса, зарплаты и налогообложения, стажа работы – достаточно определения направления жизни как свободного художника, и налогообложения в размере 13% от полученного дохода самим человеком, самим мастером, ремесленником, художником. Сколько художников были непризнанными и даже гонимыми, а только после смерти их картины приобрели огромную ценность. Сколько споров сейчас в худсоветах, считать ли современные виды создания изделий скрапбукинга, декупажа, фьюзинга, лэмпорка, кратковременные образы из речного песка (анимация), даже ручного мыловарения – как изделия декоративно-прикладного искусства или нет? Время расставит всё по местам. Главное, создать условия для жизни этих людей, решивших посвятить себя этому виду деятельности, подтверждая их трудовой стаж, облагая, конечно их подоходным налогом, как и художников, работающих на предприятиях.
Можно было бы «узаконить» для мастеров, например, выдачу трудовых книжек в Администрациях района в отделе, отвечающем за культуру. Оформить мастеров и ремесленников типа «надомников» предприятий, но при администрации, без плана и со свободой выбора направления творчества. Вид деятельности определить по принесенным им изделиям, дипломам и грамотам за участие в местных выставках и ярмарках и показу мастер - класса, где художник, мастер, ремесленник докажет своё умение в этой области и желание работать в этом направлении. Без присвоения званий, ступеней мастерства, этим пусть занимаются Художественные советы, которые потом могут по рангам разделить мастеров (при желании их самих) для других целей. В налоговых инструкциях определить % налога от дохода или выручки для типов специализации, вида деятельности (например, 13%). В налоговых инспекциях выдавать расчетные книжки на год с готовыми реквизитами на оплату налога, по которым мастер платит 1 раз в месяц или квартал по фактическому доходу и дальше работает, не думая об изучении налогового законодательства, сроках сдачи деклараций о начислениях и т.д. А налоговая программа в тот же день, сама разнесла бы сумму поступления по бюджетам и статьям, куда нужно. В этом случае любой мастер из дальней глубинки найдет возможность 1 раз в год получить книгу для оплаты налогов и 1 раз в месяц или квартал оплатить налог на свой фактический доход в сбербанке, уважая заботу правительства о его трудовом стаже.
А на местном уровне, депутатам Законодательных собраний неплохо бы изучить виды деятельности своего края подробнее, чтобы патенты для индивидуальных предпринимателей были бы не одного названия «Художественные промыслы», а были разными, более подробными. Например, по материалам изделий, - дерево, береста, стекло, камень и т.д. плюс по видам изделий, (например, из дерева можно сделать простенькое украшение типа подвески и лодку, и мебель из дерева с капом (наростом)). И конечно, надо определить разумную стоимость патента по каждой категории изделий мастеров и художников, доступную для них. Сделать это вполне реально. На любом городском празднике типа «День города» или крупной ежегодной ярмарке дать заполнить анкету разным мастерам по всем этим вопросам. В музеях, домах культуры, в отделах культуры
Администраций района и города есть координаты добровольных центров мастеров ДПИ, которые могут помочь в сборе этой информации и предложений. Разработка проектов законов, деклараций и патентов, психологического влияния на улучшение жизни нашего общества - может быть и научной работой какого-то коллектива.
Кроме этой категории населения – мастеров, художников, ремесленников, фотографов, неплохо бы продумать возможность оформления трудового стажа и обеспечения условий для людей, занимающихся природным земледелием, выращивания плодов, овощей и ягод, саженцев, собирающих лесные ягоды и грибы, и т.д.
Пора не на словах, а на деле охватить настоящей заботой все слои населения и дать возможность людям заниматься трудом по желанию, вдохновению, поддерживать их как морально, так и материально. Мастера -не тунеядцы. Они работают часто больше других, официально оформленных работников на художественных фабриках, потому что они часто трудятся дома в любое свободное время. Их труд более свободный, а потому радостный, и также, как и другой труд - достоен уважения общества.
Необходимо в каждом городе построить «Дома ремёсел» для проведения мастер - классов и выставок, ярмарок изделий ДПИ.
Надо в школьную программу ввести уроки мастерства по видам промыслов, вовлечь мастеров в образовательный процесс детей и молодёжи в трудовое обучение. Следует особо отметить перспективность этого направления, так как совмещение творческого интереса с прививанием трудовых навыков способствует гармоничному развитию личности человека.
Надо разрешить и организовать реализацию изделий ДПИ не только в праздники на ярмарках, а постоянно, создавая магазины народных промыслов и вернисажи, рекламируя и показывая по телевидению и актуальные и редкие ремёсла.
Создать в каждом городе профтехучилища для получения навыков традиционных промыслов края, что психологически будет развивать гордость за свой регион и увеличивать социальную защищённость за счёт получения востребованной профессии.
А наша Родина ничего не потеряет, а наоборот приобретет – социальную защищенность большего количества людей, сохранность секретов всех «левшей», передачу мастерства в последующие поколения, увеличения работающих в творческих направлениях и увеличения налогов, а главное - укрепления статуса РФ как творческой, свободной страны, которой есть чем и кем гордиться.
"Экономика и социум" №1(14) 2015